ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –- ЛОГОПЕДА В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
консультация по коррекционной педагогике

Логопед51

В статье говорится об особенностях развития речи детей с нарушением зрения и, соответственно, об особенностях работы учителя-логопеда в условиях специализированного ДОУ на каждом этапе коррекционной работы по звукопроизношению. О создании необходимых условий для зрительного восприятия детей, а также об использовании специальных методов и приёмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ –- ЛОГОПЕДА В ДОУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

         Основная задача учителя – логопеда: коррекция звукопроизношения ребёнка и развитие его речи в целом.

        Как известно – мышление и речь неразделимы. Чем выше интеллект, тем более развита речь. А речь, в свою очередь является мощным стимулом развития мышления. Строительным материалом для мозга является сенсорно – перцептивный образ, т.е. мозг, получая какую – либо информацию извне, обрабатывает её и «даёт приказ» к тому или иному действию. Таким образом, происходит психический процесс. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать окружающую действительность и на основе этого отражения регулировать поведение деятельности. Существует 13 сенсорных каналов (ощущений), через которые мозг получает информацию. Основные из них:

1. Зрительный (мир глазами: форма, цвет, величина, пространство).

2. Слуховой (мир в звуках).

3. Обонятельный.

4. Вкусовой.

5. Тактильный.

6. Кинестетический.

       Все каналы должны работать. Чем больше каналов включено в познание предметов и явлений, тем больше информации поступает в мозг, тем полноценнее развитие мышления, речи и снова мышления.

      Как видим, основным информационным каналом является зрение. Что же происходит, если этот канал недостаточно развит или отсутствует вообще?

      Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения проявляется в отставании формирования речевых навыков, накоплении языковых средств и выразительности движений. Причины этого:    

- уменьшение или искажение получаемой зрительной информации;

- сужение познавательного процесса;

- ограничение возможностей подражательной деятельности;

- уменьшение возможности развития двигательной сферы.

      Кроме этого, зрительная патология часто связана с органическими нарушениями развития головного мозга, которые могут вызывать неврологические или психические отклонения в развитии детей.  Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормально видящих детей. Кроме того, удлиняются все коррекционные этапы развития речи.        

    Особенности работы учителя – логопеда в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики.

     Чтобы обеспечить необходимые условия для коррекционной работы, следует создать соответствующие условия для зрительного восприятия детей:

- достаточную освещённость помещения;

- размещение детей соответственно окклюзии (заклейки лучше видящего глаза оклюдером для активизации зрительных процессов хуже видящего);

- расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии;

- соответствующую длительность зрительных нагрузок (не более 5-10 минут в соответствии с возрастом), организацию во время занятий разнообразных упражнений для снятия зрительного напряжения.

     Для эффективности коррекционного процесса следует применять специфические средства наглядности (о них будет сказано ниже); использовать специальные методы обучения и вести коррекционно – педагогическую работу с учётом особенностей нарушения зрения каждого ребёнка. Необходимо подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизические особенности детей.

                    Особенности работы над звукопроизношением.

        Подготовительный этап более продолжителен, чем у детей с нормальным зрением. Направление работы:

- развитие слухового и речевого внимания;

- активизация зрительного внимания;

- формирование диафрагмального и речевого дыхания;

- отработка артикуляционных поз;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие мелкой моторики;

- развитие ориентировки в пространстве, особенно различение правой и левой стороны, в чём наши дети затрудняются практически до старшего возраста; ориентировки относительно своего тела и на листе бумаги. Последний аспект важен на протяжении всех этапов обучения для профилактики оптической дисграфии и дислексии.

      На данном этапе необходимо заинтересовать детей, дать им освоится в кабинете, вызвать потребность в общении с педагогом, т.к. дети часто некоммуникабельны и с трудом вступают в контакт. Особое внимание обращается на речевую инструкцию, поскольку дети страдают крайне неустойчивым произвольным вниманием. Детям полезны и интересны игры на развитие психических процессов: «Что изменилось? »,

«Кто ушёл? », «Подбери по цвету, форме, величине », «Выложи по образцу», «Найди различия», «Лабиринт» и т.д. Для успешного обучения необходимо развивать слух, в этом помогут игры на различение речевых и неречевых звуков: «Что звучит?», «Кто позвал? », «Где звонят?», «Дразнилки» и т. д.

