Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
презентация по коррекционной педагогике
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.pptx | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести : общее недоразвитие речи, фонетико – фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи, заикание. Ведущая роль в работе принадлежит тифлопедагогу. После согласования с тифлопедагогом и воспитателями плана обучения занятия по развитию речи проводятся логопедом . Тифлопедагог обогащает зрительный сенсорный опыт и по рекомендации логопеда активизирует речевую деятельность детей , расширяет их словарь. Специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения , зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями дошкольников, а также медико – эргономическими установками офтальмологической службы.
Классификации детей с нарушенным зрением: Слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,04 и ниже на лучше видящем глазу с применением очков. Слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией. Лица с косоглазием и амблиопией . Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения.
Нарушение зрения отрицательно сказывается на: нервно-психическом статусе детей; двигательной активности и ориентировке в пространстве; развитии познавательной деятельности; общем речевом развитии .
Уровни речевых нарушений детей с НЗ: Первый уровень - отмечаются единичные нарушения звукопроизношения; Второй уровень - активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма , ротацизма, ламбдацизма , парасигматизма , параротацизма , параламбдацизма . Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован;
Третий уровень - экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична , состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза;
Четвёртый уровень - экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии . С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они и задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.
Направления в логопедической работе : И справление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха; Постановка и автоматизация звуков; Накопление словаря и развитие соотнесенности образа и слова; Обучение рассказыванию; Р азвитие зрительного восприятия и о риентировка в микро и макро пространстве; Развитие мелкой и речевой моторики; Подготовка к обучению грамоте; Коррекция игровой деятельности. Логопед корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка.
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения: Использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка. Учет зрительной нагрузки ,включение в занятия гимнастики для глаз. Переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое. Размещение детей на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога. Индивидуализация подхода к коррекции речи у детей с нарушением зрения.
Совместная работа логопеда, воспитателя, тифлопедагога, родителей создает систему, которая обеспечивает речевую базу для дошкольного обучения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...
Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.
В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них....
«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в условиях ПНДДС...
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения....
Видео картотека как способ развития связной речи в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
Видео картотека (мультипликационная) по лексическим темам.Работа с видеокартотекой происходит следующим образом: К сборникам мультфильмов подобраннных соответственно определенной лексическо...
Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Учителю-логопеду важно знать специфику работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, потому что это поможет ему эффективно выполнять свою работу и достичь лучших результатов в корре...
- Мне нравится (1)