Главные вкладки

    Консультация по логопедии по теме:
    Некоторые особенности работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

    Поморина Наталья Валентиновна

    Консультация для педагогов об особенностях коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nekotorye_osobennosti_raboty_uch-log.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Некоторые особенности работы учителя - логопеда

     в ДОУ для детей с нарушением зрения

     Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушениями зрения имеет некоторые отличия, особенности по сравнению с работой в логопедическом детском саду.

    Прежде всего, дети поступают в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида через городскую центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. ЦПМПК осуществляет разработку коллегиального психолого-медико-педагогического заключения по результатам медицинского, психологического и педагогического обследований ребёнка в учреждении и разработку индивидуально-ориентированных рекомендаций.

    Вся коррекционно-воспитательная работа на группе осуществляется под руководством ТИФЛОПЕДАГОГА и в тесной взаимосвязи с другими специалистами ДОУ. Педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения, в том числе и учитель-логопед, должны иметь представление о зрительных диагнозах, особенностях детей данной категории, знать этап аппаратного лечения ребёнка (плеоптический, ортоптический, стереоскопический), схему рассаживания.

     Тифлопедагог обогащает зрительный сенсорный опыт и по рекомендации учителя-логопеда активизирует речевую деятельность детей, расширяет их словарь. Воспитатель проводит логопедические пятиминутки по заданию логопеда.

    Задача логопеда в процессе непосредственной образовательной деятельности с детьми учитывать не только речевые нарушения детей, но и выполнять рекомендации окулиста и тифлопедагога. Необходимо соблюдать охранительный зрительный режим для каждого ребёнка, адаптировать пособия с учётом офтальмо-гигиенических требований, использовать дидактический материал необходимой величины, окраски и объёмности (по рекомендации офтальмолога и тифлопедагога), предлагать задания, опираясь на сохранные анализаторы.  Использовать подставки, фланелеграфы.

    В кабинете учителя-логопеда должны быть зрительные тренажёры, ориентиры.  

    Большое внимание необходимо уделять созданию специальной коррекционно- 

    оздоровительной среды не только в группах, но и во всём пространстве детского сада.

    Амблиопия и косоглазие неизбежно влекут за собой снижение функций зрения, что обусловливает снижение скорости, точности восприятия, а также трудности в определения цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, выполнении практических действий, во владении измерительными навыками, в редуцировании некоторых свойств зрительного восприятия, в отставании формирования познавательных интересов и т.д.

     Дети с амблиопией и косоглазием хоть и не относятся к слабовидящим, (т. к.  у них в большинстве случаев страдает один глаз), но имеют общие с ними особенности. Монокулярный характер зрения таких детей отрицательно сказывается на формировании зрительно-пространственных представлений об объёме, протяжённости и трёхмерности пространства. Кроме того, в период лечения методом прямой окклюзии, в рабочем состоянии оказывается глаз с наименьшей остротой зрения.

    У детей с нарушением речи и зрения отмечаются не только трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок, но и словесного обозначения пространственных отношений. Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с нарушением зрения и общим недоразвитием речи дисграфии и дислексии. Упражнения в определении последовательности предметов в пространстве создают основу для становления звукового, слогового и морфемного анализа слов. Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела, затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Далее можно переходить к формированию ориентировок на плоскости, что служит одной из главных предпосылок к усвоению навыка чтения и письма.

    Часто детям необходимо повторение инструкции, т. к. у них замедленное восприятие, может быть искажение зрительного восприятия изображений, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе.

    Это объясняет, в частности, возникновение трудностей у таких детей в составлении рассказа по сюжетной картинке.

    Неточные представления об окружающем предметном мире ведут к накоплению в речи детей слов без конкретного содержания. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Отсюда, детям часто бывает трудно осмыслить материал, они механически его запоминают и не применяют полученные знания в учебной и игровой деятельности.

    У детей с глубокими нарушениями зрения выделяют 4 уровня сформированности речи

     1 уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения.

    Учитель-логопед осуществляет работу с этими детьми по коррекции звукопроизношения, профилактике дисграфии. Опирается на консультации офтальмолога и тифлопедагога.

     Воспитатель проводит логопедические пятиминутки по заданию учителя-логопеда.

    2-ой уровень. Активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, в составлении предложений и развёрнутых рассказов. Фонематический анализ не сформирован.

     Учитель-логопед планирует с детьми этой группы как индивидуальную, так и подгрупповую работу. Опирается на консультации офтальмолога и тифлопедагога.

    Воспитатель проводит логопедические пятиминутки по заданию логопеда.

    3-й уровень. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. Низкий уровень соотнесённости слова и образа предмета и знания обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений. Множественные нарушения звукопроизношения. Низкий уровень сформированности фонематических процессов.

    4-й уровень. Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова и образа предмета и обобщающих понятий. Отмечаются эхолалии. Со многими заданиями не справляются. Связная речь состоит из отдельных слов.

    Обязательным элементом занятий должна быть игра, т. к. у детей с тяжёлыми нарушениями зрения позже формируются предпосылки игровой деятельности.  

      Надо отметить, что дети с нарушением речи и зрения часто имеют в анамнезе соматическую ослабленность, ЗПР, хронические заболевания, что является сочетанной патологией или сложной структурой дефекта.

     

    Таким образом, учитель-логопед проводит коррекционные занятия дифференцированно, с учётом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения

    Содержание семинара-практикума "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ для детей с нарушениями зрения":1. Выступления из опыта...

    Диагностическое оснащение учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

    Диагностическое обеспечение (подбор и апробация диагностического материала по выявлению уровня речевого развития детей с нарушением зрения) с учетом принципов здоровьесберегающей педагогики....

    Презентация "Организация работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением речи"

    Презентация для родителей  "Организация работы учителя-логопеда в ДОУ"...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Особенности работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР»

    laquo;Особенности работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР»    Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечес...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

    Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

    Особенности построения предметно-развевающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения

    ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для ус...