Виды логопедического массажа в работе учителя-логопеда с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

виды логопедического массажа в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_log_massazh.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды логопедического массажа в  работе учителя-логопеда

с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи»

     Система логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями речи, предусматривает комплексный характер. И одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» — греческого происхождения и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, Японии, Греции, Риме. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и другие. Авторы считают, что логопедический массаж — активный метод механического воздействия, способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц органов артикуляции, улучшает мелкую моторику. Логопедический массаж значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов. Правильный подбор массажных комплексов способствует коррекции произносительной стороны речи, т.е. сокращению периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

В настоящее время в логопедической практике существует много видов логопедического массажа:

Лечебный классический массаж – это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда воздействуют на биологически активные точки (зоны).

Аппаратный массаж проводятся с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Самомассаж.

На  занятиях для коррекции произношения можно использовать  самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, упражнения которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

  • можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
  • можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;
  • можно использовать без специального медицинского образования.

Дети сами выполняют:

— самомассаж лицевых мышц;

— самомассаж кистей и пальцев рук;

— аурикулярный массаж (самомассаж ушных раковин);

— самомассаж язычной мускулатуры.

Эффективно использовать упражнения, которые комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным упражнениям подобраны стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения молча по показу, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривают текст. Позже они уже могут произносить тексты самостоятельно.

Самомассаж лица.

Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а так же на развитие речи. Игровая форма работы привлекает детей, они выполняют упражнения с большим удовольствием, быстро запоминают их и с радостью перевоплощаются в различных персонажей.

Массаж языка.

Это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Это может быть как массаж руками с использованием шпателя, зубной щетки или соски, так и массаж языка с помощью зубов (упражнения «Расческа», «Месим тесто», «Накажем непослушный язычок»)

Самомассаж рук.

Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания, словно надевая кольцо. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем быстрее и лучше развивается речь. Самомассаж рук – это самомассаж ладоней и пальцев.

На занятиях дети обучаются  элементам самомассажа рук в игровой форме и с использованием нетрадиционного материала. Очень нравится детям играть:

  • с бельевой прищепкой — «Котенок» (кусаем ногтевые фаланги);
  • покатать между ладонями сосновую шишку, грецкий орех и т.д.;
  • растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты – «Погреем ручки»;
  • растирать ладонями шестигранный карандаш;
  • с резиновым мячиком или воздушными шарами, наполненными разными крупами;
  • шариками су-джок – «Ежик», «Солнышко» (катание между ладошками, по каждому пальчику, надевать колечко-пружинку на каждый пальчик, перечисляя домашних животных или произнося звуки).
  • зубные щёточки.

Особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» — это небольшие емкости или коробочки, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой (фасоль, рис, бусы, горох и т.д.)

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Логопедический массаж оказывает не только общее положительное воздействие на организм в целом, но и улучшает звукопроизношение, положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением речи"

Презентация для родителей  "Организация работы учителя-логопеда в ДОУ"...

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через организацию закрытых сообществ в социальных сетях

Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6-7 ЛЕТ

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся детей с ТНР 6-7 лет по реализации адаптированной основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учр...