Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения
консультация
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного возраста. Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей. В зависимости от типа и видов детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая предметная среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.
Для детей с нарушением зрения в г.о. Химки функционирует детский сад компенсирующего вида № 45. Это уникальное учреждение, где многое предусмотрено для лечения, воспитания и обучения детей с нарушением зрения, его посещают дети от 3 до 7 лет.
Здесь работают влюбленные в свое дело педагоги, которых объединяет одно общее желание: понять и обучить ребенка с патологией зрения, не навязывая ему своей воли, помочь ему осознать себя как здоровую личность.
Весь педагогический коллектив пытается максимально приблизить атмосферу детского сада к домашней, не только создавая уют в группах, залах и кабинетах но, прежде всего, создавая душевный комфорт и уют в сердцах взрослых и детей.
Наши педагоги и воспитатели - квалифицированные специалисты, мастера своего дела, имеющие высшее и среднее специальное образование, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, а главное - любящие детей.
Главное для нашего коллектива – это воспитание здоровой личности и индивидуальный подход к каждому воспитаннику. К началу школьного обучения у наших выпускников сформировано ценностное отношение к своему здоровью и конкретно к своему зрительному дефекту.
Основной целью нашего детского сада является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением зрения, формирование его позитивных личностных качеств.
Нам очень важно, чтобы дети жили в условиях, максимально приближенных к домашним, и каждый ребенок чувствовал, что его здесь любят, ждут, понимают и принимают. Предметом особой заботы педагога является формирование здорового психологического климата, нравственной атмосферы, проявленной заботы друг о друге, оказание своевременной помощи каждому ребенку и семье.
Вся коррекционно-воспитательная работа в ДОУ осуществляется под руководством учителя-дефектолога и тесной взаимосвязи с другими специалистами. Центральное место во всех педагогических мероприятиях занимает ребенок. Причем он – не средство, не цель, не объект педагогического воздействия, он личность со своими природными задатками, а благополучие его развития возможно лишь при определенных условиях. Таким образом, главное в воспитании – создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Развивающая среда нашего детского сада предусматривает условия для физического воспитания и оздоровления, коррекции недостатков зрительных функций, речевого и психического развития, воспитательно-образовательной работы. Предметная среда раскрывает свои возможности ребенку, обеспечивает его творческое развитие, благодаря общению с взрослыми в этой среде. Педагог и ребенок должны действовать вместе и ощущать комфорт и расположение к окружающему. Поэтому для обеспечения эффективной работы необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность педагогов, побуждать их к творческой деятельности, регулярно осуществлять мониторинг педагогического процесса.
Для формирования личности и устранения имеющихся у детей проблем, связанных с сенсорной недостаточностью, необходимы определенные условия. Ребенку с нарушением зрения необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. В некоторых случаях требуется наличие специальных приспособлений, адаптированных к условиям и зрительным возможностям развития детей.
При подборе материала необходимо помнить о специфических задачах, направленных на решение проблемы недостаточности образного мышления, на преодоление сложностей предметно-практической деятельности и преодоление трудностей общения с окружающими людьми.
Специальными необходимыми условиями, компенсирующего ДОУ, являются:
- создание психологического комфорта;
- специальная организация коррекционно-педагогического процесса;
- создание материально-технических условий для проведения коррекционно-развивающей работы: кабинетов специалистов, специально оборудованных зон и помещений; уголков с развивающими играми и пособиями для проведения «коррекционного часа» и др.
- организация ПМПК;
- наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, дидактическими пособиями, атрибутами и игрушками.
В нашем ДОУ создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется.
На фоне общего улучшения интерьера помещений детского сада, подхода к размещению оборудования в группах отчетливо прослеживается содержательная часть оснащения, направленная на улучшение зрительных функций детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития.
Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:
· специальные зрительные ориентиры;
· сигнальные пятна на скамейках, шведской стенке в спортивном зале;
· в специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом;
· в групповых комнатах и кабинетах специалистов схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному и метки на стекле по Аветисову. В каждом учебном году педагоги пополнили группы и кабинеты новыми коррекционно-развивающими пособиями, изготовленными своими силами для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза
· для восприятия дидактического материала в режиме движения используем кресты-вертушки, горки-волны, зрительные лабиринты;
· использование с детьми с нарушением речи и зрения компьютерных программ для лечения, диагностики и коррекции;
· специальные игры для развития и тренировки зрения и т.п.
Медицинское обслуживание детского сада нацелено на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Режим дня носит щадящий и лечебно-педагогический характер. По показаниям врача-офтальмолога детям назначается офтальмологическое лечение, которое проводит сестра-ортоптистка, В ДОУ мы уделяем должное внимание созданию лечебно-профилактической базы.
Физкультурный зал отвечает новым педагогическим требованиям. Инструктор по физическому воспитанию располагает данными медицинских осмотров, периодически консультируется с врачом–офтальмологом и учителем-дефектологом, учитывает зрительные и физические возможности каждого ребенка на занятии, дифференцированно планирует физическую нагрузку. Физическое воспитание сопутствует всему учебно-воспитательному процессу и пронизывает жизнь ребенка. Наряду с традиционными спортивными пособиями используется современное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны, электромассажные водные ванночки и т.д. а также авторские пособия, разработанные самим инструктором.
Кабинет тифлопедагога - очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям офтальмоэргономики развивающейся детской деятельности. Именно кабинет без всяких цифр и отчетов может рассказать о методах и приемах, эффективности работы специалиста и даже об уровне его профессиональной компетентности. Его назначение-организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Вся работа учителя-дефектолога направлена на обеспечение условий успешного выполнения коррекционной образовательной программы и высокого методического уровня проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми и их результативности.
На сегодняшний день опыт работы нашего учреждения может быть рекомендован как наиболее целесообразный и результативный по содержанию работы с дошкольниками с нарушением зрения.
Коллектив детского сада находится в постоянном творческом поиске. Целенаправленная поисковая деятельность педагогических работников способствует позитивному преобразованию учебно-воспитательного процесса, мы имеем опыт работы в разнообразных направлениях деятельности.
Учитель–дефектолог и учитель- логопед внедряют в коррекционную работу инновационные практики по теме «Использование компьютерных технологий для развития детей с нарушением зрения», ими разработаны новые дидактические игры по развитию зрительного восприятия,ориентировки в пространстве, речи, зрительные гимнастики, презентации к занятиям. Сестра-ортоптистка также используют компьютерные технологии в лечении зрительных патологий.
Успешное развитие игровой деятельности детей с нарушениями зрения в значительной степени зависит от правильной организации. Игровая деятельность является важнейшим звеном всего коррекционно-воспитательного процесса. Большое значение в обучении игре имеет устройство игрового уголка.
В каждой группе нами была продумана целесообразная и рациональная расстановка детской мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя предметную среду групп, спален, исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения.
Известно, что предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Поэтому деятельность педагогов по обогащению среды, чаще всего, происходит на глазах у детей и с их посильным участием: украшаются группы к праздникам, готовятся к конкурсам, к ярмаркам.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Мы максимально используем имеющую среду, организуя посещения детьми других групп, кабинетов. В методическом кабинете богатая видеотека детских фильмов и там же просматриваются фильмы с участием детей (утренники, спортивные праздники, конкурсы).
Наши педагоги приложили немало усилий для создания предметно-развивающей среды. Для того, чтобы предметная среда не утомляла, была по - домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов - никто не остается равнодушным. Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда детства – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка с нарушением зрения.
Сколько бы ни обсуждали важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок с нарушением зрения её освоить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_postroeniya_predmetno.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного возраста. Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей. В зависимости от типа и видов детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая предметная среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.
Для детей с нарушением зрения в г.о. Химки функционирует детский сад компенсирующего вида № 45. Это уникальное учреждение, где многое предусмотрено для лечения, воспитания и обучения детей с нарушением зрения, его посещают дети от 3 до 7 лет.
