Особенности построения предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Елохова Наталья Николаевна

Особенности организации предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ с учетом Федеральных государственных требований,основных принципов построения,возрастных особенностей,используя тематические недели и интересы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_semenar_sredney_gruppy.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности построения предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Осень  чудесная пора! Радует  нас не только красивыми пейзажами, но и  тем, что  наступил новый учебный год и вот мы вновь отправляемся в круиз по океану знаний.

Чтобы отправиться в такое длительное путешествие, нам необходимо  надёжное, оборудованное, плавательное средство.  Это наш детский сад и наша группа «Смешарики». Позвольте познакомить вас с командой. Два капитана и помощник. Основной состав путешествующих 29  человек 16 девочек и 13 мальчиков 4-5 лет. Компания весёлая,  дружная, но имеет  свои особенности:  всё чаще задают вопросы зачем, когда и почему? Ведущим становится познавательный мотив. Информацию, которую получает ребенок, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.  Пробуют выстраивать  первые умозаключения.

- Большие фантазёры и выдумщики, бурное воображение не реальных событий.

- Начинает развиваться образное мышление, проявляют интерес к абстрактным  символам (буквам, цифрам).  Могут использовать  простые схематизированные изображения  для решения  не сложных задач.

-Сверстник становится  интересен, как партнёр  по играм,  появляется ролевое и реальное взаимодействие.

-  Во взаимоотношениях с взрослым требуют уважения, похвала является чрезвычайно  важной составляющей. Повышенная обидчивость  ранимость. Появляется  конкурентность  и соревнователность  со сверстниками.

Учитывая все возрастные особенности нашей команды, мы постарались сделать наш корабль  (то есть среду) комфортной, уютной, рационально организованной и насыщенной игровыми материалами.  Так же основанием для организации  послужили предпочитаемые  виды детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно исследовательская), а так же      образовательная программа «Развитие» и принципы построения развивающей среды.

Чтобы всем участникам путешествия было удобно,  пространство разделили условно на сектора:

-Сектор спокойной деятельности

- Сектор   активной деятельности

- Рабочий сектор

Чтобы путешествие проходило весело, интересно и познавательно, наполняем наши будни интересными событиями, темами.

Под  сектор активной деятельности выделена большая часть пространства группы, чтобы удовлетворить потребность маленького ребёнка в движении. В этом секторе расположены материалы для двигательной деятельности, музыкально – театрализованной деятельности, продуктивной деятельности из крупного строительного  материала, сюжетные  игрушки для ролевых  игр  мальчиков.

 Сектор спокойной деятельности не большой, так как предполагает уединённость детей. В этом секторе  уместны мягкие диваны, располагающие для совместного чтения  и рассматривания книг, невысокие полупрозрачные ширмы, домики – палатки для  уединения детей. Также здесь  располагаются  материалы для сюжетно – ролевых игр  девочек («больница», «магазин», «семья» и др.). Оборудование  лёгкое, быстро трансформируется по желанию детей.

Рабочий сектор  занимает треть группы, так как там размещается  оборудование для организации совместной  и регламентированной деятельности  и должно с лёгкостью менять свой облик. Возможность свободного  изменения  рабочего пространства, открывается за счёт разного расположения столов и  легких,  передвижных  на колёсиках стеллажей.

В этом  секторе  организуется  продуктивная деятельность («мастерская»), совместная и самостоятельная познавательно – исследовательская   деятельность, а также свободная  деятельности детей  по интересам.

Среди компонентов предметно-пространственной среды в нашей группе имеются  материалы, стимулирующие познавательный интерес: это игры-эксперименты,  которые размещены в «Экспериментальном уголке». Он достаточно мобилен, его можно легко передвинуть. Доступен, открыт для самостоятельной деятельности детей.

Так как одной из особенностей возраста является преобладание познавательного мотива, расширение кругозора, то  актуальным для детей средней группы является данный уголок. Находятся тематические альбомы.

В течении учебного года уголок экспериментирования будет пополняться материалами по программе «Развитие» ( по темам «Воздух», «Свет», «Магнит», Вода» и другие).

Учитывая тематику настоящей недели - неделя «Осени», уголок пополнился природным осенним материалом, который дети с удовольствием используют в самостоятельной деятельности, например, в исследовательском уголке остались  материалы по развитию сенсорики с прошлого года, которые  интересны детям: игры с прищепками, игры с пуговками, шнурочки, волчки, игры с палочками. Хотелось бы особо  остановиться на одном из самых любимых  детьми пособий «Сенсорный куб». Дети полюбили его еще с младшей группы. Уникально своей многофункциональностью, предусматривает различные виды занятий, могут заниматься несколько детей.

