Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
методическая разработка по логопедии

Кобзарь Наталия Юрьевна

Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).

Для него характерно нарушение речевой функции - страдают не сами артикуляционные компоненты речи (звуковая модификация при помощи зубов, языка и глотки), а умение формулировать фонемы на уровне ЦНС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kleffner.ppsx2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Кобзарь Наталия Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ д /с № 49 комбинированного вида г. Североморска март 2014 года Методическое объединение учителей-логопедов и дефектологов г. Североморска

Слайд 2

Медицинские документы, подтверждающие наличие у ребёнка, зачисленного в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР синдрома Ландау-Клефнера

Слайд 3

Синдром Ландау-Клефнера Синдро м Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей). Для него характерно нарушение речевой функции - страдают не сами артикуляционные компоненты речи (звуковая модификация при помощи зубов, языка и глотки), а умение формулировать фонемы на уровне ЦНС. В настоящее время зарегистрировано более 200 случаев заболевания СЛК. В период с 1957 по 1980 год – 81 случай.

Слайд 4

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Формы афазии по А. Р. Лурия акустико-гностическая акустико-мнестическая семантическая афферентная моторная эфферентная моторная динамическая Александр Романович Лурия Аккустико-гностическая – нарушение понимания речи, при восприятии её на слух ( страдает задняя треть височной извилины левого полушария ). Аккустико-мнестическая – снижение слухоречевой памяти, при восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает значение предыдущего слова ( страдает средние и задние отделы коры височной области ). При синдроме Ландау-Клеффнера эпилептическая активность не разрушает мозговой субстрат и сформированную к моменту заболевания языковую систему, но мешает ее нормальному функционированию и развитию . Поэтому синдром Ландау-Клеффнера в отличие от других форм приобретенной детской афазии следует считать функциональным расстройством.

Слайд 5

F80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией ( синдром Ландау-Клефнера ). F80.31 Психотический вариант течения при- обретенной афазии с эпилепсий ( синдром Ландау — Клефнера ). F80.32 Непсихотический вариант течения приобретенной афазии с эпилепсий ( синдром Ландау — Клефнера ). F80.39 Неуточненный по типу течения приобретенной афазии с эпилепсий ( синдром Ландау — Клефнера ). По МКБ 10-го пересмотра синдром Ландау-Клефнера имеет следующие шифры

Слайд 6

Причины синдрома Ландау-Клефнера Грубые энцефалопатические аномалии в задних височных областях обоих полушарий, продолжающиеся и во время сна; генетические или приобретённые изменения мозговой организации, делающие мозг предрасположенным к эпилептической активности; нейроцистицеркоз - паразитарное заболевание, вызванное личинками свиного цепня; слишком тонкая кора мозга, в результате чего у ребёнка развивается поражение полушарий; синдром может являться вторичной причиной низкодифференцированных опухолей мозга и черепно-мозговых травм в анамнезе; синдром может не иметь под собой каких-либо явных причин возникновения. Распространённость: низкая (1-2 случая в год). Возраст дебюта заболевания: обычно до 6 лет (пик в 3-6 лет). Пол заболевших: в два раза чаще встречается у мальчиков. Неврологический и психический статус: нормальный до начала эпилептических приступов. Причины синдрома Ландау-Клеффнера до конца не определены.

Слайд 7

Симптомы синдрома Ландау-Клефнера Редкие эпилептические приступы, возникающие в ночное время: после приступа возникает вербальная слухования агнозия (слух и невербальный интеллект не страдают); течение острое или скачкообразное; заболевание протекает с ремиссиями и обострениями. Развиваются когнитивные и поведенческие проблемы. Нарушается латерализация (определение стороны) или локализация (определение источника) звукового сигнала. Ухудшается состояние речевой функции: нарушение «свободности» речи; использование жаргона или парафраз; нарушение грамматики; неполноразвивающаяся немота; чтение и письмо сохранны у детей, со слабо выраженными речевыми нарушениями (если было сформировано).

Слайд 8

Задачи коррекционной работы при синдроме Ландау-Клефнера Сохранить и развить коммуникативную функцию ребёнка с синдромом Ландау-Клефнера . Развивать импрессивную и экспрессивную речь. Скорректировать нарушения слухоречевой памяти. Развивать ВПФ. Этапы коррекционной работы Восстановление и развитие фонематического слуха и восприятия. 2. Восстановление и развитие слухоречевой памяти. 3. Развитие зрительных представлений. 4. Коррекция ОНР.

Слайд 9

Взаимодействие с невропатологами при синдроме Ландау-Клефнера 1. Электроэнцефалография (ЭЭГ). 2. Видео – ЭЭГ (видео-электроэнцефалография 3. Исследование мультимодальных вызванных потенциалов головного мозга. 4. Компьютерные исследования вегетативной нервной системы. 5. Биохимические исследования.

Слайд 10

Прогнозы невропатологов Редкость восстановления речи до возрастной нормы. 2. Быстрое развитие болезни, чаще приводит к полному выздоровлению. Чем старше ребёнок в момент заболевания, тем лучше прогноз. Синдром Ландау-Клефнера в раннем возрасте создаёт неблагоприятный прогноз в отношении языковой функции. Если у ребёнка более 36 месяцев сохраняются эпилептические приступы во сне – полного восстановления языковой функции не будет.

Слайд 11

http://fb.ru/article/253544/simptomyi-i-lechenie-sindroma-landau-kleffnera http://fb.ru/article/253544/simptomyi-i-lechenie-sindroma-landau-kleffnera Литература Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. - М., 1982. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985. Трауготт Н.Н., Кайданова С.И. Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии. – Л., 1975. Храковская М.Г. Об афазии у детей. В книге Проблемы патологии развития и распада речевой функции. СПб., 1999, стр. 74-82. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988. Шапиро М.С., Козявкина М.С., Величко М.А. Соотношение нейропсихологических и психофизиологических показателей при синдроме Ландау-Клефнера // Вторая международная конференция, посвящённая 100 летию со дня рождения А.Р. Лурия (Тезисы докладов). М., 2002, стр. 156. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазий. Ч. 1,2. М., 1985. Материалы интернет сообщества

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работ...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

Развитие речи у детей – дошкольников является  необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

«Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ»

На сегодняшний день проблема  инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, п...