Организация предметно - пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения.
рабочие листы по коррекционной педагогике

Головина Яна Станиславна

Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Дети имеют разные зрительные диагнозы. В зависимости от этого, врачом офтальмологом назначается окклюзионное лечение (в большинстве случаев - «выключение» из акта видения благополучного глаза) и аппаратное лечение, которое проводит медсестра - ортоптистки.

В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности и интересов каждого ребёнка с учётом особенностей данного возрастного этапа, возможностей, уровня активности, для охраны и укрепления здоровья и в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушением зрения МБДОУ д\с № 32.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация предметно - пространственной среды   в группе для детей с нарушением зрения.

Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Возраст детей 2-7 лет. Все дети имеют статус ОВЗ (дети с нарушением зрения). Из них один ребёнок - инвалид детства по зрению.

Остальные дети имеют разные зрительные диагнозы. В зависимости от этого, врачом офтальмологом назначается окклюзионное лечение (в большинстве случаев - «выключение» из акта видения благополучного глаза) и аппаратное лечение, которое проводит медсестра - ортоптистки.

В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности и интересов каждого ребёнка с учётом особенностей данного возрастного этапа, возможностей, уровня активности, для охраны и укрепления здоровья и в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушением зрения МБДОУ д\с № 32.

При создании развивающей предметно - пространственной учитывалась особенность наших детей, поэтому в среде группового помещения созданы яркие маркеры на дверных проемах.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная. Она включает в себя различные средства обучения, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить все виды детской деятельности. В группе имеются центры развивающие (игровую, познавательную, исследовательскую и творческую) активность детей и возможность самовыражения.  Учитывая специфику нашей группы, создан уголок для тренировки различных зрительных функций, где особое внимание уделялось играм на коррекцию зрения: мозаики разного размера, тактильные дощечки, бусы, тактильные книжки для слабовидящих детей, лабиринты, шнуровки, дидактическое пособие «Ориентир», «Светлячок» и т.д.

По группе размещены глазные ориентиры, на которых дети могут зафиксировать взгляд. Для проведения зрительных гимнастик на стенах в  группе  имеются:

  • схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному
  • метки на стекле по Э.С. Аветисову  
  • подвесные модули

В группе имеются наклонные подставки, которые используются для детей со сходящимся косоглазием и высокой степени миопии во время занятий, индивидуальной работы, и в кабинетах узких специалистов (дефектолога, психолога, логопеда).

В центре экспериментирования все игры имеют яркий контрастный цвет, наглядный материал имеет контрастный контур, полки выделены синим цветом, что облегчает зрительную нагрузку детям. Состоит из познавательной литературы, дидактических игр, лаборатории для экспериментов, увеличительных приборов, различных коллекций, а также для развития  сенсорного восприятия (тактильного, обонятельного)

У детей с нарушением зрения наблюдается моторная неловкость, нескоординированность движений, нарушено восприятие пространства. Поэтому оборудование для спортивного уголка подобрали  с учетом особенностей детей: кольцебросы,  доски-лабиринты, настольные спортивные игры, тактильные дорожки, мешочки, дарц.

Центр творчества содержит большое количество материалов для рисования, лепки, аппликации как из материалов для творчества, так и бросового материала. При работе в центре, дети используют контрастные подкладные листы, чтобы был виден контур изображения, созданы условия для презентации своих работ. Места для детских презентаций имеют темную контрастную основу.

В центре конструктивных игр имеется различный конструктор и коробки из бросового материала, огромный выбор ЛЕГО-конструктора.  Свои постройки дети размещают на передвижных подиумах, что позволяет сохранить начатую игру. Передвижные подиумы темного цвета хорошо выделяются на светлом полу. Величина конструкторов, мозаик зависит от остроты зрения каждого ребёнка.

В центре игры большой выбор игровых атрибутов, с помощью различных ширм дети могут изменять пространство, это развивает умение видеть и проектировать игру, проявлять инициативу и самостоятельность. Учитывая особенность детей нашей группы, все игровые атрибуты имеют яркую внешность.

С большим удовольствием дети играют, экспериментируют в центре воды и песка. Емкости для центра яркого  цвета.

Центр театральной игры включает в себя « Костюмерную», «Гримёрную», «Салон красоты», а также представлен разными  видами настольного театра. Имеются различные маски для инсценировок. Центр снабжён лёгкими занавесками «лапшой», что позволяет использовать его как место, где можно посекретничать, или превратить в домик, а также использовать занавески для плетения косичек.

Центр речевого развития   позволяет выбрать любую литературу (энциклопедии, журналы, художественные книги, речевые игры, буквари). В этом же центре дети могут отремонтировать «больную книжку». Контур полок выделен, синим цветом. Тактильными книжками для слепых и слабовидящих детей фондом для слепых.

Центр дидактических игр оснащен разнообразными играми, которые оформлены в соответствии с офтальмологическими требованиями: игры на развитие логического мышления, обогащения кругозора детей, на развитие математического мышления, на развитие зрительного восприятия и т. д.

В приёмные группы создали места для выставки детских рисунков, поделок. Выставочная доска яркого цвета, детям хорошо видно, куда выставлять вою работу. Для родителей мы разместили маркерно-магнитную доску, что оказалось очень удобным в совместной работе. На ней мы размещаем не только различные объявления, но используем при проектной деятельности. Здесь  же у ребят  есть места для  хранения личных секретиков. Все мешочки разноцветные, имеют яркий окрас.

На этом  мы не стали ограничиваться, и придумали, как использовать пространство лестничных площадок. Ступеньки лестниц и перила выделены ярким жёлтым цветом.  Одну стену мы используем для выставки детских работ, рамки для работ хорошо видны на стене, другую для проектной и творческой деятельности.

Все групповые помещения задействованы в образовательном пространстве и доступны для наших ребят. Имеются маркеры придуманные детьми для обозначения степени доступности. Ко всем видам игр, игрушек, материалов имеется свободный доступ воспитанников.

Безопасность РППС предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности в их использовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно - развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Принципы построения предметно - развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида....

Консультация для педагогов: «Организация коррекционной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения».

Коррекционная развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности: умственную, физическую, игровую....

«Создание предметно-пространственной среда в группах у детей с нарушением речи».

В статье представлен опыт работы по созданию предметно - развивающей среды для развития детей с нарушением речи...

Предметно – пространственная среда в группе для детей с нарушением зрения.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает реализацию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое, физичес...

Презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения"

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения...

Предметно – пространственная среда в группе для детей с нарушением зрения.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает реализацию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое, физичес...

"Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с нарушениями речи"

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях: меняются требования общества к подрастающей личности и это требует организационных изм...