     Выполняя упражнения для развития речевого дыхания, необходимо помнить, что не следует напрягать мышцы шеи и лица, т.к. при этом напрягаются и зрительные мышцы. Вдох и выдох должны быть спокойными, глубокими и равномерными.

     Развитие артикуляционной моторики необходимо начинать с простых движений, постепенно усложняя их (принцип «от простого к сложному» используется на всех этапах развития речи). При артикуляционных упражнениях детям с глаукомой нельзя давать упражнения, вызывающие напряжение мышц, детям с отслоением сетчатки нельзя дуть и кашлять. Ребёнком должен осуществляться постоянный контроль за артикуляцией взрослого с помощью настенного или ручного зеркала, при необходимости ребёнок должен «обследовать» артикуляцию взрослого своими руками.

    Следует помнить, что взор ребёнка со сходящимся косоглазием должен быть направлен вдаль и вверх в 35 см. от настенного зеркала, а с расходящимся косоглазием – вниз и вблизи, на ручное зеркало.

    Вышеизложенные направления в работе на первом этапе сложны и трудоёмки для ребёнка, т.к. требуют многократных упражнений. Очень часто это вызывает негативное отношение ребёнка к занятиям. Следует этот тяжёлый труд превратить в весёлую игру. Детям нравится придумывать речевые сказки с выдуманными ими героями (которых можно озвучить), действиями  (которые можно показать), явлениями природы (которые можно изобразить). Такие сказки развивают как языковые, так и неязыковые средства общения: мимику, жесты, интонацию, выразительность, эмоциональность.

     На этапе постановки звуков также следует избегать напряжения мышц артикуляционного аппарата, лучше использовать механические способы постановки звуков, чем по подражанию. После атропинизации глаз (диагностическая процедура, которая на некоторое время резко понижает остроту зрения ребёнка) работа должна вестись без опоры на зрение, включаются слуховой и кинестетический анализаторы. С помощью тактильных ощущений ребёнок «рисует» для себя ту или иную артикуляционную позу и пытается её воспроизвести. Кроме того, при произношении того или иного звука вырабатывается то холодная, то тёплая струя воздуха, которую можно ощутить, поднеся тыльную сторону ладони ко рту. Здесь срабатывает температурный канал. Таким образом, вырабатывается умение соотносить зрительные, слуховые, тактильные и двигательные образы, что в дальнейшем приводит к успеху в намеченной цели.

    Этап автоматизации звуков для наших детей более длителен и сложен, поскольку каждый второй ребёнок имеет так называемый дизартрический компонент. Многократность повторений становится ребёнку неинтересна и скучна. Сложная структура дефекта наших детей, а также более тяжёлые условия работы специалиста (в отличии от работы специалиста в речевых группах, где учителю-логопеду непосредственно помогают воспитатели),  показали необходимость подготовить такие типы заданий, которые позволяли бы параллельно с автоматизацией звука расширить  словарный запас и сформировать основные грамматические категории. Для этого был подобран, систематизирован, разработан дидактический речевой материал (речевые игры), который включает в себя разные типы заданий по формированию грамматического строя и активизации словаря детей конкретно для ряда звуков, которые чаще всего нуждаются в коррекции. Исследователи детской речи издавна отмечали, что в определённый период развития ребёнка начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов и т.д. Свидетельствами усвоения морфологических средств являются т.н. образования по аналогии (молотком – пилом, котёнок – свинёнок), освещённые К.И.Чуковским. По его мнению (и по моим наблюдениям) ребёнок усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка путём аналогий. Этот принцип был использован мной при составлении заданий не только по словообразованию, но и по словоизменению. (Данный  речевой материал был положительно оценён Нищевой Н.В. и издан издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  в 2012 году под названием «Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения». Речевые игры  на автоматизацию и дифференциацию звуков будут появляться на моей страничке далее.) 

        На этапах автоматизации звука, формирования лексико–грамматических категорий и развития связной речи используется наглядный метод обучения в сочетании со словесным. Особое внимание уделяется наглядным пособиям, к которым предъявляются специфические требования. На них мы остановимся подробнее. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или муляжи моделей натуральных предметов и другую объёмную наглядность, которая должна быть исполнена на высоком эстетическом уровне и близка к реальности. Ребёнок должен не только рассмотреть предлагаемый объект, но и потрогать его руками – «исследовать».

