Организация предметно - развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения.
материал на тему

Короткова Галина Анатольевна

Принципы построения предметно - развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения»

Под предметно – развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную.

Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности ребёнка, а также всех присущих детям видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

В создании развивающей среды очень важно учитывать  возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей и, в случае ДОУ для детей с нарушением зрения, состояние их здоровья.

Специалисты (Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева и др.) выделяют следующие особенности развития детей с нарушением зрения:

  • снижение уровня развития зрительного восприятия (его неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность);
  • задержка процесса координации движений;
  • затруднение в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния);
  • снижение предметно-практического опыта, отсутствие за словом конкретных представлений;
  • неумение многих детей с нарушением зрения общаться в диалоге, из-за неумения слушать собеседника; слабо развитая монологическая речь;
  • индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость), снижение скорости усвоения информации;
  • возможные затруднения мышления (анализ и синтез информации), больше преобладает наглядно-действенное, чем наглядно-образное (из-за нарушения полноты, целостности, точности и объема зрительного восприятия окружающей действительности);
  • особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в расторможенности или наоборот - заторможенности действий;

И, несомненно, особенным детям требуются специальные условия, игры, игрушки и пособия. Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является  не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Педагоги МБДОУ № 73 города Орла, которых объединяет одно общее желание максимально приблизить атмосферу детского сада к домашней, не только создают уют в группах, кабинетах и залах, но и заботятся о коррекционной направленности предметно – развивающей среды, реализуя её по следующим направлениям:

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- профилактика зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;

- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Учитывая потребности детей с нарушением зрения, находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют креативный и творческий подход при организации среды. Естественно, в каждой группе, в каждом кабинете имеются подставки, схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному, метки на стекле по Э.С. Аветисову, подвесные модули и лабиринты на разных уровнях высоты, как и требуется в учреждении, воспитывающем и обучающем детей с нарушением зрения. Но особого внимания заслуживают коррекционно – развивающие пособия, специальные игры для развития и тренировки зрения, изготовленные умелыми руками наших педагогов.

Изготовленные коррекционные пособия распределены по направлениям. Подготовительными упражнениями для активизации и стимуляции зрительных функций является работа с пособиями «Веселые огоньки», «Стрелоплан». На ортоптическом этапе лечения используется пособие «Поймай рыбку». Для развития бинокулярного зрения используются специально изготовленные картинки: «Волна», «Круг», «Заведи изображения», «Выдели фигуру в зашумленном поле». Для развития пространственной ориентировки на таких играх, как «Кошка и мышка», «Рыбки», «Дидактическая ширма» моделируются разные пространственные ситуации. Для развития умений ориентироваться по схеме используется пособие «Полянка», индивидуальные маршруты - планшеты. Для развития зрительно – моторной координации, точных соотносящих внешних практических действий разработаны пособия «Настенное панно для развития зрительно-моторной координации», «Дидактическая ширма». Развитию мелкой моторики рук способствуют пособия «Яблочки и груши», «Божья коровка», «Гусеница», «Подсолнушек». Для формирования умения пользоваться эталонами звуков и запахов в практической деятельности, собраны «Коробочка звуков» и «Коробочка запахов», которые позволяют, практически оперируя с ними изучать и запоминать характерные звуки и запахи.

И воспитатели, и специалисты нашего учреждения считают необходимым и значимым формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку.

Учитывая актуальность данного вопроса, организация среды проходит красной нитью через всю методическую работу в ДОУ. Эта проблема поднималась и на МО, и на семинаре – практикуме «Предметно – развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения», и в отчетах по самообразованию. В смотре – конкурсе «Наша группа – лучшая!» одним из параметров оценки было состояние коррекционно – развивающей среды.

Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда ДОУ – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, а профессиональный и творческий подход к её организации в специализированном учреждении для детей с патологией зрения нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию данных детей в общество.