Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Хомутская Елена Николаевна

Авторские пособия «Логопедические игры на липучках».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_lipuchkah.docx837.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живёт».

С.Я. Маршак

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью современных игровых технологий. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Интеллектуальное развитие старших дошкольников средствами развивающих игр реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей, содержание которых направлено на комплексное развитие дошкольников. Образовательная область «Познавательное развитие» является стержнем в развивающих играх и интегрируется с такими образовательными областями, как: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

На современном этапе поиск новых форм и методов образовательной работы с детьми – один из актуальных вопросов педагогики. Учитывая подлинный интерес ребенка к нетрадиционным методам работы, силу их воздействия на интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие дошкольника, очевидна эффективность использования нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Задачи, решение которых наиболее продуктивно с использованием нетрадиционных развивающих игр, можно условно разделить на три группы:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Развитие всех компонентов речи;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией нарушаемых звуков, введением их в свободную речь;
  • Совершенствование слоговой структуры слова;
  • Уточнение структуры предложения;
  • Совершенствование связности высказывания (построение распространенных предложений, совершенствование  диалогической речи и умения пересказывать и рассказывать);
  • Закрепление навыков чтения, счета.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитание положительных личностных качеств (доброта, выдержка, ответственность, любовь к природе, гуманность и т.п.), формирование культурного поведения;
  • Формирование трудолюбия, целеустремленности в работе, творческой активности и инициативности;
  • Привитие интереса к занятиям и воспитание потребности в знаниях.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Коррекция и развитие зрительного восприятия, свойств внимания, долговременной памяти;
  • Развитие мыслительных операций и воображения;
  • Формирование умений прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • Обогащение представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Ребенку с нарушениями речи необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу. Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ему было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или индивидуальных особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребенка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Чтобы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребенка игровыми сюжетами, приемами, и желательно каждый раз новыми.  

Для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционной работы были созданы авторские пособия «Логопедические игры на липучках»: «Домашние животные»: * «Помоги мамам найти своих детенышей», *«Какую пользу приносит человеку животное?», *«Кто? Что ест?», «Ёлка»: *«Наряди ёлку елочными игрушками», *«Найди ошибку  (шишки на ёлке)», *«Снегири прилетели», «Я вижу … (бинокль)», «Собери бусы», «Рыбки в аквариуме», «Болото», «Дорога», «Развесь флажки», «Насекомые в траве», «Огород». Немаловажную роль при проведении коррекционно-логопедических занятий играет полифункциональная предметно-развивающая среда. Мобильность, трансформация и вариативность пособий достигается тем, что детали крепятся на липучках (Velcro), одно основное полотно приспособлено для нескольких игр, например, «Найди ошибку (шишки на ёлке)», «Наряди ёлку ёлочными игрушками», «Снегири на ёлке» и др. Пособия красочные, привлекательны для детей. С целью практичного использования – заламинированны.

Несомненно, игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования, со временем лишь видоизменяясь и трансформируясь. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

C:\Users\Борис\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20180204_194641.jpg

C:\Users\Борис\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20180204_194940.jpg

C:\Users\Борис\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20180204_194829.jpg

C:\Users\Борис\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20180204_194553.jpg

C:\Users\Борис\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20180204_194612.jpg

C:\Users\Борис\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20180204_194631.jpg

C:\Users\Борис\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20180204_194931.jpgC:\Users\Борис\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20180204_200041.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения

В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

3. План самообразования: "Использование приема мнемотехники при заучивании стихотворений и скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи" на 2021-2023 уч.г

Мнемотехника - система приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...

Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

    Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...