КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Кочетова Елена Сергеевна

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно – развивающей среды в учреждении, группе и кабинете учителя – дефектолога.

Предметно – развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого – педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия: активизацию сенсорно – перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных процессов. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей с нарушением зрения, и её принципы реализуются на предметно – практических занятиях и в игре.

У детей с нарушением зрения отмечается снижение уровня обобщенности, точности, четкости зрительных представлений. Замедляется процесс развития социально – бытовой ориентировки, восприятия сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская начальная школа»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Подготовила учитель – дефектолог:

Кочетова Е.С.

г.Ефремов, 2018 г.

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно – развивающей среды в учреждении, группе и кабинете учителя – дефектолога.

Предметно – развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого – педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия: активизацию сенсорно – перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных процессов. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей с нарушением зрения, и её принципы реализуются на предметно – практических занятиях и в игре.

У детей с нарушением зрения отмечается снижение уровня обобщенности, точности, четкости зрительных представлений. Замедляется процесс развития социально – бытовой ориентировки, восприятия сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве.

Поэтому своеобразие организации предметно – развивающей среды тесно связано с особенностями патологии зрения и развития детей. Развивающая среда должна сохранять некоторые черты среды предыдущего года обучения и свои обновления, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей, нарушения зрительных функций. Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребёнка, быть комфортной и безопасной. Игрушки и предметы в группе должны отражать всё многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду (цвету, форме, быть яркими, изготовленными из разных материалов, иметь разные размеры).

При самостоятельном выполнении дидактического пособи по всем разделам педагогу необходимо учитывать зрительные нагрузки ребёнка и получить консультацию учителя – дефектолога.

Необходимо составить картотеку названий и описаний дидактических игр и для каждого раздела предметных представлений выделить отдельную коробку.

Для более комфортного и безопасного перемещения детей по учреждению, создаётся специальная маркировка и знаки для слабовидящих, отраженная в желтом цвете.

Одним из условий успешной дефектологической работы является создание коррекционно – развивающей среды кабинета. Одним из общих правил организации среды является ее доступность для детей. Подбор и размещение мебели, технического оборудования, дидактического материала и игрушек определяется необходимостью безбарьерного передвижения и контакта.

Специфика интерьера и размещения предметного окружения кабинета обусловлена сохранением стабильности, для того чтобы дети запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, дидактического материала.

В организации коррекционно – развивающей среды дефектологического кабинета учитываются интересы и склонности детей с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий.

Требования к материалам и пособиям

  • Материалы и пособия для коррекционно – педагогической работы должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).
  • Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используется красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
  • Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
  • Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
  • Основные признаки, имеющие наиболее важное информационное значение, следует выделять и подчеркнуть.
  • Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств.
  • Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребёнка желание играть и заниматься с ними.
  • В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов.
  • Обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (четкая перспектива).
  • Материалы и пособия должны быть определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций и строго дифференцированные для индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребёнка).
  • Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее,. Так как дети лучше различают тёмные объекты на световом фоне по сравнению со светлым на тёмном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения

Содержание семинара-практикума "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ для детей с нарушениями зрения":1. Выступления из опыта...

Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"

Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...

Организация предметно - развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Принципы построения предметно - развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида....

презентация " Предметно – развивающая среда, как условие развития детей с нарушением зрения"

Олним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно-ра...

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для ус...

Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей с нарушением зрения

В статье освещены основные принципы и требования при организации и создании предметно- развивающей среды для детей с нарушением зрения....

Организация предметно - развивающей среды в подготовительной группе детей с нарушением зрения.

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детей с нарушением зрения....