Рекомендации по проведению логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Старшинова Евгения Александровна

В статье подобраны рекомендации для логопедов, воспитателей и родителей, имеющих детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения.

Для проведения эффективной целенаправленнойкоррекционно-логопедической работу, педагог должен очень хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций школьника, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных офтальмологические и гигиенические рекомендации.

Именно такой индивидуальный подход поможет правильно и эффективно организовать коррекционно - работу сребёнком на занятии.

Вся коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности.

Основную работу по речевому развитию проводит логопед, воспитатели формируют у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, рисования, лепки, конструирования и т.д.Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время различных видов деятельности, но и во всех режимных моментах. [48]

 Выделим основные рекомендации для логопеда и воспитателя, работающих с детьми с нарушением зрения:

  1. На каждого ребёнка необходимо иметь подборку данных со следующими показателями, содержащиеся в офтальмологических рекомендациях:
  • Зрительный диагноз;
  • Возраст и время утраты или нарушения зрения;
  • Нарушенные зрительные функции;
  • Коррекция;
  • Рекомендованные приборы, улучшающие зрение;
  • Номер стола, его место в группе;
  • Режим зрительной или тактильной работы;
  • Режим физических нагрузок;
  • Сроки лечения. Время повторной явки к врачу.

Знания о детях с сочетаннымидефектами (наряду с нарушением зрения,отклонения в развитии слуха, опорно-двигательной системы и др.) помогут воспитателю и логопеду организовать индивидуальный дифференцированный подход к учащимся, определить время и порядок смены различных видов деятельности на уроке, создать правильные условия для деятельности ребенка и тем самым повысить эффективность работы с ним.[65]

  1. Логопед и воспитатель обязан знать время и возраст потери или частичной утраты зрения ребенком. Эти данные необходимы для правильного формирования предметно-образного мышления слабовидящих дошкольников. От этого также зависят объем и сохранность зрительных образов у ребёнка.
  2. При разработке наглядности и дидактического материала необходимо опираться на особенности зрительного диагноза ребёнка. Если у дошкольника сужено поле зрения, особенно до трубчатого зрения,такому ребёнку не требуется значительное увеличение изображений, ему нужно дозированное изображение объекта или процесса уложить в ограниченные рамки поля зрения.

Если у ребёнка анизометропия (неодинаковая рефракция обоих глаз), то хуже видящий глаз не управляется в работе и со временем может перестать функционировать от бездействия. Со стороны воспитателя и логопеда необходимы контроль, распределение зрительной нагрузки, заклеивание лучше видящего глаза (решается совместно с офтальмологом) и подбор упражнений для амблиопичного глаза.

При дефектном зрении у учащихся очень часто отмечаются нарушения в цветовосприятии. По данным Л.П. Григорьевой,[13]у слабовидящих отмечается глубокая патология цветного зрения (преимущественно у мальчиков), патология цветоразличения, есть дети способные воспринимать и различать цвета, но со сниженной чувствительностью к основным цветам — синему, зеленому, красному.

  1. На основании этих данных подбирается изобразительный и дидактический материал, педагог обращает внимание на обязательное контрастное изображение объектов и процессов в раздаточном дидактическом материале, особенно деталировку сигнальных признаков предметов, их органов, особенностей строения с помощью контрастных цветов слабовидящих дошкольников изображения должны иметь высокий контраст (60 - 100%) при цветонасыщенности от 0.7 до 1.0.[65]
  2. За каждым ребёнком в группе закрепляется строго определенное место. Это распределение основывается на показателях зрительной патологии и зависит от расположения рабочего места ребёнка по отношению к источнику света.
  3. Для слабовидящих школьников зрительная нагрузка не должна составлять более 15 минут без перерыва, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут. Если учебная работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разно-удаленных объектов, то учитель вправе сократить рекомендованное время для зрительной работы.
  4. Ограничение физических нагрузок для детей, у которых зафиксированы такие патологические состояния органа зрения, как микрофтальм, отслойка сетчатки, некоторые виды атрофии зрительного нерва. Таким запрещается подъем тяжестей, резкие наклоны головы и туловища. Особенно это следует учитывать на занятиях физкультурой.
  5. В структурном построении занятия обязательно следует предусмотреть физкультминутку со зрительной гимнастикой.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что коррекционная работа с детьми с нарушением зрения требует взаимодействия: логопеда и дефектолога (тифлопедагога). Основным направлением коррекционной деятельности является - охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Это главное условие для дальнейшей социализации слабовидящих детей в среду здоровых сверстников.

Помимо рекомендаций для специалистов и педагогов, были предложены рекомендации для родителей. Так как лишь в тесном взаимодействии между семьёй, воспитателем и логопедом мероприятия, направленные на формирование грамматического строя речи, дадут наилучший результат.

 В общении с родителями продолжается обогащение словаря ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Даже если родители очень заняты, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

В родительском уголке были размещены игры для родителей на формирование и коррекцию грамматического строя речи:

  • «Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

  • «Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

  • «Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

  • «Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

  • «Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

  • «Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

  • «Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

  • «Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

  • «Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

  • «Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.Пример: Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

  • «Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по использованию техники оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

У дошкольников с нарушением зрения наблюдается низкий уровень координации движений рук, мелкой моторики пальцев, навыков ориентировки в микропространстве. Оригами способствует компенсации этих отклоне...

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета»

Целью непрерывной образовательной деятельности является формирование лексико-грамматических категорий, активизация словарядетей по теме "Лето"....

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...