Так образом,  уголок экспериментирования  позволяет нам легко интегрировать  несколько образовательных областей:

  «Познание» - дети узнают свойства материалов и способы взаимодействия с ними, развивается наблюдательность и внимание.

 «Коммуникация» - дети учатся договариваться друг с другом, осваивают диалогическую речь.

«Социализация» - осваивают нормы поведения, правила игры с «Кубом», дети самостоятельно подбирают атрибуты для игр, создаётся ситуация успеха «У меня получилось».

«Здоровье» - развивается координация движений рук, мелкая моторика; игры способствуют хорошему настроению и снятию эмоционального напряжения.

«Труд» - дети учатся аккуратно работать, обустраивать свое рабочее место, убирать за собой материалы, складывать их в специальные емкости.

«Безопасность» - с детьми обговариваются правила безопасного  использования  материала (мелкие предметы нельзя класть в рот, нос, уши и др.)

В соответствии с подходами определёнными Федеральными государственными требованиями, образовательный процесс  выстраивается на основе комплексно- тематического принципа. Планируем тематические недели в соответствии с сезоном, календарными датами (праздниками), событиями, происходящими в группе, интересами детей. Предметно-развивающую среду в группе создаем в соответствии с темами конкретной недели.

В настоящее время работаем по теме «Осень». В группе совместно с детьми  создали календарь ожидания. Он помогает нам более радостно и осознанно ожидать итоговое мероприятие - осенний праздник. Календарь представляет собой модель недели, изготовленную из  пяти разноцветных вертикальных лент соответствующих  дням  недели, на которых крепятся осенние листья с интересные творческие  делами для детей (например,  презентация книжек малышек с мини- рассказами и рисунками об осени, отгадывание  загадок, рассматривание осенних репродукций картин и фотографий, чтение художественной литературы на осеннюю тематику, изготовление мини- музея «Опавшего листа», экспонаты.

В рамках тематической недели игровые уголки обогатились новыми атрибутами и содержанием.

Сюжетно- ролевая игра «Семья» обновилась осенними атрибутами ( детские плащи, зонты), для «Магазина овощи- фрукты»- муляжи, для «Больницы»  баночки с витаминами, сиропами для профилактики простудных заболеваний. Волшебный сундучок   для ряженья пополнился новыми карнавальными костюмами («Грибочки», разноцветными платками, костюмами персонажей утренника).

Необходимо отметить, что при организации ролевых игр учитываем интересы мальчиков и девочек. Так, для мальчиков создана мобильная ширма, трансформирующаяся  в корабль, машину и др.

В уголке творчества появились образцы поделок из природного материала на осеннюю тематику, репродукции художников, фотографии в рамках, отображающих разное состояние осени. В уголке творчества есть все необходимые материалы: Листы бумаги разного формата, текстуры, цвета; мелки, фломастеры, краски, кисточки, карандаши, пластилин, ножницы, краски для пальчиков, трафареты и др.

Есть стена творчества, где дети могут рисовать мелом и на бумаге большого формата.

На магнитной доске и шнурах дети могут располагать свои работы. Появились новые изобразительные материалы (трафареты из картофеля, осенние листья).

В заключение хотелось бы поделиться нашими «изюминками», то что делает предметно-развивающую среду индивидуальной –  «уголок именинника» (персональная именинная посуда, стул именинника, чудесный мешочек для подарков, постоянное функционирование уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения), «Стена творчества-ладошки» (знакомство родителей с продуктами детского творчества), «Уголок настроения» (воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние).

Как результат правильной организации предетно-развивающей среды наблюдаем следующее:

*включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность,

* низкий уровень шума в группе,

* низкая конфликтность между детьми,

* выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей.

*И, конечно же, положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость и желание ходить в детский сад.

Таким образом, обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты положительно влияет на настроение детей. Качественно изменяется в новых условиях сам ребёнок. В новой среде он и ведёт себя по-новому. Он с интересом знакомится с новым оборудованием, пробует свои силы в той или иной деятельности. Среда стимулирует у него любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность и доброжелательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения

Содержание семинара-практикума "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ для детей с нарушениями зрения":1. Выступления из опыта...

« Особенности построения предметно – развивающей среды в старшей группе»

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и тво...

Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для ус...

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»

В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

Роль родителей в формировании речи детей переоценить трудно. Учитель-логопед должен тесно контактировать с родителями, применять разнообразные формы и методы общения с родителями детей с ОВЗ, посещающ...