Здесь работают влюбленные в свое дело педагоги, которых объединяет одно общее желание: понять и обучить ребенка с патологией зрения, не навязывая ему своей воли, помочь ему осознать себя как здоровую личность.
Весь педагогический коллектив пытается максимально приблизить атмосферу детского сада к домашней, не только создавая уют в группах, залах и кабинетах но, прежде всего, создавая душевный комфорт и уют в сердцах взрослых и детей.
Наши педагоги и воспитатели - квалифицированные специалисты, мастера своего дела, имеющие высшее и среднее специальное образование, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, а главное - любящие детей.
Главное для нашего коллектива – это воспитание здоровой личности и индивидуальный подход к каждому воспитаннику. К началу школьного обучения у наших выпускников сформировано ценностное отношение к своему здоровью и конкретно к своему зрительному дефекту.
Основной целью нашего детского сада является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением зрения, формирование его позитивных личностных качеств.
Нам очень важно, чтобы дети жили в условиях, максимально приближенных к домашним, и каждый ребенок чувствовал, что его здесь любят, ждут, понимают и принимают. Предметом особой заботы педагога является формирование здорового психологического климата, нравственной атмосферы, проявленной заботы друг о друге, оказание своевременной помощи каждому ребенку и семье.
Вся коррекционно-воспитательная работа в ДОУ осуществляется под руководством учителя-дефектолога и тесной взаимосвязи с другими специалистами. Центральное место во всех педагогических мероприятиях занимает ребенок. Причем он – не средство, не цель, не объект педагогического воздействия, он личность со своими природными задатками, а благополучие его развития возможно лишь при определенных условиях. Таким образом, главное в воспитании – создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Развивающая среда нашего детского сада предусматривает условия для физического воспитания и оздоровления, коррекции недостатков зрительных функций, речевого и психического развития, воспитательно-образовательной работы. Предметная среда раскрывает свои возможности ребенку, обеспечивает его творческое развитие, благодаря общению с взрослыми в этой среде. Педагог и ребенок должны действовать вместе и ощущать комфорт и расположение к окружающему. Поэтому для обеспечения эффективной работы необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность педагогов, побуждать их к творческой деятельности, регулярно осуществлять мониторинг педагогического процесса.
Для формирования личности и устранения имеющихся у детей проблем, связанных с сенсорной недостаточностью, необходимы определенные условия. Ребенку с нарушением зрения необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. В некоторых случаях требуется наличие специальных приспособлений, адаптированных к условиям и зрительным возможностям развития детей.
При подборе материала необходимо помнить о специфических задачах, направленных на решение проблемы недостаточности образного мышления, на преодоление сложностей предметно-практической деятельности и преодоление трудностей общения с окружающими людьми.
Специальными необходимыми условиями, компенсирующего ДОУ, являются:
- создание психологического комфорта;
- специальная организация коррекционно-педагогического процесса;
- создание материально-технических условий для проведения коррекционно-развивающей работы: кабинетов специалистов, специально оборудованных зон и помещений; уголков с развивающими играми и пособиями для проведения «коррекционного часа» и др.
- организация ПМПК;
- наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, дидактическими пособиями, атрибутами и игрушками.
В нашем ДОУ создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется.
На фоне общего улучшения интерьера помещений детского сада, подхода к размещению оборудования в группах отчетливо прослеживается содержательная часть оснащения, направленная на улучшение зрительных функций детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития.
Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:
- специальные зрительные ориентиры;
- сигнальные пятна на скамейках, шведской стенке в спортивном зале;
- в специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом;
- в групповых комнатах и кабинетах специалистов схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному и метки на стекле по Аветисову. В каждом учебном году педагоги пополнили группы и кабинеты новыми коррекционно-развивающими пособиями, изготовленными своими силами для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза
- для восприятия дидактического материала в режиме движения используем кресты-вертушки, горки-волны, зрительные лабиринты;
- использование с детьми с нарушением речи и зрения компьютерных программ для лечения, диагностики и коррекции;
- специальные игры для развития и тренировки зрения и т.п.
