Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
проект на тему

Сивякова - Павлова Ирина Владимировна

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга

Основные принципы при организации проекта: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка

Цель проекта: установить с родителями партнерские отношения;

вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Тип проекта:  долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Участники реализации проекта:

- администрация МДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

- педагоги и специалисты МДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «Школа дошкольных наук», педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя», обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnyy_vklad.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в основе новых образовательных технологий 

Воспитатель Сивякова Ирина Владимировна

По теме: « Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения»

Актуальность проекта: Сегодня дошкольное образование находится в процессе модернизации, введения инноваций и новых требований.    Содержание  образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.    

Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось идеализации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.   

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга

Основные принципы при организации проекта: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка

Цель проекта: установить с родителями партнерские отношения;

вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Тип проекта:  долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Участники реализации проекта:

- администрация МДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

- педагоги и специалисты МДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «Школа дошкольных наук», педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя», обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Задачи:

- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;

- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;

- пополнить ресурсную базу ДОУ.

Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также  участию в образовательном процессе МДОУ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности  МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»  по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.

Срок реализация проекта: с сентября 2013 г. по май 2014 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2013 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации  – май 2014 г.

Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.

Риски:

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

-  участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии эффективности:

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- заинтересованность родителей;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2013 г.

 

Мероприятия

Задачи

1. Определение степени удовлетворенности семьи, деятельностью ДОУ ( анкетирование, мониторинг)

Составление социального паспорта семьи

Изучение воспитательной системы в семье

(анкетирование, мониторинг)

 Выявить запросы родителей на образовательную деятельность и удовлетворенность работой ДОУ

- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом  

 

 2. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий

формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта (создание творческой группы)

3. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д

 - формирование банка данных по реализации проекта  и банка методических идей по реализации проекта

 

 

 4. Совещание при заведующей с

членами творческой группы МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»,  «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта».

- анализ результатов анкетирования, опроса  родителей и педагогов

- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;

- организация творческой группы;

- определение руководителя клуба «Школа дошкольных наук»

- определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя»».

- разработка плана  внедрения проекта.

- выработка единой системной и последовательной работы по реализации проекта.

 

5.  Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

- издание Приказа заведующей о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной

 

 

2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.

Мероприятия

Содержание

Срок

Сотрудничество с родителями по управлению проектом

Заседание Родительского комитета

Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей.

Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.

 

Октябрь

Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об  образовании».

Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.

 

Ноябрь

Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ.

Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе.

В течение года

Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группу педагогов и родителей.

 

 

Промежуточное координирование деятельности участников проекта.

Декабрь

Работа педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя»

 

Координационное собрание для родителей гр. №8 (для детей с  ослабленным зрением)

 

 

 

 

Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя».

 

 

Октябрь

Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев»

 

Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.

Предоставление памяток для родителей по темам встреч.

Ноябрь

Встреча на тему « «Развитие осязания и мелкой моторики» с приглашением дефектолога

 

Январь

Встреча на тему «Дидактические игры, для развития зрительно – двигательной ориентации»

 

Март

Оформление  информационно – наглядного журнала « Калейдоскоп»

Информатизация о ходе и результатах совместных встреч.

 

В течение года

Создание тематических памяток для родителей.

Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.

 

В течение реализации проекта

День открытых дверей.

Приглашение родителей на занятия с элементами коррекционной работы.

 

Май

 

Работа родительского клуба «Школа педагогических наук»

Координационное собрание для родителей средних, старшей и подготовительных групп.

 

Запись родителей в клуб «Школа педагогических наук».

 

Октябрь

Конкурс «Герб и девиз клуба» 

Выпуск наглядно – информационного журнала «Калейдоскоп» для детей и родителей.

Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности.

 Информирование родителей о событиях, мероприятиях в группе.

Ноябрь

В течение года

(ежемесячно)

Участие в проектной деятельности, по лексическим темам годового плана.

Познавательное воспитание дошкольников.

В течение года

Встреча с сотрудником детской городской библиотеки с беседой «Книги о Ленинградской области».

 

Познавательное развитие дошкольников.

Январь

Создание фотоколлажей, семейных стенгазет, по лексическим темам годового плана.

Обмен педагогическим опытом с родителями.

 

В течении года

Мастер – класс для родителей «Шапочки для «Зайчиков»

Повысить положительный эмоциональный настрой  от совместной деятельности.

Декабрь

Проведение тематических занятий с участием родителей.

 

Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе.

 

По плану воспитателей

Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных мероприятий.

Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДОУ.

 

В течение реализации проекта

 Регулярное обновление информационной рубрики  «Семья и детский сад – мы вместе» в журнале «Калейдоскоп», на официальном  сайте МДОУ

 

В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи.

Октябрь

В течение реализации проекта

Составление картотек

- «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,

- «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства

В течение реализации проекта

3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2014 г.

Мероприятия

Содержание

Срок

1. Совещание при заведующей с членами творческой группы.

 

2. Заседание Родительского комитета

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными

 

 

 

Апрель

Семинар для ДОУ муниципалитета

Представление результатов реализации проекта.

 

Апрель

Общее родительское собрание.

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта.

 

Май

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.

Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями.

 

Май

Создание папки по итогам реализации проекта.

 

Обобщение опыта работы.

Май

Результативность:

 Работа продолжается. Много различных форм работы с родителями опробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей, ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

 

Библиографический список

Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2

Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика

Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?

Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, ж...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развит...

Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе ком...