Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие во времени" для детей с нарушением зрения 5-6 лет
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с нарушением зрения адрессован моим коллегам - учителям-дефектологам, студентам педвузов, родителям.

Занятие «Путешествие во времени». Старшая группа.

Программные задачи:

1. Закреплять умение зрительно обследовать предметы.
2. Учить классифицировать дома по их основным признакам.
3. Развивать умение ориентироваться в многообразии домов (дома разного цвета, размера-материала).
4. Формировать интерес к традициям и истории своего народа.

Словарная работа.

Предметы: пещера, изба, небоскреб, микрорайон, косоворотка, лапти.
Признаки: каменная, деревянная, темная, холодная, тёплая.
Действия: защищать, построить, выдалбливать.

Материал к занятию.

Карточки, покрытые слоем пластилина, для выкладывания на них мелкой галькой.
Геометрические фигуры для выкладывания русской избы.
Карточки с изображениями многоэтажных домов разной величины (6 — 7 размеров).
Листы с контурными изображениями геометрических фигур (по количеству детей).

Предварительная работа.

1. Экскурсия по улице города. Обратить внимание на этажность зданий, на материал, из которого они сделаны.
2. Чтение и беседа по книге С. Маршака «Три поросёнка».
3. Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ход занятия.

Организационный момент.

Педагог предлагает детям совершить на машине времени путешествие в далёкое прошлое.
Закройте крепко глаза, вы должны увидеть звезды, мимо которых мы пролетаем.
Откройте глаза.

Основная часть.

Вот мы и очутились в прошлом. Осмотримся кругом: перед нами — густой лес, горы, слышится рёв диких зверей. Из дома выходит древний человек в одежде из шкур.
Какой дом был у древних людей? (Пещера.)
Что такое пещера? (Углубление в горе или в скале.)

Дидактическое упражнение «Выложи по образцу».

Педагог предлагает детям выложить на пластилиновой дощечке пещеру из мелкой гальки.
—Для чего древнему человеку понадобился дом? (Чтобы защитить себя от непогоды, диких зверей, врагов.)
Мы побывали у древних людей. Садимся в машину времени и отправляемся дальше.

Упражнение для снятия зрительного утомления.

—Закрываем глаза и представляем, как мы летим по ночному небу. Оно чёрное, и лишь иногда вспыхивают лучики света — звёздочки. Мы отдыхаем от путешествия и открываем глаза. Машина времени перенесла нас в древнюю Русь. Старинная русская деревня окружена лесом. Весело играют и смеются дети. Из дома выходит высокий, крепкий мужчина в косоворотке, лаптях.
Как называется дом, из которого он выходит? (Деревянная изба.)
Почему люди решили построить жилище из дерева?
Выслушивает ответы детей, предлагает приложить к одной щеке камень, к другой -деревянную пластинку и сравнить. (Древесина тёплая, камень холодный.)
Педагог предлагает детям определить, чем плоха каменная пещера и чем хороша деревянная изба. Обобщает ответы детей. Каменная пещера холодная и темная, в ней не закрываются двери, она может обрушиться от землетрясения. Деревянный дом теплый, есть двери, окна. Дома не похожи один на другой.

Дидактическое упражнение «Выложи дом из геометрических фигур».

Задание детям:

Выложи из геометрических фигур избу, с окнами и дверями.
Какие дома люди строят сегодня? (Высокие дома — небоскребы из стекла и бетона; деревянные, кирпичные и другие.)

Дидактическая игра «Расставь дома по величине».

Перед детьми — картинки с изображениями небоскребов.
Построй улицу: поставь дома вдоль дороги, которая уходит вдаль.
Как вы думаете, почему стали строить высокие дома? (Выслушивает предполагаемые ответы детей.)
Садимся в машину времени и переносимся в будущее. Перед вами на листах бумаги — контуры геометрических фигур.

Дидактическая игра «Дорисуй предмет».

Дорисуйте геометрические фигуры так, чтобы получились дома, в которых будут жить люди будущего, и расскажите о них.

Итог занятия.

Домашнее задание:

Выучить стихотворение С.Я. Маршака «Новый дом».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

Консультация для педагогов: «Организация коррекционной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения».

Коррекционная развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности: умственную, физическую, игровую....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта 5-6 лет (третий год обучения)

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по теме: "Длина предмета. Составление упорядоченного ряда предметов по признаку длины" (сенсорное развитие, формирование элементарных количес...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста (нарушение слуха). Тема: «Путешествие в весенний лес»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста (нарушение слуха).Тема: «Путешествие в весенний лес»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с нарушением интеллекта "Наши ручки"

Формировать и развивать интерес к изобразительной деятельности, используя  новые приёмы и способы рисования у детей с нарушением интеллекта....