«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Качарава Мария Александровна

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennye_predstavleniya.docx168.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым»

Консультация для педагогов на тему:

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

Подготовила и провела:

учитель-дефектолог

Качарава Мария Александровна

г.Евпатория

В реализации задач подготовки к успешному обучению в школе важное место занимает формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности.

Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как адекватное воспитание пространственных свойств, предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям.

В своей работе я использую словесные, наглядные  и практические методы.

К словесным методам относятся:

  • разъяснение;
  • объяснение;
  • указание;
  • вопрос;
  • описание упражнения;
  • словесная инструкция.

К наглядным методам относятся:

  • показ способа выполнения;
  • демонстрация образцов, карт-схем.

К практическим методам относятся:

  • игры с занимательным математическим материалом;
  • упражнение;
  • поисковая деятельность;
  • выполнение совместных действий с учителем-дефектологом;
  • самостоятельная деятельность детей.

Формированию пространственных представлений способствует:

 

 «Танграмм», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Квадрат Воскобовича», «Змейка Воскобовича», «Палочки Кьюзейнера», «Сложи узор» и т.д

 - использование  загадок, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты и т.д.;

2. Математические игры и задачи:

- блоки, кубики на включение, нахождение;

- шашки, шахматы;

- словесные.

3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения:

- с наглядным материалом;

- словесные.

В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения: головоломки, числовые курьезы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (кроссворды, шарады), головоломки рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Занимательными и увлекательными для детей являются игры на пространственное преобразование, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей («Танграмм», «Вьетнамская игра», «Листик» и др.).

Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических действий и операций.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, занимательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечения.

Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями.

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию пространственных представлений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

В учебно-методическом пособии представлен опыт работы по формированию предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, предпринята попытка раскрыть теоретические основы...

Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

Консультация для педагогов на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...

Формирование предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Основой разностороннего развития детей дошкольного возраста, является ознакомление их с предметным миром. Нарушения зрения ограничивают возможности детей в непосредственном чувственном познании окружа...

ПРОЕКТ: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Краткая аннотация проекта.       Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновникам...

Проект по ПДД "«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

проект по ПДД " Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"...