ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
статья по логопедии

Тебенькова Надежда Владимировна

Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте страдают все компоненты речевой системы: фонематические процессы, просодические компоненты, артикуляторный праксис, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь. Эти нарушения спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной, коммуникативной и моторной сферы. Поэтому прочный эффект в коррекционной работе возможен лишь тогда, когда задействованы все адаптационные механизмы ребенка. Основная задача учителя-логопеда сделать  коррекционный процесс эффективным и интересным для детей. Целью использования игротренингов в моей практике является развитие речевых функций, внеречевых психических процессов, улучшение динамики коррекционно-развивающей работы, повышение мотивации воспитанников к логопедическим занятиям, активизация познавательной сферы.

Суть игротренинга заключается в том, что по тексту упражнения, игры, сказки или стихотворения составляется анимированная интерактивная презентация с действиями или озвучиванием персонажей. Ребёнок играя, выполняет артикуляционные или мимические пробы, пальчиковые или лексико- грамматические упражнения, либо повторяет голосовые модуляции за героями по тексту, в зависимости от вида логопедического игротренинга.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; логопедический игротренинг; развитие речевых компонентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tebenkova_n.v._statya.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте страдают все компоненты речевой системы: фонематические процессы, просодические компоненты, артикуляторный праксис, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь. Эти нарушения спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной, коммуникативной и моторной сферы. Поэтому прочный эффект в коррекционной работе возможен лишь тогда, когда задействованы все адаптационные механизмы ребенка. Основная задача учителя-логопеда сделать  коррекционный процесс эффективным и интересным для детей. Целью использования игротренингов в моей практике является развитие речевых функций, внеречевых психических процессов, улучшение динамики коррекционно-развивающей работы, повышение мотивации воспитанников к логопедическим занятиям, активизация познавательной сферы.

Суть игротренинга заключается в том, что по тексту упражнения, игры, сказки или стихотворения составляется анимированная интерактивная презентация с действиями или озвучиванием персонажей. Ребёнок играя, выполняет артикуляционные или мимические пробы, пальчиковые или лексико- грамматические упражнения, либо повторяет голосовые модуляции за героями по тексту, в зависимости от вида логопедического игротренинга.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; логопедический игротренинг; развитие речевых компонентов.

USING SPEECH THERAPY GAME TRAINING IN CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

About the author: Tebenkova Nadezhda Vladimirovna, teacher-logopedist.

Place of employment: Ural, Sverdiovskaya oblast, city Rezh, municipal autonomous preschool educational institution «Kindergarten of combined type No. 5 «Skazka». Abstract. The work is devoted to the correction of severe speech disorders in preschool children using speech therapy training. In children with General speech underdevelopment, with preserved hearing and intelligence, all components of the speech system suffer: phonemic processes, prosodic components, articulatory praxis, sound reproduction, lexical and grammatical structure of speech, coherent speech. These disorders are not overcome spontaneously. They require specially organized work on the correction and development of all components of speech, cognitive, communicative and motor spheres. Therefore, a lasting effect in correctional work is possible only when all the child's adaptive mechanisms are involved. The main task of a speech therapist teacher is to make the correction process effective and interesting for children. The purpose of using game training in my practice is to develop speech functions, extra-verbal mental processes, improve the dynamics of correctional and developmental work, increase the motivation of students.

Keywords: general underdevelopment of speech; speech therapy training; development of speech components.

С каждым годом количество детей с речевыми патологиями увеличивается. А стратегия развития современного образования активизирует педагога на поиск и реализацию наиболее эффективных путей коррекции и развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте страдают все компоненты речевой системы: фонематические процессы, просодические компоненты, артикуляторный праксис, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь. Словарный запас ограничен бытовой лексикой. В активной речи преобладают простые предложения, встречаются аграмматизмы в виде неправильного употребления глаголов, предлогов и приставок, падежных окончаний существительных, прилагательных, присутствуют нарушения  согласования слов в роде и числе. Недостаточно развиты навыки словоизменения и словообразования. Страдает фонетическая сторона речи, чаще нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Просодическая сторона речи характеризуется маловыразительностью, зачастую монотонностью. Наряду с речевыми трудностями, у детей с тяжёлыми нарушениями речи внимание рассеянное, неустойчивое, слабая память, не редко нарушены мыслительные операции обобщения, анализа и синтеза.

Указанные особенности детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной, коммуникативной и моторной сферы. Поэтому прочный эффект в коррекционной работе возможен лишь тогда, когда задействованы все адаптационные механизмы ребенка.

В своей книге «Человек играющий» Й. Хейзинг приходит к важнейшему выводу, что игра - это необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования. Что может быть прекраснее детской игры? Игра - что может быть интересней и значимей для ребенка?

Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого действие- работа. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Логопедический игротренинг - это комбинация игровых упражнений, при помощи которых мы отрабатываем те или иные речевые навыки у детей дошкольного возраста.

Целью использования игротренингов в моей практике является развитие речевых функций, внеречевых психических процессов, улучшение динамики коррекционно-развивающей работы, повышение мотивации воспитанников к логопедическим занятиям, активизация познавательной сферы.

