Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей
    статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Шмакова Наталья Николаевна

    Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_iz_opyta_raboty_vzaimodeystviya_logopeda_s_semey.docx70.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коррекционно-развивающая работа  

    по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

    в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

    статья из опыта работы

    Н.Н. Шмакова,

    учитель-логопед МБДОУ № 25

    г. Снежинск, Челябинская область

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия.

    Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. А единый подход к обучению детей в детском саду и в семье, эффективные формы взаимодействия в этом направлении формируют позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами детского сада и способствуют решению возникающих трудностей у дошкольников.

    В рамках инновационного проекта по взаимодействию с родителями был проведён двухлетний  эксперимент  «Домашние  листы-распечатки» по обучению грамоте для детей с нарушением зрения с учётом индивидуально-дифференцированного подхода к возможностям и способностям каждого ребенка и семьи в целом.    

    Задачи:

    1. Еженедельное ознакомление родителей с новым материалом по обучению грамоте.
    2. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми - выполнению домашних заданий по обучению грамоте, закреплению полученных знаний  в домашней обстановке.
    3. Анализ усвоения программного материала каждого ребёнка.

    Учитывая остроту зрения детей, листы-распечатки предлагались в двух формах – более крупных размеров – для детей с низкой остротой зрения и обычных  размеров – для  детей с высокой остротой зрения (0,4 – 1,0 диоптр.). В основе предложенной системы работы, направленной на профилактику дисграфии и дислексии был заложен учёт уровня речевого развития  детей с ОНР, ФФНР, ФНР.

    В старшей группе основное содержание «Домашних листов-распечаток» было направлено:

    - на формирование полноценной звуковой стороны речи, правильного звукопроизношения,

    - развитие фонематических процессов,

    - овладение элементами грамоты (закрепление зрительного образа букв),

    - совершенствование навыков слогового чтения,

    - развитие тонких движений рук и мелкой моторики.

    В подготовительной группе:

    - на развитие звукового анализа и синтеза слов,

    - закрепление  и совершенствование навыков чтения слов и небольших текстов (нахождение заданных букв в словах и текстах),

    - развитие мышления, логики, письменной речи через кроссворды и ребусы,

    - предупреждение дисграфии и дислексии (т.е. профилактика навыков неграмотного письма и чтения).

    На родительских собраниях в старшей и подготовительной группах,  родители были ознакомлены с задачами по обучению грамоте, а также с последовательностью прохождения  звуков и букв. Всем родителям был распечатан перспективный план занятий.  Предлагалась «Шпаргалка для родителей»  –  помощь при выполнении домашних заданий, где родители могли вспомнить основы русского языка.

    Выполненные «Листы-распечатки» оформлялись на выставке в приёмной. Родители и дети могли еженедельно видеть работы своих сверстников, а также результат выполнения домашней работы, где оценкой деятельности детей и родителей была – печатка, наклейка или солнышко.  Такая оценка стимулировала родителей и детей к качественному выполнению заданий. А в случае неудачи – была возможность родителей обратиться за помощью к педагогу и получить более подробную индивидуальную консультацию.

    В старшей группе с родителями была проведена консультация-игра на тему: «Что такое фонематический слух? Как его развить?»  Родители выполняли игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия: опускали в «Музыкальную коробочку» картинки с заданным звуком, с помощью «Волшебного кубика придумывали слова, учились делить слова на слоги, играли в «Цепочку слов», а также упражнялись в моделировании печатных букв из резиночек, палочек, шнурков.

    На индивидуальных показах занятий через совместную игру с детьми родители смогли точнее понять смысл проводимых игр и упражнений. Выставка методической литературы, игр и пособий помогла сориентировать родителей в подборе специальной литературы по возрасту детей.

    Для тех, кто не смог посетить консультацию, была оформлена папка-ширма с конкретными заданиями и упражнениями.

