ПРОЕКТ: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
проект по обж (старшая группа)

С. Ю. Гусева
  1. Краткая аннотация проекта.

       Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети с низкой остротой зрения, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста с патологией зрения – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

                  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей с нарушением зрения безопасному поведению на улицах, дорогах в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, дошкольные учреждения.

                  Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является важной ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МК ДОУ «Детский сад № 401» особое внимание уделяет обучению детей с нарушением зрения правилам дорожного движения. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длинный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

                  Проект реализует нестандартный подход решения проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения. Данный проект необходим как для педагогов, так и для родителей дошкольников. Проект поможет педагогам вызвать интерес у детей к данной проблеме, а в дальнейшем поможет ребенку успешно реализовать свои знания в жизни.

                 С помощью этого проекта снизится детский травматизм, являющийся результатом низкого уровня подготовки детей. Уменьшится и количество ДТП с детьми дошкольного возраста. Особенно у тех, которые имеют низкую остроту зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pdd_1_3.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

Районный конкурс «ПДД»

        

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1239/00107970-f08f09bd/3/img0.jpg

ПРОЕКТ: «Формирование

у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

навыков безопасного поведения

через ознакомление с правилами дорожного движения»

         

        

Авторы проекта:

Лиханова Анжела Леонидовна,                                    воспитатель I кв. категории
Гусева Светлана Юрьевна ,
воспитатель I кв. категории
Бабушкина Елена Владимировна,

учитель – логопед высшей кв.  категории

Новосибирск 2020

Содержание проекта

1.Краткая аннотация проекта…………………………………………………
2.Описание учреждения………………………………………………………

3. Постановка проблемы……………………………………………………..
4. Актуальность проблем…………………………………………………….

5. Цель и задачи проекта ……………………………………………………
6.Готовность к реализации проекта…………………………………………
7.Этапы, содержание и методы реализации проекта………………………
8. Прогнозируемые конечные результаты деятельности…………………
9.Практическая значимость результатов……………………………………
10.Возможные риски…………………………………………………………

11.Критерии оценки эффективности проекта ………………………………
12.Ресурсы (бюджет проекта)………………………………………………
13.Функционал участников проекта…………………………………………
14.Перечень используемых источников……………………………………

Приложение

3

4

5

5

5

7

11

17

18

18

18

19

20

21

  1. Краткая аннотация проекта.

       Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети с низкой остротой зрения, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста с патологией зрения – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

                  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей с нарушением зрения безопасному поведению на улицах, дорогах в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, дошкольные учреждения.

                  Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является важной ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МК ДОУ «Детский сад № 401» особое внимание уделяет обучению детей с нарушением зрения правилам дорожного движения. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длинный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

                  Проект реализует нестандартный подход решения проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения. Данный проект необходим как для педагогов, так и для родителей дошкольников. Проект поможет педагогам вызвать интерес у детей к данной проблеме, а в дальнейшем поможет ребенку успешно реализовать свои знания в жизни.

                 С помощью этого проекта снизится детский травматизм, являющийся результатом низкого уровня подготовки детей. Уменьшится и количество ДТП с детьми дошкольного возраста. Особенно у тех, которые имеют низкую остроту зрения.

 

2.Описание учреждения
Детский сад № 401 является единственным Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением в Дзержинском районе для детей с нарушением зрения. В детском саду функционируют десять дошкольных групп, из которых восемь групп для детей с нарушениями зрения и речи в возрасте от 2 до 7 лет и две группы общеразвивающие для детей от 2-7 лет. В МКДОУ имеются музыкальный и физкультурный залы, кабинет тифлопедагога, логопедический и офтальмологический кабинеты, методический кабинет, медицинский кабинет.
   
В учреждении работают 32 педагога, из них 16 имеет высшее образование, 16 имеют средне специальное образование, 5 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 13 имеют первую квалификационную категорию, соответствие занимаемой должности 8 человек.

