Главные вкладки

    Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
    материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

    В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» раскрыты современные комплексные подходы специалистов ДОУ по коррекции речевых процессов, по развитию психических процессов и эмоциональной активности у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  в использовании игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

    Известно, что у детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функцианального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития.

    Что касается самой речи, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат.

    Таким образом, речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего развитием интеллекта. слайд1.

    1. Одним из современных подходов коррекции речи у детей является комплексный подход специалистов.  Каждый специалист решает свои программные задачи, но деятельность всех специалистов: логопеда, психолога, воспитателя, физинструктора, музыкального и театрального руководителя  преследует общую цель – гармоничное развитие личности ребенка. При комплексном подходе взаимодействия специалистов осуществляется развитие у детей слуховых, зрительно – пространственных и двигательных функций, устной речи и языковых навыков, мыслительной деятельности и эмоционально – личностных особенностей поведения.  (слайд).

    2. Одним из подходов является игровой подход. Игры для детей логопедических групп – прежде всего обучающие, они приковывают неустойчивое внимание ребенка к материалу занятий, дают новые  знания, заставляя ребенка мыслить. Важным моментом является и воспитательная сторона. Игра требует сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение, умение быстро находить правильное решение, воспитывает чувство коллективизма.

    На индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях, используя игровой подход, проводим:

    • игры на развитие выразительной речи («Эхо», «Чей домик», «Поезд», «Угадай, кто пришел?», «Оркестр», «Котенок», и другие.);
    • игры на развитие слухового внимания («Где раздается звук?», «Угадай по звуку», «Сделай так же», «Что ты слышишь?», «Узнай по голосу» );
    • игры на развитие слуховой памяти («Запомни и выполняй», «Угадай, что на картинке», «Продавец», «Наседка  и цыплята», «Что я не взяла?»);
    • игры на развитие речевого слуха («Называй, не зевай!», «Найди пару», «запомни фразу», «Делай, как слышишь», «Добавим и запомним»);
    • игры на развитие фонематического слуха («Живые звуки», «Споем начало», «Узнай по губам», «Что исчезло?»…);
    • игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки («Замени звук», «Назови по порядку», «Начни с конца», «Что раньше?);
    • игры на развитие звукослогового анализа и синтеза слов («Спой начало», «Назови конец», «Перечисли звуки», «Назови по порядку»);
    • игры с гласными звуками и буквами;
    • игры с согласными звуками и буквами;
    • игры на развитие связной речи.

    При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы коррекционно – развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической тематикой для группы в целом.

    3. Особая роль принадлежит театрализованным играм. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать, передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

    Дети наблюдают, как говорит логопед, имитирует ролевые движения. Особое внимание уделяется анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев. Далее дети пытаются эмитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль.  Для этого используем игровые упражнения в различном интонировании слов (радостно, удивленно, быстро, медленно). Так у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность речи.  (слайд). Особенно эффективно используем магнитную доску для составления сезонных сказок, разыгрываем сценки с куклами бибабо, используем настольный театр, театр кукол. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания об окружающем мире, развивается психические процессы; происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона, речи, темп, выразительность речи. Театрализированные игры – один из подходов коррекционного воздействия на ребенка. Такой подход дает наиболее положительный результат при совместной деятельности логопеда и театрального руководителя. Выступление на сцене способствует внутреннему раскрепощению.

    4. Замечено, что детям с общим недоразвитием речи сопутствует недоразвитие ритмического слуха, это  сказывается на качестве пения. Детям трудно согласовывать движения с музыкой.  Поэтому одним из важных подходов к коррекции речи являются логоритмические занятия. Специальные упражнения, ритмические распевочки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют на состояние речевой моторики. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.

     Вместе с музыкальным руководителем проводим игры, где дети отхлопывают, отстукивают ритмический рисунок, сопровождая произнесением текста. Применение в работе с детьми подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями помогают научить детей управлять  дыханием. (слайд).   Использование музыкальных инструментов способствует формированию у детей чувства ритма, развитию слухового восприятия. С помощью пения развиваются мышцы артикуляционного аппарата, (слайд),  а также идет развитие диафрагмально-речевого дыхания,  просодической стороны речи.

    5. К нетрадиционному психологопедическому подходу относятся:

    • арттерапевтическое воздействие;
    • сказкотерапия;
    •  релаксация как профилактика неврозов и коррекция познавательных процессов и речи у детей.

    Атр-терапия представляет собой  использование различных красок, карандашей. Дети рисуют кисточками, пальцами, ваткой, а потом составляют рассказ по нарисованным картинкам. Интересным вариантом является рисование на тему «Настроение» . (слайд). Это способствует у детей формированию самопринятия, развитию связной речи и воображения.

