Консультация для педагогов: «Организация коррекционной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения».
консультация по теме

Дрожжина Ольга Васильевна

Коррекционная развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности: умственную, физическую, игровую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drozhzhina_o.v.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Гимназия № 1637 (структурное подразделение дошкольного образования №2)

111401, Москва, ул. Металлургов, д.16                                    тел.(495)304-08-72

e-mail: gou724@newmail.ru                                                             (495)304-03-00

Дрожжина О.В., воспитатель                                                    

                                                                                                                     

Консультация для педагогов:

«Организация коррекционной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения».

Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно обустроена предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостатков психофизического развития.

Коррекционно-развивающая среда в группе для детей с нарушением зрения – это соблюдение санитарно-гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, освещения и многое другое. К основным характеристикам этой среды относится: морально–психологический климат, экология и гигиена; современный дизайн, рациональный режим жизни, труд и отдых, современные образовательные программы, методики и технологии.

Коррекционно-развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности, как умственную, так и физическую, и игровую. Она становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования. Требованиями к ее организации являются: свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности; возможность играть малыми подгруппами.

Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Плаксина Л.И. и  Л.С. Сековец  в своей работе  «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» определили ряд принципов организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:

- превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;

- пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.);

- преобразующее, трансформированное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;

- специальное, акцентированное и/или редуцированное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.

Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В.Зворыгина, В.А. Петровский  и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, то есть среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.

Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды. На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения.

В период плеоптического лечения включаются в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Задания, в которых учат детей выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.

В период ортоптического лечения с детьми проводятся специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения  проводятся с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними. Такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку».

В группе должны быть выделены различные зоны и уголки коррекционно-оздоровительной направленности. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя предметную среду группы и спальни, нужно учитывать особенности зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма  имеет существенное значение для их здоровья, обучения и развития.

Наблюдения и опыты в уголке экспериментирования показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это служит прекрасным средством для их развития и саморазвития.

Большое внимание уделяется наличию в коррекционных уголках различных подставок, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом, играми – это рассматривание иллюстраций, выкладывание узора, чтения «наложенных» изображений, изображений в «зашумленном» фоне.

В групповых комнатах и кабинетах специалистов имеются схемы зрительных маршрутов.  При работе с книгой и рассматривании иллюстраций источник света может находиться с любой стороны, главное, чтобы он равномерно освещал рабочую поверхность, и не было ослепления глаз.

Изображения на иллюстрациях должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятия детей с нарушением зрения. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью.

Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.

По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.

При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные упражнения, прослеживая взглядом за конкретными предметами, не напрягая зрение.

Проведение физкультминуток позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей.

Социализироваться и адаптироваться в окружающем мире детям с нарушением зрения помогает сюжетно-ролевая игра. Основной задачей педагогов является формирование у детей навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают познавательные способности и способствуют восстановлению зрительных функций. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекционной деятельности. Необходимым условием возникновения самодеятельных форм игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов взаимодействия в игре. А также на создание коррекционно-развивающей среды, которая обогащает зрительный сенсорный опыт дошкольников с нарушением зрения.

Необходимо научить ребенка не только правильно видеть и понимать окружающий мир, воспринимать и обрабатывать информацию.
В развитии зрительного восприятия нормально видящего ребенка именно окружающая среда, наполненная разными зрительными стимулами, обеспечивает потребность и необходимость зрительного реагирования на раздражитель. У детей с нарушением зрения сама по себе среда не может оказывать такого эффекта, требуется специальная ее организация, поэтому возрастает роль взрослого в организации предметной среды. Это подбор определенных предметов по цвету, форме, величине для конкретных детей. Позиция взрослого направлена на совместное выделение объекта, его опознание, поддержание у ребенка поисковой энергии.

Активно влияют на развитие остроты зрения игры на ориентировку в пространстве: лабиринты. Для повышения остроты зрения можно использовать игровое упражнение: «Веселый контур». Детям дают задание по обводке через кальку контурных изображений, штриховке и обводке.

Обучение детей с опорой на ведущую сферу сенсорного опыта – одно из условий эффективности познания. При активизации знаний важно задействовать и учить дошкольников использовать все сферы сенсорного опыта в когнитивной, исследовательской деятельности. Если ребёнок при запоминании чувствует, видит, слышит и ощущает информацию одновременно, то он сможет более успешно восстановить всю информацию в памяти.

Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих мероприятий определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с нарушением зрения.

Используемые литературные источники:

  1. Аветисов Э.С. Руководство по детской офтальмологии. – М. 1987.
  2. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: пособия для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.2001.
  3. Иванковская С.А. Здоровьесберегающие приёмы работы с детьми дошкольного возраста. // Приложение к журналу «Методист», «Мастер-класс», № 7. 2007.
  4. Литвак А.Г. Тифлопсихология: учебное пособие для педагогических  институтов.- М. 1985.
  5. Моргулис И.С. Организация  коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев. 1992.
  6. Плаксина Л.И.Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М. 1998.
  7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида / под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2003г.
  8. Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении. – М. 2001.
  9. Феоктистова В.А. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких  нарушениях  зрения. – Л.1983
  10. Щелкунова Н.И. Формирование культуры здоровья. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №8, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения

Содержание семинара-практикума "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ для детей с нарушениями зрения":1. Выступления из опыта...

Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"

Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...

Организация предметно - развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Принципы построения предметно - развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения"

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения...

Презентация. Создание коррекционно-развивающей среды в группе для детей с речевыми нарушениями.

laquo;Создание коррекционно-развивающей среды в группе для детей с речевыми нарушениями...

Организация предметно - пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения.

Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего разв...