   В МКДОУ «Детский сад № 401» поступают дети с различной патологией зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, астигматизм, амблиопия и т.д. Патология зрения, как правило, сопровождается психическими расстройствами: гипердинамический синдром, неврастенический синдром, ППЦНС (перинатальным поражением центральной нервной системы) и т.д.
  Коррекционная работа в МКДОУ строится с учетом ограниченных возможностей детей и специфики обучения и воспитания слабовидящих детей. Сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно - восстановительной, тесная взаимосвязь специалистов детского сада: врачом – офтальмологом, воспитателем, тифлопедагогом, учителем – логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и обязательное участие родителей в процессе коррекционного обучения дают положительные результаты.
   В ДОУ квалифицированную коррекцию нарушений зрения у дошкольников осуществляет врач – офтальмолог и медсестра – ортоптистка. В офтальмологическом кабинете дети с нарушением зрения занимаются на макулостимуляторе «Макс-1», амблиотренере «АМО –АТОС», «Ручеек», «Цветоритм», «Стекла Богалини», «Засветы по Чермаку», лазер, иллюзион, синаптофор.   В лечении амблиопии и косоглазии используются компьютерные технологии. Для диагностики, лечения, и профилактики глазных болезней используются комплексы компьютерных программ «Окулист», «Академик», «КАПБИС-1» и др.
     Педагоги и воспитатели детского сада участвуют во всех мероприятиях и акциях проводимых в образовательном учреждении. Особое внимание педагоги уделяют проблеме безопасности и правилам дорожного движения.

Заведующий Гончарова Любовь Геннадьевна, высшее образование.
Старший воспитатель Резвих Елена Сергеевна, высшее образование

Штат специалистов – кто работает с детьми:

Лиханова Анжела Леонидовна - воспитатель I кв. категории;
Гусева Светлана Юрьевна - воспитатель I кв. категории;
Бабушкина Елена Владимировна – учитель-логопед высшей  кв. категории

3.Ценность проекта для данного учреждения

      Проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений, работающих в данном направлении. Он предназначен для активной деятельности самих детей с нарушением зрения и их родителей. Педагоги и дальше будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей с нарушением зрения, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами нашего ДОУ будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.
    Методы и приемы могут быть разнообразными, с учетом психологических особенностей дошкольника с нарушением зрения, в зависимости от цели и задач, включать в себя все виды деятельности, различные технологии и продуктивные методы.
Представлены в таблице № 1.
     В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников с нарушением зрения необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

4.Актуальность проблемы

     В нашей стране ситуация с детским травматизмом на дорогах была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете по 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. ед. транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.

       По данным Главного управления образования мэрии города Новосибирска за один квартал на территории города Новосибирска зарегистрировано 19 ДТП с участием детей.

Анализ ДТП с участием детей показывает, что основными причинами являются:

  • Низкая острота зрения;
  • Ограниченный угол зрения;
  • Невнимательность;
  • Нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке;
  • Отсутствие правильного распределения внимания и определение существенного от незначительного;
  • Незнание детьми ПДД;
  • Отсутствие у детей практических навыков поведения в конкретной дорожной обстановке;
  • Недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
  • Нарушение ПДД водителями;
  • Светофор не оборудован звуковым сигналом.

Наиболее характерными нарушениями ПДД являются:

  • Переход проезжей части в неустановленном месте;
  • Неподчинение сигналам светофора;
  • Внезапный выход на проезжую часть из-за препятствий.

    В связи с вышеизложенными фактами, считаем, что изучение ПДД целесообразно начинать в детском саду и продолжать в начальной школе т.к. дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

      В октябре 2020 года в нашем детском саду было проведено анкетирование родителей подготовительной группы, а также опрос самих дошкольников.


5. Цель проекта.
     Формирование у детей с нарушением зрения устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи поставленные перед детей:
1.Закреплять и систематизировать знаний у детей с нарушением зрения представления о ПДД;
2. Введение в связную речь лексико-грамматических конструкций: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, составление предложений разных типов;
3. Уточнить, расширить и активизировать лексического запаса по теме «Дорожные знаки»;
4. Развивать мелкую моторику;

5.Отгадывать и толковать загадки по теме;
6. Учить определять и словесно обозначать пространственные направления на других детях, окружающих предметах;

7.Расширять представления детей об окружающем пространстве;

8.Учить ориентироваться по схемам, макетам макро – и микропространстве;

9.Развивать умение различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания;

10.Определять направление движущегося звука.