Суть игротренинга заключается в том, что по тексту упражнения, игры, сказки или стихотворения составляется анимированная интерактивная презентация с действиями или озвучиванием персонажей. Ребёнок играя, выполняет артикуляционные или мимические пробы, пальчиковые или лексико- грамматические упражнения, либо повторяет голосовые модуляции за героями по тексту, в зависимости от вида логопедического игротренинга.

Виды логопедических игротренингов:

  • артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику);
  • фонетические (автоматизируют, дифференцируют поставленные звуки, развивают просодические компоненты);
  • пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки);
  • лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий);
  • монологические и диалогические (способствуют развитию связной речи);
  • интегрированные с моделированным содержанием (с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб).

При составлении и использовании логопедических игротренингов на индивидуальных и подгрупповых занятиях мы опираемся на общие дидактические принципы:

  • систематичность и последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;
  • соблюдение временного регламента, не вызывающего переутомления воспитанников;
  • учет возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и структуры дефекта;
  • соблюдение преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках;
  • активизация обратной связи. По ходу реализации игротренинга  учитель-логопед комментирует, помогает оценивать действия для закрепления у ребёнка правильного выполнения заданий;
  • интеграция всех видов речевой деятельности, используя различные анализаторы.

В своей работе использую авторские игротренинги И. Л. Лебедевой, на основе которых создаю свои анимированные презентации с озвучиванием. Материал для составления игротренингов беру из сборников разных авторов: Т. А. Ткаченко «Логопедические упражнения», Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская «Логосказки», А. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнатика», «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников», Е. М. Косинова «Гимнастика для развития речи». Использую стихи Н. В. Нищевой и других детских поэтов, а также сказки народов мира, рассказы для дошкольников.

        Пример логопедического игротренинга «Посуда»

Мимические упражнения

Толстые внуки приехали в гости, (надуваем щёчки)

С ними – худые, лишь кожа да кости!  (втягиваем щёчки)

Бабушка и дедушка всем улыбнулись, (губы в улыбке)

Поцеловать они всех потянулись. (губы трубочкой)

Утром проснулись - в улыбочке губы, (улыбка)

Чистим свои мы верхние зубы. (чистим языком зубы) 

Вправо и влево, внутри и снаружи. (чистим языком зубы)

С нижними зубками тоже мы дружим. (чистим зубы язычком)

Губы сожмём мы, и рот прополощем. (поочерёдно надуваем щёки)

А на столе самовар пыхтит, что есть мочи. (одновременное надувание щёк)

Артикуляционные упражнения

Блюдца поставим – положат блины нам. (широкий язык на нижней губе)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. (подуть на широкий язык)

Блинчик жуём, завернём и прикусим, (покусываем язык)

Блинчик с вареньем малиновым, вкусным. (облизать языком верхнюю губу)

Чашки поставим, чтоб чаю налили. (язык чашечкой)

На носик подули, мы чай остудили. (подули через язык на нос)

Пальчиковые упражнения

Внуки сладкий чай попили, (поочерёдно сжимаем-разжимаем кулачки)

И посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики на правой руке, начиная с мизинца)

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой) 

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики на левой руке, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварёшку потеряли.

Всю посуду мы убрали- (хлопки в ладоши)

Так бабуле помогали!

Лексико-грамматическое упражнение

Здесь услышали мы спор-

Посуды громкий разговор!

Кто на кухне всех главнее,

Для продуктов всех важнее?

  • Во мне хранится сахар, значит я… сахарница. (дети образуют слово)
  • А в меня кладут хлеб, значит я…хлебница. (дети образуют слово)
  • А в меня кладут салат, значит я… салатница. (дети образуют слово)
  • А во мне много вкусных конфет, значит я… конфетница. (дети образуют слово)
  • Я храню белую, очень нужную крупного помола и мелкого помола соль, значит я… солонка. (дети образуют слово)
  • Чтобы блюда приправлять в меня можно разные вкусные соусы наливать, значит я… соусник. (дети образуют слово)
  • А со мной дружит горький острый перец, значит я… перечница. (дети образуют слово)

В разговор вступили другие предметы:

  • Я - красивая маслёнка, чем же меня наполняют? (дети называют, для чего)
  • Я - пузатый чайник, что же в меня наливают? (дети называют, для чего)
  • Я - фигурная селёдочница, украшаю праздничный стол, что в меня кладут? (дети называют, для чего)
  • Я - супница, главная на обеденном столе и кормлю всю семью, чем меня наполняют? (дети называют, для чего)
  • А, от чего же, моё название, поварёшка, произошло? Название есть, а еды такой нет.
  • Ты главная помощница повара. Вместе с поваром любое блюдо попробовать можете. Повара уговариваешь: ПОВАР, ПОЕШКА. Вот от этих слов и произошло название ПОВАРЁШКА.
  • А, ведь мы с вами все называемся одним словом ПОСУДА. Оно произошло от слов: ПОставь СЮДА.

Таким образом, игротренинг способствует развитию всех сторон речевой деятельности, обогащению и закреплению приобретенных знаний. Я, как учитель - логопед, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом индивидуальных возможностей.

Литература

  1. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
  4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: Владос, 1994.
  5. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения. Издательство: Эксмо детство, 2013 г.
  6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

 Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дош...

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быт успешно использован в работе с детьми дошкольного возра...

Презентация «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В презентации отражён один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста с разн...

«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...