    Фотогазета «В стране Грамоты» отразила работу детей на индивидуальных занятиях и дала возможность увидеть родителям многообразие методов и приёмов, направленных на закрепление зрительного образа букв, слогового чтения и развитие мелкой моторики.

    В подготовительной группе была проведена консультация «Профилактика нарушений письма и чтения у детей с нарушением зрения», на которой родители подробно узнали об особенностях детей с нарушением зрения и какие трудности,  проблемы встречаются у первоклассников. Особое внимание отводилось звуковому анализу слов. Родители упражнялись в выкладывании  схем слов (звуковой анализ слов), сами давали «характеристику» звукам. Эта работа показала, насколько важно не только знать буквы, но и хорошо слышать звуки, чтобы затем переводить звуки в письменную речь – буквы.

     Выставка методической литературы, продуктов детской деятельности (рабочие тетради, тетради учеников начальных классов с образцами ошибок и почерка) – изменили отношение родителей к обучению грамоте и заставили всерьёз относиться к домашним заданиям.

    Итогом совместной двухлетней работы детей-родителей-логопеда по обучению грамоте стал альбом, собранный из выполненных в течение всего периода обучения листов-заданий.

    На итоговом родительском собрании в подготовительной группе мамы и папы могли воочию увидеть результат плодотворной работы. А также заполнить анкеты, направленные на изучение мнений родителей и подведение итогов экспериментального проекта «Домашние листы-распечатки».

    Все родители отметили, что данная форма работы была интересна и полезна, так как они еженедельно были в курсе изучаемого материала и принимали посильное участие в освоении детьми программы по обучению грамоте. Совместная работа помогла наглядно увидеть успехи и неудачи своего ребёнка, и тем самым помочь в усвоении знаний, а также оценить его уровень на конец учебного года. Как показал анализ анкет родителей,  мнения 92% родителей об уровне усвоения детьми программы  совпала с реальной оценкой  каждого ребёнка, проставленной педагогом.

    В вопросах анкеты родители поделились тем, что, по их мнению, было наиболее интересным для детей и что вызывало наибольшие трудности. Прослушав аудиозапись интервью детей группы «Что тебе больше нравится на занятиях по обучению грамоте?»,  родители смогли сравнить и проанализировать свои ответы и ответы детей.

     «Весточка логопеда» стала кульминацией родительского собрания. Ее цель – дать рекомендации родителям на летний период по обучению грамоте с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

    Таким образом, данная форма взаимодействия с родителями показала свою эффективность:

    - дошкольники закрепляли полученный материал  дома, а это способствовало повышению уровня  активности и ответственности детей и родителей к занятию обучение грамоте.

    - привлечение родителей в учебный процесс – явилось залогом успешного усвоения программного материала по обучению грамоте, а также профилактикой дисграфии и дислексии у детей с нарушением зрения.

    - продуктом детской деятельности явились альбомы по обучению грамоте.

    - повысилось качество знаний, что подтвердилось результатами итоговой диагностики:

    - из 15-ти детей группы – 12  детей выпустились  с нормой звукопроизношения, 3 детей с автоматизацией 1-2 звуков. Все дети к концу учебного года умели читать. Скорость чтения от 15 до 60 слов в минуту. На сегодняшний день только 1 ребёнок посещает коррекционный речевой класс, остальные дети  успешно учатся в массовых школах.

    Таким образом, совместная практическая работа семьи и логопеда явилась эффективным подготовительным этапом к обучению детей в школе. Они готовились стать учениками, достаточно осознанно и ответственно ждали домашних заданий, соблюдали навыки прилежного и аккуратного отношения к заданиям, выполнению их в срок. «Домашние листы-распечатки» заложили основу навыков учебной деятельности у будущих первоклассников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

    Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

    Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

    В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

    «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

    Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

    Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

    Коррекционно-развивающие задачи по формированию у дошкольников с нарушениями зрения умений и навыков ориентировки в пространстве

    Раздел коррекционной работы «Ориентировка в пространстве» реализуется с 1-й младшей группы и на протяжении всех лет специального обучения....

    Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине

    Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...