Задачи, поставленные перед родителями:
1.  Развитие семейного творчества и сотрудничество семьи и детского сада;

2. Возможность проявить свои творческие способности.

3. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.


Задачи, поставленные педагогами:
1. Создать предметно развивающую среду, способствующую формированию у детей основ безопасного поведения на улицах города, формирование словарного запаса по дорожной лексике;

2.Разработать цикл занятий, направленных на формирование навыков дорожной грамоты, культуры поведения в общественном транспорте;

3.Разработать цикл занятий по формированию навыков дорожной безопасности, которые включали бы, как теоретическую, так и практическую часть;

4.Разработать перспективный план работы с родителями, имеющих детей с низкой остротой;

5.Опубликовать опыт своей работы в печатные издания (для дефектологов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями).

6. Готовность к реализации проекта. 
Место проведения:
 МКДОУ «Детский сад № 401»
Проект рассчитан на детей подготовительной группы с нарушением зрения.

Таблица 1.


п/п

Метод

Компетенции, которые получат дети и родители

Словесные: беседы, КВН, викторины, чтение рассказов, стихов, пословиц, загадок;
Наглядные: просмотр презентации, мультфильмов, рассматривание плакатов;


- Разработка анкет для родителей;

- Подготовка материалов на компьютере;

- Проведение исследования;

- Анализ.

Практические: упражнения, конструирование, дидактические игры.

 

Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика.

Получение новых знаний, новой информации по правилам дорожного движения.

Выявление уровня знаний детей и родителей по ПДД. Заинтересовать родителей данной темой.

Способствуют развитию исследовательской и творческой активности детей с нарушением зрения, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Необходимы на каждом занятие, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности.

Подготовка методического материала для реализации проекта
                                                                                                               Таблица № 2.

Направления в работе

Реализация (с помощью чего?)

1.

НОД

1.Изучение существующих методик правил дорожного движения для детей дошкольного возраста;

- Анализ изученных материалов.

Беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме.

- Разработка теоретических занятий.

- Составление писем родителям (уличный травматизм);

 - словарь основных понятий и терминов по ПДД;

- Первая помощь при несчастных случаях на дороге;

- Подготовка выставки специальной литературы.

2.

Познавательно-коммуникативная, речевая деятельность.

Введение в связную речь лексико-грамматических конструкций: прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; предложно – падежных конструкций разных типов.

Составление рассказов по серии картин, сюжетным картинам.

- Изготовление наглядных пособий (для развития дыхания, голоса, фонематического слуха с учетом специфики заявленной темы);

3.

Ознакомление с окружающим миром

Рисование
Лепка/аппликация

Конструирование

Создание атрибутов к играм по ПДД.

Выставки работ. Изготовление открыток для взрослых (День защитника Отечества с нашей тематикой).

4.

Игры и упражнения

Проведение дидактических игр «Один-много», «Сосчитай до десяти», «Скажи ласково», «Летит, плывет, едет», «Подумай – отгадай», «Расставь знаки», «Дорожная грамота», «Виды транспорта», «Найди отличие» и т.д.

5.

Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика.

Ежедневно

Физминутки: «Светофор», «Пешеход», «Мы в автобус дружно сели», «Постовой», «Мы шагаем».
Гимнастика для глаз: «Щенок», «Яблоко», «Арбуз», «Ёлочка», «Снежинка», «Анютины глазки», «Шофер», «Глазки».
Пальчиковые игры: «Дорожных правил очень много», «Постовой», «Машины», «Светофор», «Транспорт», «Гонки».
Дыхательная гимнастика: «Поедим на автомобиле», «Регулировщик», «Качели», «Насос», «Снегопад», «Пружинка», «Бегемотик».
Психогимнастика: 
«С добрым утром», «Спать хочется», «Четыре стихии», «Что слышно?», «Снеговик», «Запретный номер», «Художник», «Мыльные пузыри».

