Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на улицах города, в общественных местах. В исследованиях тифлопедагогов М. Денисовой, З. Семеновой, Л. Плаксиной, В. Денискиной, Е. Подколзиной, выявлены особенности ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения:
- затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро и макроориентировке, словесном обозначении пространственных отношений;
- сложности формирования представлений о форме, величине, пространственном местоположении;
- ограниченные возможности дистантного (на расстоянии) восприятия;
- разрушение стереоскопического зрения вследствие нарушения бинокулярного видения;
- ограничение обзорных возможностей, ведущее к медленному зрительному анализу, малой двигательной активности;
- недостаточная продуктивность узнавания реальных объектов (из трех видов изображений – цветной, контурной, силуэтной – лучше всего дети узнают цветной, т. к. он дает дополнительную информацию).
Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:
- на первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;
- втором этап - дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке; - третий этап - решается задача обучения детей
-третий этап - решается задача обучения детей ориентировке между предметами, расположенными в окружающем пространстве, умению определять своё местоположение среди предметов и пространственное расположение одного предмета по отношению к другому;
- четвертый этап - обучение детей моделированию предметнопространственных отношений;
- пятый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов пространства.
Наиболее успешное усвоение ориентировки в окружающем пространстве детьми с нарушением зрения, я осуществляю через музыкальные занятия, посредством использования здоровьесберегающих технологий (коордиционно – речевых игр, валеологических распевок, технологии «хор рук», дидактических игр, подвижных игр и др.)
В играх дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей музыкальносенсорной сферы. При обучении ориентировке на собственном теле я использую следующие приемы:
-зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела
- рассматривание ребенком себя в зеркале;
- словесное обозначение их расположения.
( Модель Боровик Т.А. игра – распевание «Хэй, хэй, привет тебе»; валеологические распевки - авторов О.Н.Арсеневской, М.Ю Картушиной; игры Е. и С.Железновых и др..)
Особое внимание уделяю умению детей различать правую и левую стороны «на себе», в движение по кругу, т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. Например, такие игры «Ручку правую вперед, а потом ее назад», «Мы пойдем направо, налево…» и др.
Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя», формирую у детей навыки использования зрения в ориентировке, развиваю умения выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями под музыку разного характера.
Большое внимание уделяю усвоению понятий «близко – далеко», «ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «В каком домике живет папа Мишка ?» «В гости к зверятам». (цветовые ориентиры, тембровая окраска музыки) «Где спрятана игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» и т. д.
Следующим важным этапом является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Детям предлагается игровое задание, где они учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать., Коррекционно-развивающая игра «Кукла переезжает в новый дом». Дети расставляют макеты домов ,словесно описывают их расположение. Условия каждой такой игры меняются. Например, к макету домика предлагают положить игрушку (собачку), музыка вносит дополнительные коррективы и ставит двигательные задачи, например: двигаться, притопывая ногами, или шагать высоко поднимая колени т.д.(например едем на машине –песня «Бибика» , притопывая. Ногами; едем на паровозе - песня «Паровоз», поднимая высоко колени; песня Е.Макшанцевой «Научились мы ходить» - ориентировка вперед, назад)
Для развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве я использую крупные ориентиры (цветные круги на подставках, крупные изображения животных, цветные домики и т.д.)
Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем и
планов является, пожалуй, самым сложным этапом работы. Провожу его
последовательно по следующим направлениям:
- обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану;
- знакомство с условными (схематичными)изображениями предметов;
-формирование умения соотносить расположение в
пространстве реальных предметов со схемой;
- обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.
Например: 1. По предложенной схеме расставить на столе игрушки и
рассказать, как они расположены (затем тоже самое проделать в пространстве музыкального зала)
.2.Рассмотреть, как размещены предметы на полу в зале, и рассказать об
местоположении этих предметов.
Используя данную методику по ориентировке в пространстве, мной было
разработаны квест- игры: «Кто живет болоте?», « Поиск музык инструментов Весны» , «Мы ищем музыку».
Таким образом, использование музыкально-коррекционно-развивающих игр
на музыкальных занятиях с детьми с нарушением зрения расширяет
представления детей об окружающем пространстве и формирует прочные
навыки практического ориентирования.
Список использованной литературы
1. Дружинина Л.А. Занятия по ориентировки в пространстве для
дошкольников с нарушением зрения. - Челябинск: АЛИМ. Изд-во
Марины Волковой, 2008.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
IV вида. / Программа детского сада. Коррекционная работа в детском
саду. / Под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.: Просвещение, 1997.
3. Подколзина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией
применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки
// Дефектология.- 1994.-№ 3.
4. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников // Москва
«Скрипторий 2003» 2015г.
5. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы детском саду» // изд. Учитель» Волгорад 2013
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие во времени" для детей с нарушением зрения 5-6 лет
Данный материал адрессован моим коллегам, родителям, студентам....
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие во времени" для детей с нарушением зрения 5-6 лет
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с нарушением зрения адрессован моим коллегам - учителям-дефектологам, студентам педвузов, родителям.Занятие «Путешествие во времени». Старшая группа...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «На лесной полянке».
На занятии решаются коррекционно-развивающие задачи:· - формировать зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-моторные...
«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...
Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения
Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения разработана на основе комплексной программы «Программы специальных (коррекционных) образователь...
Конспект коррекционно – развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки в средней группе Тема: «В гостях у трех поросят».
Коррекционно – развивающее занятие по развитию пространственной ориентировки в средней группе. ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительного к школе возраста с нарушением зрения по теме "Город Санкт Петербург"
Конспект разработан для детей подготовительного возраста с учетом зрительных диагнозов (этапы - диплоптика и стереоптика)...