Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
статья по логопедии на тему
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только познавательным, но и интересным, увлекательным. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности велики, так как она обеспечивает активность детей, поддерживает их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Учить ребёнка нужно без принуждения, на положительных эмоциях и заинтересованности. Используя игровые приёмы театрализованной деятельности, это можно легко сделать, так как дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно.
Для детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи, это имеет особое значение. Для них, помимо серьёзных нарушений произносительной стороны речи органического генеза, характерна незрелость основных психических процессов, наличие речевого негативизма, затруднения в овладении навыками грамотной, выразительной связной речи и, в целом, недостаточная сформированность основных компонентов языковой системы.
Учитель- логопед должен использовать в своей коррекционно-развивающей работе весь арсенал доступных этим детям методов и приемов, облегчающих процесс выравнивания их речевого, психического, физического развития. Для этих детей очень важно, чтобы каждое занятие было не только познавательным, но и интересным, увлекательным, рождало радостные эмоции. Прекрасные возможности для этого даёт театрализованная деятельность и, как один из приёмов – игровой. Игра является потребностью растущего организма и условием становления человека. Она никогда не предъявляет ребёнку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем, она требует от него определённого напряжения сил. Огромна роль игры в логопедической работе с детьми. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов, так как дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально здоровы, а, следовательно, и потребности в игре у них такие же, как у их сверстников. А вот необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов требует от логопеда использования игровых приёмов даже в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Задача учителя-логопеда – так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой. Театрализованная игровая деятельность позволяет учить ребёнка без принуждения, на положительных эмоциях и заинтересованности, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление, ведь в ней заложены истоки творчества. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности восприятия, развитию образного и логического мышления, а так же двигательной активности.
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, замечено, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. Использование драматизации в коррекционной работе является крайне важным, поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов). Театрализованная деятельность способствует развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.); речи (монолог, диалог); творческих способностей детей, таких как: умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль. Она помогает формировать такие умения и навыки, как разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, игрушки, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.), обогащает театральный опыт детей, даёт знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относится настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонация и мимика, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры учитель- логопед может использовать на занятии при составлении рассказов по картинам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием, они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Ребенок с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает. Исполняя роли персонажей с различными характерами, дети примеривают на себя различные модели социального поведения. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи, что крайне важно для детей с тяжёлой речевой патологией.
Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры учитель- логопед может использовать при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
Очень важно включать в логопедические занятия специальные игры.
Специальные игры развивают воображение и фантазию, способствуют развитию мимики и пантомимики, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры учитель-логопед должен систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов на своих занятиях.
К ним относятся:
1. Упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами). Темы для таких маленьким спектаклей (этюдов) близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Радость», «Гнев», «Удивление» и т.д.).
2. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
3. Речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В процессе словесных игр идёт постоянное побуждение детей к общению друг с другом, к комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению и активизации словарного запаса, формированию грамматического строя и, конечно же, правильного звукопроизношения.
Возможности театрализованной деятельности невероятно широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы учителя-логопеда заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У ребёнка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Специфика речевой группы не позволяет начать этот процесс на ранних этапах логопедической работы с детьми, имеет смысл заниматься театрализованной игровой деятельностью с детьми 4-5 лет, используя элементы театрализованных игр на логопедических занятиях.
Фрагментарно элементы театрализованной деятельности (использование мимики, жестов, поз, различных интонаций и т.д.) присутствуют постоянно на всех логопедических занятиях в комплексах пальчиковой гимнастики, в упражнениях на координацию речи с движениями, кроме того, элементы театрализации могут использоваться в системе логопедических занятий по развитию речи.
В логопедическом кабинете должно быть в наличии соответствующее оснащение: несколько видов театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, би-ба-бо, теневой. Логопед знакомит детей с правилами куклодвижения, рассказывает о каждом из видов театров. Театральные куклы помогают детям расслабиться, снять напряжение, создают радостную атмосферу, ребята с удовольствием включаются в театрализованные игры, пытаются «оживить» этих кукол.
В заключении хочется сделать вывод о том, что систематическое, многоплановое использование игровых приёмов театрализованной деятельности, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы, повышению уровня речевого развития детей. Такие игры должны войти в число любимых детьми и как можно чаще использоваться на занятиях учителя-логопеда.
Список литературы
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
- Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. – М., 2008.
- Маланева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...
Презентация "Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Презентация к выступлению...
Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".
Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....
Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".
Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...