6.

Взаимодействие с педагогами

Рассматривание иллюстраций и презентаций

Беседы о правилах дорожного движения.

Чтение художественной литературы.  

«Уроки безопасности»

Разработка теоретических индивидуальных занятий для детей с низкой остротой зрения, имеющих недостаточный словарный запас по дорожной лексики:

- Шумовые сигналы на улице.

- Цвет форма и дорожные знаки;

- Транспорт на улице и развитие ориентировке в пространстве с помощью макетов.
- Пополнение демонстрационного материала;

- Изготовление макетов.
Учитель- логопед руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе.

7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

- Вовлечение родителей в пропаганду правил дорожного движения;

- Организация совместных мероприятий с участием родителей (в том числе профессионального опыта: мед. сестры, инспектора ГИБДД);

- Ознакомление родителей с результатами обучения детей.

8.

Создание предметно – развивающей среды для формирования у дошкольников навыков поведения на улице (дороге), формирование активного словаря.

- Мобайлы с дорожными знаками разного размера и силуэтами;

- Распределение обязанностей для изготовления наглядных пособий;

- Схем;

- Демонстрационного материала.

- Игр, макетов, пособий для развития речевого дыхания с иллюстрациями дорожных знаков.

9.

Результат проекта

- Итоговая диагностика;

- Анализ сформированных навыков по разделам;

- Оформление отчетной документации;

- Обобщение опыта и публикация в печатном издании.
Презентация.
ЛЭПБУК

7. Этапы, содержание и методы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 8 месяцев 2020-2021 учебный год и будет происходить в несколько этапов.

I этап – подготовительный

Сроки реализации 01.10.2020г. – 10.10.2020г.

ОКТЯБРЬ

Тема

«Транспорт». Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь автомобиля»

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Развитие речи «Классификация транспорта».

Конструирование: Выкладывание транспорта из палочек Кюизенера.

Лепка «Дорожный каток».

Рисование «Гараж спецтранспорта».

Целевые прогулки, наблюдения

К нерегулируемому переходу; на шоссе

Беседы

«Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего».

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомобиль», «Чего не хватает», «Летит, плывет, едет», «Транспорт» (пазлы).

Подвижная: «Лодочка».
Сюжетно-ролевая: «Автосалон» 

Чтение

Я. Пишумов «Машины», Н. Носов «Автомобиль»

Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что…?»

Досуг, развлечения

Вечер загадок «Дорожная математика», викторина «Транспортные средства»

Работа с родителями

1. Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».

  1. Консультация «Детское кресло в каждую машину».

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Дорожных правил очень много».
Дыхательная гимнастика: «Поедим на автомобиле»
Психогимнастика: «С добрым утром»
Гимнастика для глаз: «Яблоко»
Физминутка: «Светофор».

II этап - основной      

Сроки реализации 21.10.2020г. -30.04.2021г.

НОЯБРЬ

Тема

«Улица».
Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционер-регулировщик». Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Рисование «Моя улица», «На посту в любую погоду»

Конструирование «Городок малышей из Цветочного города».

Составление рассказа по плану «Моя дорога в детский сад».

Целевые прогулки, наблюдения

К проезжей части, к посту работников ГИБДД (с родителями)

Беседы

«Моя дорога в детский сад», «Милиционер-регулировщик», «Куда спешит автомобиль ГИБДД».

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик».

Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милиционер взмахнул палочкой».

Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД» 

Чтение

С. Маршак «Правил уличных не зная...», «Милиционер», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», «Инспектор ГИБДД»
Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, из чего сделана машина?»

Досуг, развлечения

Мультфильм: Смешарики ПДД «Пешеходная «Зебра»», «Гармония светофора», «Светофор».

Работа с родителями

1. Консультация для родителей  «Правила дорожного движения».

