Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи по теме

Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости. Поэтому одной из важнейших задач исследования явилось изучение готовности родителей к сотрудничеству с логопедической группой. Уровень родительской мотивации определялся на основании разработанной анкеты и оценивался по таким параметрам – адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка, готовность к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, степень инициативы в плане сотрудничества с логопедической группой, продуктивность использования педагогических и медицинских рекомендаций. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, с одной стороны, оказалось необходимым условием осознанного участия семьи в процессе коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, с другой стороны, явилось важным фактором, способствовавшим развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. В системе такой комплексной работы коррекционно-развивающее обучение и воспитание должны осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей.

          В последнее время все большую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на формирование  полноценной личности. Учитывая, что значительная часть детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посещает дошкольные логопедические группы, возникла необходимость разработки методического обеспечения работы с родителями с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы.

Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости. Поэтому одной из важнейших задач исследования явилось изучение готовности родителей к сотрудничеству с логопедической группой. Уровень родительской мотивации определялся на основании разработанной анкеты и оценивался по таким параметрам – адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка, готовность к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, степень инициативы в плане сотрудничества с логопедической группой, продуктивность использования педагогических и медицинских рекомендаций. Результаты исследования позволили выявить различные уровни родительской мотивации к сотрудничеству с логопедической группой: высокий, средний и низкий.

Родители с высоким уровнем мотивации характеризовались следующими качественными показателями:

-адекватно воспринимали состояние ребенка, были готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимали его важность и необходимость.

-проявляли инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушивались к советам и рекомендациям и применяли их в общении с детьми.

Родители со средним уровнем мотивации также адекватно воспринимали состояние ребенка, не отрицали необходимость сотрудничества с дошкольным учреждением, но при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашались со всеми доводами педагогов, но мотивировали свою пассивность недостатком времени.

Родители с низким уровнем мотивации характеризовались следующими качественными показателями:

Отсутствие адекватной оценки родителями состояние речи ребенка, пассивная внутренняя позиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением проявлялась в непонимании необходимости коррекционной работы, критические замечания и предложения не принимались.

 Из общего количества  исследуемых семей родители с высоким уровнем мотивации составили самую малочисленную группу – 4 семьи (20%), со средним уровнем мотивации к сотрудничеству выявлено 10 семей (50%) довольно многочисленной была группа родителей с низким уровнем мотивации – 6 семей(30%).

Цель нашего исследования  заключалась в разработке содержания и форм взаимодействия логопеда и семьи, направленного на повышение эффективности процесса преодоления общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста.

Нами предполагалось, что одним из важнейших путей оптимизации работы по преодолению ОНР у детей является создание такой системы сотрудничества логопеда с семьей, которая предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей в коррекционно-воспитательных мероприятиях, а также учет разных уровней мотивации родителей к сотрудничеству.  

Экспериментальное исследование  проводилось в течение 4-х лет в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения. В эксперименте участвовали родители 20 детей 5-7 лет с недоразвитием речи.

Разрабатывая содержание процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР мы выделяли три этапа:

Первый – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы  совместной деятельности логопеда и семьи;

Второй - последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению ОНР у детей;

 Третий- развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребенком под руководством логопеда. Обучение родителей проводилось нами с использованием метода активного педагогического консультирования на основе сотрудничества с семьями детей ОНР.

Первый этап обучения предполагал решение следующих задач: создание психологической готовности семьи к сотрудничеству, формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка, информирование родителей о результатах обследования детей, обучение взрослых наблюдению за ребенком в домашних условиях.

Перевод на следующий этап экспериментального обучения осуществляется и нами с учетом следующих критериев :

Осознание родителями своей роли в совместной работе с логопедом и с ребенком в семье;

Овладение умением наблюдать за поведением и деятельность ребенка в различных ситуациях;

Получение необходимых знаний об особенностях развития ребенка с ОНР.

В процессе второго этапа эксперимента предусматривалось последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы. В связи с этим нами были выделены следующие задачи: познакомить родителей с программой коррекционного обучения детей с ОНР; расширить их знания по проблемам общего психического и речевого развития детей с данной речевой патологией; обучить родителей  некоторым коррекционным приемам работы с ребенком в семье.

На третьем этапе сотрудничество логопеда и семьи нами решались следующие задачи:

Определение эффективных приемов работы семьей ребенка; закрепление умений родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания, стимулирование творческой деятельности родителей в коррекционном обучении дошкольников; применение различных форм контроля за выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях.

