Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
консультация по рисованию (старшая группа)

Наталья Владимировна Морозова

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 компенсирующего вида Красногвардейского района города Санкт-Петербург.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

2019 год

Рисование помогает малышам познать окружающий мир. Значение изобразительной деятельности для дошкольного возраста трудно переоценить: она пробуждает эмоциональную отзывчивость, формирует чувство прекрасного, трудолюбие, развивает когнитивную сферу, любознательность. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию ручной умелости и мелкой моторики, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием речи. Учеными (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, А. В. Антаковой-Фоминой и др.) установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики. М. М. Кольцова отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. При этом развитие мелкой моторики и ручной умелости важны для подготовки руки к письму. Кроме того, в дальнейшей жизни ребёнка они будут достаточно значимыми: в повседневной жизни : в хозяйственно–бытовом труде, в трудовой деятельности (при выполнении работ, связанных с ручным трудом), для самореализации и выражения собственного творчества (как хобби, например, связанные с ручным трудом – рисование, вязание, изготовление статуэток из дерева и другое).

Соответственно, одним из эффективных средств решения этой проблемы служит изобразительная деятельность.

 В нашем учреждении она реализуется в двух направлениях:

в свободной самостоятельной деятельности дошкольников,

 в специально организованных мероприятиях (занятия, развлечения, подготовка к театральным постановкам и другое),

Во всех направлениях мы используем нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Они не только способствуют развитию мелкой моторики и ручной умелости (скручивание, работа с песком и нитками,крупой), но и служат стимуляторами интереса детей к изобразительной деятельности. Такое стимулирование достигается за счёт расширения возможностей для изобразительной деятельности ,особенно, если страдает техника рисования, при этом эффективно развивают детское творчество и воображение (техники дают возможность сделать рисунок необычным, более выразительным).

 В старшем дошкольном возрасте, свою эффективность показали такие нетрадиционные техники как граттаж, ниткография и другие. Рассмотрим эти техники подробнее.

«Граттаж». Это способ выделения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Затем широкой кистью или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом – ножом, вязальной спицей – процарапывают рисунок, образуя на чёрном фоне тонкие белые штрихи.

«Раздувание краски». Практикуется со среднего дошкольного возраста. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски и берут трубочку. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются кистью. Пятно можно «прорисовывать» ,с помощью других предметов («тонких» – спица, перо; «толстых» - тычок, кубик из конструктора).

«Кляксография». В основе этой техники лежит обычная клякса. Если сложить лист бумаги пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. В процессе рисования сначала получаются спонтанные изображения, затем ребёнок дорисовывает детали.

«Фотокопия». Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковой мелок. Придумать эскиз будущего узора, выполнить рисунок на месте при помощи свечи и равномерно покрыть его акварелью голубого или фиолетового цвета. И ещё один оригинальный способ нанесения рисунка на бумагу – рисование цветной свечкой. Берется цветная свечка наноситься рисунок, затем тушью или гуашью закрашивается этот рисунок.

«Ниткография». Берётся картон размером примерно 20x20 см и складывается пополам. Затем выбирается шерстяная или полушерстяная нитка длиной 30 см, а её конец – 8-10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует поводить ниткой внутри картона, а потом вынуть её и раскрыть картон. Изображение нужно обвести, дорисовать.

Способ, предлагаемый Т. Н. Дороновой: изображение при помощи природных материалов, где вначале дети изображают пространство земли всеми доступными средствами, затем наносят клей на поверхность и посыпают тонким слоем песка, приклеивают ракушки, камушки (в зависимости от пейзажа). Трава состоит из нескольких полосок бумаги, которую с одной стороны образуются хаотично или обрываются и наклеиваются слой за слоем. В результате красивая трава. Можно наклеить путем мелко нарезанных зеленых ниток.

«Рисование пластилином». Наносится на картон набросок рисунка в карандаше. Формируется художественный замысел работы (цвет, использование материала и прочее). На набросок намазывается тонким слоем пластилин. Получается красивое изображение. Местами оно может быть объемным, местами плоским. На таком изображении может часть закрашиваться любыми красками или гуашью.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов даёт большой положительный эффект. При этом их использование не требует больших материальных затрат. Всё изготавливается из природных и подручных материалов. При использовании нетрадиционных техник необходимо предоставлять ребёнку свободу выбора (материалов, самих техник, цвета, средств изображения и прочего), так как это будет стимулировать интерес и творчество, способствовать развитию самостоятельности и активности дошкольников.

Положительным эффектом от использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности с дошкольниками, помимо развития мелкой моторики и ручной умелости, является:

-развитие когнитивной сферы детей (особенно мышления и воображения); внимания и наблюдательности, произвольности;

- формирование навыков учебной деятельности (в т. ч и самоконтроля, самооценки);

- развитие зрительного и тактильного восприятия, глазомера; ориентировки (на листе бумаги, в пространстве);

- изобразительных навыков и умений, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Список используемой литературы

1. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: изд-во «Сфера», 2005. – 128 с.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.

4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование. М., 2005.

6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». –М. ,2007.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008. – 96 с.

8. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста., М.: ТЦ «Сфера», 2010. -160 с.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 компенсирующего вида Красногвардейского района города Санкт-Петербург.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

2019 год

Рисование помогает малышам познать окружающий мир. Значение изобразительной деятельности для дошкольного возраста трудно переоценить: она пробуждает эмоциональную отзывчивость, формирует чувство прекрасного, трудолюбие, развивает когнитивную сферу, любознательность. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию ручной умелости и мелкой моторики, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием речи. Учеными (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, А. В. Антаковой-Фоминой и др.) установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики. М. М. Кольцова отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. При этом развитие мелкой моторики и ручной умелости важны для подготовки руки к письму. Кроме того, в дальнейшей жизни ребёнка они будут достаточно значимыми: в повседневной жизни : в хозяйственно–бытовом труде, в трудовой деятельности (при выполнении работ, связанных с ручным трудом), для самореализации и выражения собственного творчества (как хобби, например, связанные с ручным трудом – рисование, вязание, изготовление статуэток из дерева и другое).

Соответственно, одним из эффективных средств решения этой проблемы служит изобразительная деятельность.

 В нашем учреждении она реализуется в двух направлениях:

в свободной самостоятельной деятельности дошкольников,

 в специально организованных мероприятиях (занятия, развлечения, подготовка к театральным постановкам и другое),

Во всех направлениях мы используем нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Они не только способствуют развитию мелкой моторики и ручной умелости (скручивание, работа с песком и нитками,крупой), но и служат стимуляторами интереса детей к изобразительной деятельности. Такое стимулирование достигается за счёт расширения возможностей для изобразительной деятельности ,особенно, если страдает техника рисования, при этом эффективно развивают детское творчество и воображение (техники дают возможность сделать рисунок необычным, более выразительным).

 В старшем дошкольном возрасте, свою эффективность показали такие нетрадиционные техники как граттаж, ниткография и другие. Рассмотрим эти техники подробнее.

«Граттаж». Это способ выделения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Затем широкой кистью или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом – ножом, вязальной спицей – процарапывают рисунок, образуя на чёрном фоне тонкие белые штрихи.

«Раздувание краски». Практикуется со среднего дошкольного возраста. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски и берут трубочку. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются кистью. Пятно можно «прорисовывать» ,с помощью других предметов («тонких» – спица, перо; «толстых» - тычок, кубик из конструктора).

«Кляксография». В основе этой техники лежит обычная клякса. Если сложить лист бумаги пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. В процессе рисования сначала получаются спонтанные изображения, затем ребёнок дорисовывает детали.

«Фотокопия». Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковой мелок. Придумать эскиз будущего узора, выполнить рисунок на месте при помощи свечи и равномерно покрыть его акварелью голубого или фиолетового цвета. И ещё один оригинальный способ нанесения рисунка на бумагу – рисование цветной свечкой. Берется цветная свечка наноситься рисунок, затем тушью или гуашью закрашивается этот рисунок.

«Ниткография». Берётся картон размером примерно 20x20 см и складывается пополам. Затем выбирается шерстяная или полушерстяная нитка длиной 30 см, а её конец – 8-10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует поводить ниткой внутри картона, а потом вынуть её и раскрыть картон. Изображение нужно обвести, дорисовать.

Способ, предлагаемый Т. Н. Дороновой: изображение при помощи природных материалов, где вначале дети изображают пространство земли всеми доступными средствами, затем наносят клей на поверхность и посыпают тонким слоем песка, приклеивают ракушки, камушки (в зависимости от пейзажа). Трава состоит из нескольких полосок бумаги, которую с одной стороны образуются хаотично или обрываются и наклеиваются слой за слоем. В результате красивая трава. Можно наклеить путем мелко нарезанных зеленых ниток.

«Рисование пластилином». Наносится на картон набросок рисунка в карандаше. Формируется художественный замысел работы (цвет, использование материала и прочее). На набросок намазывается тонким слоем пластилин. Получается красивое изображение. Местами оно может быть объемным, местами плоским. На таком изображении может часть закрашиваться любыми красками или гуашью.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов даёт большой положительный эффект. При этом их использование не требует больших материальных затрат. Всё изготавливается из природных и подручных материалов. При использовании нетрадиционных техник необходимо предоставлять ребёнку свободу выбора (материалов, самих техник, цвета, средств изображения и прочего), так как это будет стимулировать интерес и творчество, способствовать развитию самостоятельности и активности дошкольников.

Положительным эффектом от использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности с дошкольниками, помимо развития мелкой моторики и ручной умелости, является:

-развитие когнитивной сферы детей (особенно мышления и воображения); внимания и наблюдательности, произвольности;

- формирование навыков учебной деятельности (в т. ч и самоконтроля, самооценки);

- развитие зрительного и тактильного восприятия, глазомера; ориентировки (на листе бумаги, в пространстве);

- изобразительных навыков и умений, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Список используемой литературы

1. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: изд-во «Сфера», 2005. – 128 с.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.

4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование. М., 2005.

6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». –М. ,2007.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008. – 96 с.

8. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста., М.: ТЦ «Сфера», 2010. -160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....