    Одним из подходов коррекции речи у детей является сказкотерапия.

     Сказкотерапия может проводится в разных вариантах. Одним из вариантом является совместное придумывание сказки, ее ролевое обыгрывание. Это дает детям возможность выразить себя, свой внутренний мир, формирует четкое произношение. (слайд).

     Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге. Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны и необычны и то же время просты, правдивы и реалистичны.

      Основные методические приемы коррекции речи у детей:

    • совместное рассказывание сказки;
    • работа с рисуночной схемой сказки;
    • рисование сказки;
    • артикуляционная гимнастика. (слайд)

     Такую  артикуляционную гимнастику мы  проводим с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу приписывается определенное движение органов, принимающих в артикуляции, ярко его характеризующие.  Комплекс артикуляционной гимнастики  (по сказке «Репка».)  (Слайд)

    1. Дед – надуть щеки.
    2. Баба – вытянуть губы «трубочкой».
    3. Внучка – растянуть губы в улыбке.
    4. Жучка – высунуть язык.
    5. Кошка – облизать губы языком.
    6. Мышка – поднять верхнюю губу, обнажив зубы.

    Через проигрывание сказок дети наиболее полно выражают себя, приближаясь к миру взрослых, открывают свой собственный мир.

    Одной из причин ОНР является перенесенные невротические заболевания или родовые травмы. Валяние этих неблагоприятных факторов можно уменьшить с помощью использования в работе логопеда релаксационных методов.

    Умение расслабиться помогает устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивается запас энергии.

    С этой целью мы в своей работе используем специально подобранные игровые упражнения на расслабление определенных частей тела и всего тела.

      Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

    • «Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «У».
    • «Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать как тянется тело. Затем опустить руки вниз, произнося звук «А».

    Упражнение на расслабление мышц лица:

    • «Озорные щечки». Набрать воздух сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить губы и щеки.
    • «Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно, затем расслабить их.
    • «Злюка успокоилась». Напрячь челюсть, растягивая и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот зевнуть.
    • «Упражнение на расслабление мышц шеи».
    • Упражнение на расслабление мышц рук.

    Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к в них есть элемент игры. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети, постепенно становятся более уравновешенными, внимательными. Дети заторможенные, скованные, вялые приобретают уверенность, свободу в выражении чувств и мыслей.

    1. Взаимодействие педагогов детского сада с семьей – это еще один из подходов для полноценного речевого развития дошкольников.

    Используем разнообразные формы для приобщения родителей к речевому развитию детей:

    • домашнее задание (даем родителям практические рекомендации);
    •  домашняя игротека (знакомим родителей с играми на закрепление различных речевых навыков);
    • выставки (демонстрируются поделки, которые сделаны с детьми дома);
    • речевые праздники;
    • собрания, консультации, оформление родительского уголка.

    Таким образом, организованная совместная работа специалистов и родителей совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность у детей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Взаимодействие специалистов в использовании игровых и театрализированных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

    Слайд 2

    Модель комплексного подхода специалистов ДОУ к коррекции речи у детей Слуховые функции Устная речь Двигательные функции Мыслительная деятельность Личностные особенности поведения Неречевой слух. Речевой слух и ф онематическое восприятие. Просод ическая сторона. Звуковая сторона речи. Грамматика. Связная речь. Анализ и синтез Общая моторика . Артикуляционная Моторика. Мимическая моторика Логическое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение. В игровой деятельности В продуктивной, коммуникативной Логопед Воспитатель Музыкальный руководитель Физинструктор Логопед Воспитатель Музыкальный руководитель Физинструктор Логопед Физинструктор Воспитатель Музыкальный руководитель Психолог Логопед Воспитатель Психолог Логопед Воспитатель Музыкальный руководитель Физинструктор Ребенок

    Слайд 3

    Игры: на развитие выразительной речи; на развитие слухового внимания; на развитие слуховой памяти; на развитие речевого слуха; на развитие фонематического слуха; на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки; на развитие звукослогового анализа и синтеза слов; игры с гласными звуками и буквами; игры с согласными звуками и буквами; на развитие связной речи.

    Слайд 4

    Театрализированные игры

    Слайд 5

    Логоритмические упражнения

    Слайд 6

    Распевочки

    Слайд 7

    Настроение

    Слайд 8

    Птица счастья

    Слайд 9

    Работа с рисуночной схемой сказки

    Слайд 10

    Артикуляционная гимнастика по сказке «Репка»

    Слайд 11

    Упражнения на релаксацию: с сосредотачением на дыхании; на расслабление мышц лица; на расслабление мышц шеи; на расслабление мышц рук; на расслабление мышц ног; на расслабление тела

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения

    В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...

    "Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

    quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

    Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРАВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

    «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...