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Машины»
Дыхательная гимнастика: «Регулировщик»
Психогимнастика: «Спать хочется»
Гимнастика для глаз: «Арбуз»
Физминутка: «Светофор»

ДЕКАБРЬ

Тема

«Движение транспорта и пешеходов».
Продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспорта. Расширять представления о сложности движения на перекрестке

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Аппликация «Подземный переход».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Ознакомление с окружающим «Крестообразные и Т-образные перекрестки»

Целевые прогулки, наблюдения

Прогулка к Т-образному перекрестку (по возможности)

Беседы

 «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы»

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Волшебные полоски»,
Ситуации: «Двор — тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки», «Транспорт движется с трех сторон».

Сюжетно-ролевая: «Служба спасения»

Чтение

С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», «Самый лучший пешеход», О. Бедарев «Если бы...»

Досуг, развлечения

Ребусы, загадки.

Работа с родителями

1.Консультация «Ребенок на перекрестке»

2.Консультация «Знает правила семья, значит, знаю их и я».

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Светофор»
Дыхательная гимнастика: «Насос»
Психогимнастика: «Четыре стихии»
Гимнастика для глаз: «Ёлочка»
Физминутка: «Светофор»

ЯНВАРЬ

Тема

«Светофор».

Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Развитие речи «Пешеход! А ты знаешь?»

Аппликация «Автомобили у светофора».

Рисование «Внимание! Пешеход».

Развитие элементарных математических представлений «Часы».
Выкладывание светофора из цветных камушек.

Целевые прогулки, наблюдения

К проезжей части: «К светофору»

Беседы

«История создания светофора», «Сигнализация светофора»

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Укажи время».
Ситуация: «Пробка на дороге»

Чтение

Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора»

Досуг, развлечения

Викторина – игра  по ПДД для детей 6-7 лет

Работа с родителями

1.Консультация «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»
Дыхательная гимнастика: «Шину прокололи»

Психогимнастика: «Снеговик»
Гимнастика для глаз: «Бегемотик»
Физминутка: «Качу, лечу»

ФЕВРАЛЬ

Тема

«Дорожные знаки».

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков».

Рисование «Запрещающие знаки на дороге».

Складывание из цветных камушков дорожных знаков.
Изготовление удостоверений пешеходов.

Целевые прогулки, наблюдения

К проезжей части: «К ближайшим знакам»

Беседы

«Дорожные знаки для пешеходов»
«Полезные знаки»: дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям.

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

«Расставь знаки»: (с использованием книги Ю. Юдохина «Здравствуй, друг, дорожный знак»): упражнять в правильном расположении знаков на улице.

Изготовление  ЛЭПБУКА по ПДД.

Чтение

Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?»,  С. Михалков «Шагая осторожно».

Досуг, развлечения

«Автомульти»: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:
1. Буклет для родителей «Безопасность на дорогах. Правила безопасности для детей». Раздать родителям на улице.

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Машины»
Дыхательная гимнастика: «Снегопад»
Психогимнастика: «Снеговик»
Гимнастика для глаз: «Снежинка»
Физминутка: «Пешеход»

МАРТ

Тема

 «Правила поведения в транспорте и на улице».

Уточнить правила поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий.

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Развитие речи «Как должен поступить пешеход, если...»

Развитие элементарных математических представлений «Дорожные задачки»

Целевые прогулки, наблюдения

К проезжей части

Беседы

«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?»

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические:  «Кроссворды», «Добавь словечко», «Разрезные картинки».
Ситуации: «Я еду с родителями в машине»

Чтение

А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога», Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что такое Автозавод?»

Досуг, развлечения

Мультфильм. Смешарики ПДД «Пляшущие человечки».
«Умные клеточки»- графический диктант

Работа с родителями

1.Буклет для родителей «Самое дорогое у человека – это жизнь»,
2.Консультация: «Правила поведения в общественном транспорте»

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»-1
Дыхательная гимнастика: «Пружинка»
Психогимнастика: «Запретный номер»
Гимнастика для глаз: «Шофер»
Физминутка: «Мы в автобус дружно сели»

АПРЕЛЬ

Тема

 «Велосипед, самокат, роликовые коньки».

Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках.

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно».

Рисование «Мальчик на роликовых коньках»

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка к школе: закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети».

Беседы

«Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?»

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильный путь».

Ситуация: «Мне купили ролики»

Подвижная: «Уроки катания на двухколесных велосипедах и роликах»

Работа по тетради дошкольника «Учим правила дорожного движения» Г.Д. Беляевскова, Э.Г. Шамаева.

Чтение

Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?», Я.Пишумов. «Самый лучший переход»
С. Михалков «Скверная история».

Досуг, развлечения

Игра-викторина «Знатоки ПДД»

Мультфильм. Смешарики ПДД «Метро».

Раскраски для детей по ПДД.

Работа с родителями

1.Консультация «Ответственность родителей за последствия приобретения своим детям технических средств передвижения» (велосипед, самокат, роликовые коньки)

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»- 2
Дыхательная гимнастика: «Самокат»
Психогимнастика: «Художник»
Гимнастика для глаз: «Анютины глазки»
Физминутка: «Постовой»

III этап – заключительный  

Сроки реализации 04.05.2021г. -28.05.2021г.

МАЙ

Тема

«Железнодорожный переезд».

Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума.

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Целевые прогулки, наблюдения

К железнодорожному переезду (с родителями по возможности)

Беседы

«Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровозов» (Мемориал Славы труженикам тыла 1941-1945гг. Паровоз  им. Н.А. Лунина)

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор», «Путешествие за город».

Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород»

Изготовление макета улица детского сада.

Чтение

А. Дорохов «Шлагбаум», рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что такое Цвет-сигнал?».

Досуг, развлечения

КВН (итоговое мероприятие)

Работа с родителями

1.Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности»
2.  Памятка ученика 1 класса по ПДД (вклеивается в дневник)

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Гонки»
Дыхательная гимнастика: «Боевой клич индейца»
Психогимнастика: «Мыльные пузыри»
Гимнастика для глаз: «Глазки»
Физминутка: «Мы шагаем»

8. Прогнозируемые конечные результаты деятельности        

    При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
Полученные результаты у детей:

  • Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  • Приобретут навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  • Смогут самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях;
  • Смогут предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • У детей появится потребность заботы о своем здоровье.
  • Уменьшится количество ДТП с детьми дошкольного возраста.
  • Дети с нарушением зрения научатся пользоваться сохранными анализаторами.

     

Полученные результаты у родителей:

  • Повысится активность родителей и детей дошкольного возраста к обеспечению безопасности дорожного движения.

Оценка эффективности проекта будет происходить с помощью:

  • Диагностики;
  • Анкетирования родителей дошкольников;
  • Совместные тематические занятия с воспитателями групп.

9. Практическая значимость результатов

     Данный проект адресован воспитателям, учителям - логопедам, учителям-дефектологам.
   Педагоги, участвующие в работе считают, что такой подход к реализации проекта поможет воспитателям вызвать у детей интерес к данной проблеме.

    Предлагаемые формы работы, могут быть адаптированы и использованы воспитателями, учителями - логопедами, учителями- дефектологами в работе с дошкольниками. Разработанный практический материал может быть эффективно использован образовательными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.

10. Возможные риски

Риски

Пути предотвращения

Нежелание родителей участвовать в проекте.

Работа воспитателя с родителями по мотивированию взаимодействия родителей с ребенком и повышения психологического комфорта взаимоотношения в семье  безопасности дорожного движения детей.

Травма во время игры.

Создание условий по технике безопасности.

Частые ОРВИ, ОРЗ.

Активизация творческого потенциала других воспитанников.

Карантин

Перенос даты проведения.

  11.  Критерии оценки эффективности проекта.
- Уровень сформированности представлений о транспортных средствах, об улице, о проезжей части.
- Знание дорожных знаков.
- Уровень культуры поведения детей на улице.
- Знание правил поведения в транспорте.

     

12. Ресурсы (в рублях)

1.Нормативно-правовое

  • Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
  • Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
  • Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.

