Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ДОУ
консультация по логопедии (старшая группа)

Ишмурзина Гузель Нургалиевна

В статье рассматривается вопрос о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Коррекция речевого и психофизического развития детей в дошкольном учреждении позволит ребенку безболезненно перейти к обучению в школе, адаптироваться в новом для них сообществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь играет исключительную роль в жизни человека. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольного поведения.

Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. По данным статистики,  неумолимо растает число речевых расстройств  и тяжесть речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

В настоящее время трудно найти дошкольника без речевых нарушений; увеличилось количество детей, у которых речь не появляется до 3 лет. О причинах такого увеличения количества детей можно говорить очень много. Они абсолютно разные.

Самой многочисленной и разнородной категорией детей  являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Одним из важнейших направлений в области образования является своевременная и эффективная помощь детям с речевой патологией.

 Вопрос помощи таким детям все больше требует комплексного подхода. 

Такая ситуация заставляет специалистов серьезно задуматься над созданием системы медицинской, педагогической и социально-психологической помощи детям, имеющим тяжелые речевые нарушения.

Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия,алалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствует в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и связной речи. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности[3].

В дошкольном образовательном учреждении могут быть открыты группы для детей, имеющих различные нарушения не только в речевом развитии,  но и в психологическом развитии. А также ребенок может быть зачислен на логопункт, организованный при дошкольном учреждении.

Специальные группы для детей с ТНР создаются в учреждениях комбинированного и компенсирующего типов.

Зачисление детей с нарушениями речи в группы ДОУ, на логопункт  осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия их родителей (законных представителей).

Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи логопедической работы в каждой из групп и каждого ребенка в отдельности исходя их особенностей и возможностей .

Коррекционная  работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования имеет некоторые особенности. Приступая к работе с детьми, логопед проводит диагностику речевого и общего развития с помощью использования специальных методик[1]. Обобщив и проанализировав данные обследования, специалист выявляет структуру дефекта, выделяет сохранные и нарушенные компоненты  стороны речи и психических процессов, устанавливает «зону ближайшего развития».

На основе полученной диагностики уровня развития ребенка, учитель-логопед, совместно с другими специалистами, составляет маршрут индивидуального образовательного сопровождения ребенка, подбирает необходимые формы, виды работы, мероприятия по устранению тяжелых нарушений речи, по подготовке к дальнейшему обучению в школе.

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в речевом развитии, поэтому с целью реализации требований ФГОС составляется коррекционно-развивающая программа(АОП), если ребенок находится в общеобразовательной группе или на логопункте. Для достижения целей и положительной динамики в работе с детьми  включаются задачи, охватывающие всестороннее развитие личности ребенка. Вся образовательная деятельность проводится с учетом индивидуальных особенностей дошкольника, направлена на устранение тяжелых нарушений речи, развитие коммуникационного спектра, поддержку детей в освоении образовательной программы и безболезненного протекания социальной адаптации[2]. Большинство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мыслительная деятельность, недоразвитие моторных, сенсорных функций, подвержены повышенной утомляемости. Чтобы вызвать интерес детей с речевой патологией к коррекционно-образовательным занятиям, необходимо подбирать индивидуальные программы в зависимости от потребностей ребенка, применять нестандартные подходы, использовать современные инновационные технологии.
          Анализ разных сторон психофизического развития ребенка, его потенциальных возможностей, опора на зону ближайшего развития, проведение педагогического воздействия  станут приоритетными задачами не только  для логопеда, но и всех участников коррекционного процесса – педагогического коллектива ДОУ, родителей. Это обеспечит комплексность коррекционного воздействия  и возможность проведения соответствующей речевой работы, используя для этого  различные виды детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.)  режимные моменты, свободное общение и взаимодействие ребенка с взрослыми в семье и окружающей среде.

В центре внимания логопедической работы постоянно остается наиболее пострадавший компонент речи, а целью работы с детьми является максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

В работе с детьми с ТНР используем традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, которые  определены специальными коррекционными программами.( Г.А. Волкова, Б.М. Гриншпун,  А.Каше , С.А. Миронова, Селиверстов, Т.Б, Филичева, М.Ф.Фомичева, Чевелева, Чиркина и др).

Для достижения положительных результатов в коррекции речевых нарушений  используем различные дополнительные инновационные средства, обеспечивающие здоровьезберегающую направленность педагогического процесса,   нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка. Есть  речевые нарушения, при которых только педагогическое воздействие неэффективно. Поэтому, логопеды  активно обучаются и применяют в своей работе такие направления  как нейропсихологическое  и кинезеологию. Кроме этого, выше указанные методы, помогают организовать занятия интересней и разнообразней, что немало важно для развития внимания детей. Процесс  идёт динамично, в эмоционально благоприятной среде[4].

Формы организации коррекционно-развивающей работы: групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Логопедические занятия проводятся в соответствии с программой, разработанной ДОУ.

Личностно ориентированный характер логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуальных особенностей логопата, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. Работа  логопеда должна быть направлена не только на устранение речевого нарушения, но и в целом на коррекцию целостного развития  личности с помощью коррекционно-педагогических средств и способов – это будет залогом успешного логопедического воздействия. А также дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с нарушениями речи — являются принципиальными и должны быть приняты во внимание при работе с каждым ребенком или группой детей, независимо от причин, характера и степени выраженности речевых нарушений[5].

В коррекционный процесс должны быть привлечены не только педагоги ДОУ, но и родители, которые должны стать главными участниками этого процесса. Целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность.  Для успешной работы логопеду и воспитателям  необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Задача логопеда - помочь родителям правильно организовать эту работу. Для этого необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям будет эффективной тогда, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования и дома, и в детском саду. Участие родителей в коррекционном процессе только усилит их авторитет перед собственными детьми и еще больше  сблизит.

Своевременное педагогическое воздействие, коррекция речевого и психофизического развития детей - обеспечит всестороннее, гармоничное развитие воспитанника в дошкольном учреждении и позволит ребенку с тяжелыми нарушениями речи безболезненно перейти к обучению в школе, адаптироваться в новом для них сообществе.

Список литературы

  1. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, Издательство Сфера, 2007
  2. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.
  3. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ "Шаг навстречу" Детство-Пресс, 2012
  4. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.
  5. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. –М., 2002

© Ишмурзина Г.Н., 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

характеристика особенностей работы с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Приоритетными задачами...

Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»

Семинар-практикумТема: «Использование   биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми  имеющими тяжелые нарушения речи»...

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...