Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Роль родителей в формировании речи детей переоценить трудно. Учитель-логопед должен тесно контактировать с родителями, применять разнообразные формы и методы общения с родителями детей с ОВЗ, посещающих логопедический пункт ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом. Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей  будет достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.

Задача логопеда - помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения.

 Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-педагогическом консилиуме ДОУ: знакомятся с результатами диагностики, планированием работы учителя-логопеда, с рекомендациями  и заключением консилиума, обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.

В начале учебного года по результатам проведенной стартовой психолого - педагогической и логопедической диагностики с родителями проводятся индивидуальные консультации, на которых в очень деликатной форме родителям разъясняется речевой диагноз ребенка; даются подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно. В индивидуальных беседах с родителями учитель-логопед стремится не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Доступным языком родителям рассказывается об особенностях речевого нарушения именно их ребенка, как нужно с ним заниматься и на что следует в первую очередь обращать внимание. Анализ совместно проведенных мероприятий с родителями на конец учебного года показывает, насколько важно учитывать условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей в семье.

Коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей:

1. Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Родительским собраниям в ДОУ уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема  собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться.

2. Консультации, семинары и практикумы выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов. Консультации выстраиваются таким образом, чтобы они были предельно четкими, содержали необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальными темами для консультаций, практикумов, семинаров и бесед, которые интересуют родителей, являются следующие:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Пальчиковая гимнастика»

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Развитие внимания и мышления»;

- «Речевые игры дома».

Учитель-логопед готовит специальное оборудование, организовывает выставку дидактических пособий. Например, для работы по теме «Развитие мелкой моторики» готовим наглядность: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики . В ходе этой консультации убеждает родителей в важности и необходимости развития у ребенка мелкой моторики рук. Учитель-логопед рассказывает родителям о разных видах работы с детьми: от пальчиковых игр до специальных сложных заданий на развитие ручной умелости.

3. Очень эффективными являются практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Для проведения таких практикумов логопедом заранее готовятся «опорные» карточки, схемы, таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями. 

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика — это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Для того чтобы консультативная помощь специалистов могла стать эффективной, необходимо, чтобы работа с ребенком быть систематичной и постоянной. Этого можно добиться только при многократных повторениях дома. Поэтому я считаю важным, научить родителей правильно выполнять артикуляционную гимнастику разнообразными способами, в том числе с использованием продуктов питания.

1.«Сладкая зарядка» (упражнения с Чупа-чупсом) Родители удивляются, но круглый сладкий Чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Предлагаю с ним поиграть:

 – сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10 секунд;

 – удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону;

 – приоткройте рот, губы разведите в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком;

 – поднимите широкий язык к небу, прижмите Чупа-чупсом «грибок» к небу;

 – двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5–10 раз.

 2.Упражнения для языка с напитком «Не расплескай»

- Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10–15 секунд. Повторять 5 -10 ра-

- «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10 раз.

- «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10 раз.

3. Упражнения с конфеткой «Чашечка» Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, шарик для сухого завтрака, удерживать по 5–8 сек.

4. «Красивое печенье» Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

5.Упражнение с хлебной палочкой «Держи крепче». Удерживать в горизонтальном положении хлебную палочку (соломку, макаронину) на языке, языком  на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ и языка. Освоив данный вид упражнений, родители совершенствуют их, вносят новые элементы, делятся друг с другом. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, помогают установить между педагогами и родителями доверительные партнерские отношения, осознать родителями свою роль в обучении и воспитании ребенка

4. Мастер классы:

«В гостях у сказки»- метод сказкотерапии.

«Волшебные краски» - нетрадиционные методы ИЗО.

«Мягкие ладошки»- работа с соленым тестом.

«Веселый язычок»- пальчиковая гимнастика

«Музыка детства»- влияние музыки на развитие процессов нервной деятельности

«Живой песок»- развитие мелкой моторики рук, воображения, памяти

 «Мои пальчики расскажут»- игры с манкой.

5. Наглядная форма работы учителя-логопеда ДОУ с семьей – игротека. Она является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным учителем-логопедом практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В библиотеке учителя-логопеда есть все пособия, используемые на фронтальных занятиях в ДОУ. Родители могут взять на время домой все необходимые пособия, чтобы использовать их на индивидуальных занятиях с детьми дома. Библиотека периодически пополняется новыми оригинальными пособиями, подбором практического материала на определенную тему, изготовлением дидактических пособий своими руками. В родительском уголке логопедом оформляется информационный стенд с ежемесячно обновляющейся информацией для родителей.

6. Организация совместной деятельности, когда участие родителей становится одним общим делом. Совместно с учителем-логопедом родители принимают активное  участие  в подготовке утренников, спортивных праздников, спектаклей: разучивают с детьми тексты песен, стихов, обращая внимание на правильное произношение поставленных звуков. Советуются по  изготовлению костюмов, атрибутов.

7. В работе с родителями хорошие результаты дает вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов для создания партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь повышает результаты коррекционной работы, воспитания и развития детей с ОВЗ. Работа над проектом  осуществляется в тесном контакте воспитателей и учителя - логопеда, привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и ,конечно же, с привлечением родителей.

Проекты разной длительности (краткосрочные, длительные, по темам) способствуют укреплению детско-родительских отношений и позволяют раскрыться всем участникам.

8.Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Индивидуальные формы работы учителя-логопеда ДОУ с семьей

Проводимая индивидуальная работа с родителями позволяет учителю-логопеду установить более тесный контакт с родителями.

1. При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания своего ребенка. Важным для учителя-логопеда является выявление потребностей родителей в коррекционно-педагогических знаниях; выяснение проблем, которые их волнуют – с тем, чтобы использовать полученную информацию при дальнейшем планировании работы по взаимодействию с семьей.

2. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях выясняются на проводимых учителем-логопедом в течение всего учебного года беседах, важнейшим признаком которых является двусторонняя активность. После каждого диагностического занятия родители приглашаются на индивидуальные беседы для ознакомления с результатами. Родители узнают о пробелах в развитии ребенка; получают советы, необходимые практические рекомендации.

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно

Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать  устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Некоторые особенности работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Консультация для педагогов об особенностях коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения....

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» из опыта работы

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»Белашова Татьяна Анатольевна Воспитатель первой младшей группы Цель: содействовать...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Особенности работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР»

laquo;Особенности работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР»    Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечес...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «Давай познакомимся». ( из опыта работы)

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степен социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребен...

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...