2.Информационное:

  • консультации в группе «ВКонтакте» дошкольного учреждения;
  • мультимедийные презентации,

3.Организационное:

  • сотрудничество с управлением ГИБДД,
  • работа по управлению деятельностью участников проекта.

4.Материально-техническое:

  • уголок безопасности в приемной и групповой комнате;
  • выносные макеты дорожно-транспортных средств
  • методические и дидактические пособия.

5.Методическое:

- теоретическая и методическая литература,

- периодическая печать.

6.Кадровое: в проекте участвуют:

- дети подготовительной группы;

- родители воспитанников;

- воспитатель подготовительной группы;

- старший воспитатель,

7.Предполагаемые источники финансирования:

- спонсорские и изыскиваемые родительским комитетом подготовительной   группы

На родительском собрании утверждается смета проекта.

п/п

Наименование

Количество

Имеющиеся

средства

Требуемые

1.

Дидактический материал и настольные игры.

3шт

-

1000

2.

Дорожные знаки

10шт.

300

300

3..

Костюм полицейского:

- ткань;

- жезл.

1шт.

-

150

400

150

4.

Макеты

2шт.

500

500

Средства необходимые для реализации проекта 2350 руб.

  • Имеющиеся средства - 950руб.
  • Недостающие средства – 1400 руб.

13. Функционал участников проекта.

№ п/п

Ответственные

Функционал обязанностей

1

Заведующий ДОУ

Создание условий для реализации и проведения мероприятий.

Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта

Старший воспитатель

Методическое сопровождение педагогов (консультации, семинары).

Воспитатели

Реализация совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

Разработка системы взаимодействия педагогов и функционала.

Включение родителей в данный процесс.

Воспитанники подготовительной группы

Активные участники в проектной деятельности, выставках, праздниках, презентациях.

Учитель-логопед

Руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе.

Родители

 1.Активное участие родителей в проекте.
2. Создание макетов: «Золотая Нива»,  «Улица детского сада».

Медицинская сестра

Беседа «Оказание первой медицинской помощи»

Тип проекта досугово – познавательный.

14. Перечень используемых источников
1. Авдеева Н.Н.- Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003;
2.Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. -Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.;
3.Белая К. Ю.- Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010:
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. -Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004;
5. Беляевская Г.Д. Шамаева Э.Г. Тетрадь дошкольника 6-7 лет. Учим правила дорожного движения: игротека юного пешехода/ авт.-сост. Г.Д. Беляевская, Э.Г. Шамаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – С.71.
6.Бордачева И. Ю. наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки» для детей 4 – 7 лет Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г;
7.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. -П. Детство-пресс. 2009
8.Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006;
9. Гончарова Л.М. Правила дорожного движения/ ООО «Феникс», 2008.- С. 247.
10. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г;
11. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет / авт.- сост. О.Ф. Горбатенко. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013г;
12. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу/ ООО «ВАКО», 2008.-С. 192.
13.Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения/Н.В. Ковалева. – Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 157.
14. Куцакова Л.В. «Как обеспечить безопасность дошкольников» г. Москва «Просвещение» 2001.;
15Степаненко Э.Я. Филенко М.Ф. Дошкольникам- о правилах дорожного движения/ М.: Просвещение, 1979. – С.63.
16. Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.г.;
17. Саулина Т.Ф. Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010г.;
18. Юдохина Ю.Л. Здравствуй, друг, дорожный знак/Изд. «Ансеп-М», 1996. – С.16.

   

     

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействия, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по социально-коммуникативному развитию Тема: по правилам дорожного движения «Грамотные пешеходы»

Образовательная область «Познавательное развитие» Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта.Закрепить правила пользования общественным транспортом.Закрепить представление дет...

Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...

Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"

В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической  работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....

Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....

Проект по ПДД "«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

проект по ПДД " Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"...

презентация Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками, направленной на формирование навыков безопасного поведения при обучении Правилам дорожного движения

Презентация на тему: "Использование иновационых техннологий в работе с дошкольниками, направленной на формирование навыков безопасного поведенияпри обучении правил дорожного движения....