         Далее следует использовать изобразительную наглядность. Рассматривание её детьми со сходящимся косоглазием должно производиться на подставке. Для детей с узким полем зрения размеры рассматриваемых объектов составляют 5 – 10 см, если острота зрения позволяет видеть их с расстояния 35 см. Экспериментально установлено, что фотографический формат 9х12 должен давать возможность почти всем слабовидящим с узким полем зрения видеть всё изображение, охватывая одним взглядом. Дети с очень низкой остротой зрения нуждаются в усиленном сенсорном развитии сохранных органов осязания, для этого должны использоваться рельефные рисунки. У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов: выявлены замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения, что приводит к затруднениям в осмыслении содержания рисунков. Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма, которая относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. Чтобы помочь слабовидящим детям различать формы, нужна окантовка (очерчивание изображения чёрным контуром). Познания формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений, развитие мышления. На зрительное восприятие формы предмета влияет величина предмета, расстояние до глаз (не менее 30 – 35 см.), освещённость, контраст между яркостью объекта и фоном. Цвет, как объективное свойство формы, обладает большой эмоциональной выразительностью. У значительного числа слабовидящих детей нарушено восприятие цвета, наблюдается ослабление восприятия красного, зелёного и синего цветов. Различные проявления в нарушении цветового зрения предполагают учёт индивидуальных особенностей детей в цветоразличении и создания условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путём усиления насыщенности и яркости цветов и тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования, подсветов, цветового контраста – как средство моделирования объёмной формы и пространственных отношений.  Помните: не следует пользоваться изобразительной наглядностью с глянцевой поверхностью и тем боле – ламинированными пособиями, так как блики создают дополнительный угол преломления световых лучей, что приводит к искажению угла зрения, нарушению фиксации взора, увеличению угла косоглазия и снижению остроты зрения.  

        После предъявления цветного изображения детям предлагается силуэтное изображение предметов, причём для близоруких детей должен предъявляться белый силуэт на чёрном фоне. После этих изображений даются контурные изображения. И далее – наложенные контурные изображения и зашумлённые.

        Все наглядные пособия должны быть закреплены на доске на уровне глаз ребёнка, для того, чтобы ребёнок мог фиксировать взор на изображённом предмете, особенно это касается детей с нистагмом.  

        При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишние, отвлекающие внимание предметы: игрушки, картинки и т.д. Однако не следует использовать муляжи и показ постоянно, т.к. это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей.

     Учитывая всё вышесказанное, используя в коррекционной работе следующие методы:

- полисенсорный (максимальное использование слуха, остаточного зрения,  

  тактильно – вибрационных ощущений при коррекции звукопроизношения);

- практический (игра, упражнение, подражание…);

- наглядный (натуральные объекты или муляжи, иллюстрирование, наблюдение…);

- словесный (речевые игры, рассказ, беседа, инструктаж,  диалог…);

а также принципы:

- использования компенсаторных возможностей сохранных анализаторов;

- от простого к сложному;

- научности (знания основ офтальмологии, тифлопедагогики, использование принципа аналогии…);

- индивидуализации процесса обучения;

- систематичности и последовательности,

позволяют добиться положительных результатов в развитии речи, психических функций и эмоциональной сферы наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности и готовность к школе у детей с нарушениями зрения

В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.В основу ствтьи положен опыт рабо...

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Эта статья раскрывает роль семейного воспитания на личностное развитие детей с нарушением зрения....

Конспект совместного занятия тифлопедагога и логопеда в старшей группе детей с нарушением зрения на тему: « Собирай урожай»

Конспект совместного занятия в старшей группе для детей с нарушением зрения на тему : "Собирай урожай". Закрепление тем "Овощи", "Фрукты". Закрепление материала в игровой форме, с использованием увлек...

Некоторые особенности работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Консультация для педагогов об особенностях коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения....

Диагностическое оснащение учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Диагностическое обеспечение (подбор и апробация диагностического материала по выявлению уровня речевого развития детей с нарушением зрения) с учетом принципов здоровьесберегающей педагогики....

Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....