Медицинское обслуживание детского сада нацелено на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Режим дня носит щадящий и лечебно-педагогический характер. По показаниям врача-офтальмолога детям назначается офтальмологическое лечение, которое проводит сестра-ортоптистка, В ДОУ мы уделяем должное внимание созданию лечебно-профилактической базы.
Физкультурный зал отвечает новым педагогическим требованиям. Инструктор по физическому воспитанию располагает данными медицинских осмотров, периодически консультируется с врачом–офтальмологом и учителем-дефектологом, учитывает зрительные и физические возможности каждого ребенка на занятии, дифференцированно планирует физическую нагрузку. Физическое воспитание сопутствует всему учебно-воспитательному процессу и пронизывает жизнь ребенка. Наряду с традиционными спортивными пособиями используется современное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны, электромассажные водные ванночки и т.д. а также авторские пособия, разработанные самим инструктором.
Кабинет тифлопедагога - очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям офтальмоэргономики развивающейся детской деятельности. Именно кабинет без всяких цифр и отчетов может рассказать о методах и приемах, эффективности работы специалиста и даже об уровне его профессиональной компетентности. Его назначение-организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Вся работа учителя-дефектолога направлена на обеспечение условий успешного выполнения коррекционной образовательной программы и высокого методического уровня проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми и их результативности.
На сегодняшний день опыт работы нашего учреждения может быть рекомендован как наиболее целесообразный и результативный по содержанию работы с дошкольниками с нарушением зрения.
Коллектив детского сада находится в постоянном творческом поиске. Целенаправленная поисковая деятельность педагогических работников способствует позитивному преобразованию учебно-воспитательного процесса, мы имеем опыт работы в разнообразных направлениях деятельности.
Учитель–дефектолог и учитель- логопед внедряют в коррекционную работу инновационные практики по теме «Использование компьютерных технологий для развития детей с нарушением зрения», ими разработаны новые дидактические игры по развитию зрительного восприятия,ориентировки в пространстве, речи, зрительные гимнастики, презентации к занятиям. Сестра-ортоптистка также используют компьютерные технологии в лечении зрительных патологий.
Успешное развитие игровой деятельности детей с нарушениями зрения в значительной степени зависит от правильной организации. Игровая деятельность является важнейшим звеном всего коррекционно-воспитательного процесса. Большое значение в обучении игре имеет устройство игрового уголка.
В каждой группе нами была продумана целесообразная и рациональная расстановка детской мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя предметную среду групп, спален, исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения.
Известно, что предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Поэтому деятельность педагогов по обогащению среды, чаще всего, происходит на глазах у детей и с их посильным участием: украшаются группы к праздникам, готовятся к конкурсам, к ярмаркам.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Мы максимально используем имеющую среду, организуя посещения детьми других групп, кабинетов. В методическом кабинете богатая видеотека детских фильмов и там же просматриваются фильмы с участием детей (утренники, спортивные праздники, конкурсы).
Наши педагоги приложили немало усилий для создания предметно-развивающей среды. Для того, чтобы предметная среда не утомляла, была по - домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов - никто не остается равнодушным. Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда детства – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка с нарушением зрения.
Сколько бы ни обсуждали важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок с нарушением зрения её освоить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения
Содержание семинара-практикума "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ для детей с нарушениями зрения":1. Выступления из опыта...
Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"
Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...
Особенности построения предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Особенности организации предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ с учетом Федеральных государственных требований,основных принципов построения,возрастных особенностей,используя тематические не...
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Принципы построения предметно - развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида....
презентация " Предметно – развивающая среда, как условие развития детей с нарушением зрения"
Олним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно-ра...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...
Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей с нарушением зрения
В статье освещены основные принципы и требования при организации и создании предметно- развивающей среды для детей с нарушением зрения....