Главные вкладки

    Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".
    статья по логопедии на тему

    Ромашкова Надежда Владимировна

    Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45

    Статья

            Особенности работы учителя – логопеда

    со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения.

    Учитель – логопед  Ромашкова Надежда Владимировна

    Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения.

    Учитель – логопед  Ромашкова Надежда Владимировна

    Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

     Детский сад компенсирующего вида № 45

    Московская область г.о. Химки.

    Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – это хорошая речь.  Правильная, богатая образами речь ребенка позволяет ему легче и конструктивнее выстраивать свои отношения со взрослыми и сверстниками, ярче воспринимать и познавать окружающую действительность.  Все это дает возможность всестороннему развитию личности ребенка, не только с познавательной стороны, но активно формирует  психическую сторону   личности. Поэтому так важно своевременно формировать  речь дошкольников  и заботиться о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения  общепринятых норм языка.

    Практически 80% дошкольников с проблемами зрения,  имеют также  отклонения в речевом развитии. Коррекционная работа с такими детьми должна осуществляться с помощью всех специалистов работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности: логопед, тифлопедагог, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, а также воспитатель. На всех видах непосредственной образовательной деятельности   одним из приоритетных направлений работы со слабовидящими дошкольниками является охрана зрения, профилактика зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Зрительная нагрузка должна дифференцироваться с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей. Поскольку 90% информации ребёнок получает через зрительный анализатор, то при нарушении зрения у детей происходит ослабление функции зрительного восприятия. Это влечет за собой задержку в формировании обобщенных образов окружающей действительности, отмечаются затруднения в формировании  причинно – следственных связей, что способствует в отставании развития словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.
    По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у ребенка с сохранным зрением. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

    По степени выраженности речевого дефекта можно выделить несколько уровней сформированности речи у детей с нарушением зрения:

    1. Единичные нарушения звукопроизношения.
    2. Нарушение звукопроизношения более выражены и усложнены. Бедный словарный запас, сложности с соотнесением слова с образом предмета, затруднения в формировании обобщающих понятий, в построении грамматических конструкций, составлении рассказов. Фонетический анализ не сформирован.
    3. Звукопроизношение нарушено. В речи используют только слова, подкрепленные конкретным понятным предметом, обобщающие понятия отсутствуют, связанная речь упрощена, в ней чаще встречаются простые, не распространенные предложения изобилующие агроматизмами. Фонетический анализ не сформирован.
    4. Нарушены все группы звуков. Словарь как активный, так и пассивный не соответствует возрастной номе. В речи предложения не использует, а только отдельные слова иногда с жестами. Фонетический анализ и синтез не сформирован.

    Таким образом, становится понятно, что нарушения речи у детей с поражением зрительного анализатора не всегда одинаково сложны, но большая их часть страдает ограниченным словарным запасом, искаженным понятием смысловой стороны речи и нарушением грамматической стороны языка.

    Содержание коррекционного обучения слабовидящих дошкольников с недоразвитием речи учитывает комплексное развитие всех сторон родной речи, психо – эмоциональной сферы и  опирается на  остаточные зрительные возможности ребенка.

    Наша наипервейшая задача, как и у врачей не навреди. Поэтому приоритетным направлением работы логопеда и других специалистов, работающих с такими детьми, является охрана зрения, профилактика зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.

    Основная задача педагога является создание условий для всестороннего развития ребенка. Для этого необходимы знания не только в области логопедии, но и офтальмологии, тифлопедагогики.

    Одним из необходимых условий логопедической работы со слабовидящими дошкольниками является:

    • использование по возможности реальных предметов;
    • наглядность должна учитывать особенности зрительного восприятия и  иметь четкий контур, тонированный фон и определенный подбор цветовой гаммы наиболее легко различимой детьми;
    • учет индивидуальных возможностей и особенностей ребенка;
    • использование здоровьесберегающих технологий;  
    • совершенствования предметно – развивающей среды;
    • закрепление результатов достигнутых в логопедическом процессе во всех учебно – воспитательных процессах.

    Работа логопеда с ребенком строится с учётом его дефекта, уровнем развития и  возможностей: так например дети со сходящимся косоглазием работают на доске, мольберте, подставке, чтобы материал располагался на уровне или чуть выше уровня глаз, а с расходящимся – на столе, на полу в горизонтальной плоскости.

    Подбор упражнений со сменой динамических поз и физической нагрузки позволяет добиться наилучшего усвоения материала. Неотъемлемой частью логопедической работы должна быть и глазная гимнастика, которая позволяет не только снять зрительное напряжение, но и помогает в концентрации зрительного восприятия.

     Хороший результат дают игры с мячом, где не только отрабатываются различные варианты логопедических упражнений, но и позволяют концентрировать зрительное внимание, прослеживая путь мяча, что является своего рода тренировкой глазной мышцы.

    Немаловажное место в работе логопеда отводится и подготовке детей к обучению грамоте. В этой работе отмечаются следующие задачи:

    • сформировать стойкий интерес у ребенка к обучению;
    • привить любовь и уважение к печатному слову;
    • совершенствовать фонематический слух;
    • уточнять, расширять и обогащать грамматические конструкции;
    • учить выделять на слух основные элементы языка предложение, слово, слог, звук;
    • развитие пространственной ориентировки на ограниченной поверхности;
    • стимулировать межполушарное взаимодействие, подкрепляя речевые высказывания двигательной активностью.

    Для успешного решения поставленных задач исправления произносительной, лексической и грамматической стороны речи ребенка нам необходимо комплексное воздействие всех членов образовательного процесса. Только при правильном психолого – педагогическом сопровождении мы сможем добиться устойчивой положительной динамики и помочь ребенку стать в дальнейшем успешным членом общества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

    Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

    Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения

    Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...

    Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

    Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

    «ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

    Аннотация :  Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...

    Квест-игра - как современная технология в работе специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения.

    в статье говорится о квест-игре, как о новой технологии в работе дошкольного учреждения, и о том, как при взаимодействии специалистов, через квест-игры, можно мотивировать детей с речевыми нарушениями...

    Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»

    Семинар-практикумТема: «Использование   биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми  имеющими тяжелые нарушения речи»...

    Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ДОУ

    В статье рассматривается вопрос о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Коррекция речевого и психофизического развития детей в дошкольном учреждении позволит ребенку безболезненно перейти...