Система целенаправленной работы с родителями предполагала выработку методов дифференцированной помощи родителям, учитывающих уровни их мотивации Наибольшие трудности в плане организации сотрудничества вызывали родители с низким уровнем мотивации. Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности индивидуальное консультирование .Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов:

  1. Задачи первого этапа создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа.. Содержание беседы определяется задачами этапа.
  2. В ходе краткой первичной беседы исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке., включая результаты его обследования, но и тогда требуется облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы их ребенка.
  3. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка.

На этапе собственно коррекционной работы наиболее эффективными оказались следующие формы:

-совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

-анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместная выработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи .

-индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом артикуляционная гимнастика, психогимнастика)

Выбор групповых форм взаимодействия определялся с учетом уровней родительской мотивации. Так, групповая работа с родителями с низкой мотивацией может быть рекомендована во второй половине учебного года.

Таким образом ,формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.

 В ходе контрольного эксперимента мы оценили эффективность проводимой нами работы с родителями. Проведение  анкетного опроса родителей в конце учебного года позволило выявить наиболее результативные формы сотрудничества логопеда с семьей ребенка, имеющего ОНР. Необходимость и целесообразность практических семинаров и тематических консультаций отмечали 67 % опрошенных нами родителей экспериментальной группы. Все участники эксперимента наиболее  эффективной формой взаимодействия назвали «Час семьи». Участию в логопедических занятиях и индивидуальным беседам отдало предпочтение 33% опрошенных.

Участие в обучающих мероприятиях, по мнению родителей, способствовало повышению их знаний о содержании специального обучения детей с ОНР (78%), помогло осознать свою роль в коррекционном воспитании ребенка с данным видом речевой патологии (89%), изменить отношение к личности ребенка (67%), характер общения с ним (78%). 89% от общего числа опрошенных нами семей считают себя активными помощниками детей в преодолении у них трудностей речевого развития.

В ходе анкетирования родителей по проблемам общего недоразвития речи у ребенка нами выявлено, что всеми участниками эксперимента осознается специфика данного вида речевой патологии.

Результаты обучающего эксперимента показали, что использование разработанной нами системы сотрудничества логопеда и семьи способствовало повышению эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей экспериментальной группы. Определение содержания и дифференцированных форм взаимодействия логопеда и родителей, обеспечило повышение уровня родительской мотивации к сотрудничеству с логопедической группой (высокий 40%, средний 60%). Одним их важнейших итогов такой работы стало возрастание коррекционно-педагогического потенциала каждого участника процесса воспитания детей с общим недоразвитием речи. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, с одной стороны, оказалось необходимым условием осознанного участия семьи в процессе коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, с другой стороны, явилось важным фактором, способствовавшим развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения.

литература

  1. Арнаутова Е.П. Общение с родителями. Зачем? Как? – М., 1993.
  2. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1998. - №1. – С.60-66.
  3. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: (Методические рекомендации для воспитателей) / Под ред. О.Н.Усановой. – М., 1992.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Жукова Н.С., Мастюков Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  6. Крылова Н.Л., Корц М.А., Кузевич Л.М. Работа воспитателя по развитию речи в повседневной жизни (детский сад для детей с нарушениями речи) // Дефектология. – 1978. - №5. – С.65-71.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
  8. Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе для дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1981. - №1.  – С.74-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.

Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения МКДОУ «Детский сад «Ёлочка», воспитывающих детей с РДА

В нашей стране отмечается тенденция сокращения количества специализированных детских садов: логопедических, детских садов для детей с органическим поражением ЦНС, детских садов для детей с задержкой п...

Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения

Наименее разработанными в теоретическом и практическом плане в системе комплексных мероприятий по преодолению нарушений психического и речевого развития у дошкольников являются организация и содержани...

ПЛАН Работы с родителями в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 год

Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие...

ПЛАН Работы с родителями в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 год

Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие...

Особенности дистанционных форм работы с родителями в условиях ДОУ компенсирующего вида

Дистанционная форма работы с родителями - это современная удобная форма общения. Дает возможность родителю более подробно узнать о проблемах своего ребёнка......

Использование интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях группы компенсирующей нааправленности

Данная презентация является обобщениемьопыта работы логопеда использования интерактивных игр на сайте "Мерсибо" с детьми ОВЗ...