Главные вкладки

    «Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»
    проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Пономарева Светлана Ивановна

    Проект по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx27.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

    комбинированного вида №45 г. Ставрополя

    ПРОЕКТ

    «Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»

    АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

    Обучение грамоте – важный процесс в развитии зрительного восприятия и повышения уровня познавательной деятельности детей с нарушением зрения. Поскольку восприятие у слабовидящих специфично, затруднен процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, неверно грамматическое оформление, фрагментарное восприятие сюжетных картин, то требуются специальные инновационные подходы к обучению грамоте – использование коррекционно-развивающей функции графики.

    Данный проект по обучению грамоте детей с нарушением зрения прошел многократную апробацию, внедрен в практику в специализированных дошкольных учреждениях Ставропольского края и будет полезен всем, кто занимается со слабовидящими детьми.

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    При обучении грамоте детей с нарушением зрения необходимо создать образ буквы. Для этого мы используем инновационный подход - коррекционно-развивающую функцию графики.

    Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, основными из которых являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная, профессиональная.

    Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников доказало, что цель может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсаторное значение, т.к. способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорный опыт, формирует новые способы познавательной деятельности. По утверждению А.Н. Корнева, Р.С. Немова обучение чтению необходимо начинать в 5-6 лет. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к чтению по мнению М. Монтессори.  

    Чтение и выполнение изображений связано с развитием восприятия, речи, мышления с осознанием детьми символической функции графики. По своему содержанию чтение букв представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми перцептивно-опознавательными и логическими операциями.

    Процесс обучения чтению детей с нарушением зрения начинается с ознакомления с приемами ориентировки на плоскости и формообразующими элементами. Дети учатся ориентироваться на плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме. Используя такую инновационную технологию с применением графики, создается образ буквы.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Цели:

    • Формирование навыка осознанного грамотного чтения.
    • Развитие зрительного восприятия с использованием коррекционно-развивающей функции графики.
    • Формирование   мотивации   к   чтению,    ориентированной   на   удовлетворение познавательных интересов.

    Задачи:

    • Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.
    • Формировать навык слогослияния.
    • Обучать грамотному, осознанному чтению.
    • Формировать языковой анализ и синтез слов.
    • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
    • Совершенствовать грамматический строй речи.
    • Развивать связную речь.
    • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
    • Развивать психологические процессы.
    • Развивать графомоторные навыки.
    • Формировать навык самоконтроля.

    Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

    В содержание проекта заложена возможность реализации следующих психолого-педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

    ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

    Обучение чтению детей с нарушением зрения в рамках проекта ведётся по трём направлениям:

    • аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
    • послоговое чтение;
    • глобальное чтение.

    Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:

    1. Знакомство детей со звуками русского языка и  соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.

    2. Обучение слогослиянию.

    3. Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.

    4. Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

    1.  Обучение осмысленному чтению предложений.
    2.  Обучение осмысленному чтению текстов.

    На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

    Дети с нарушением зрения находятся под постоянным медико-психолого-педагогическим сопровождением и являются главными участниками проекта, с которыми ежедневно проводят индивидуальную и подгрупповую работу воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, решая поставленные цели и задачи данного проекта.

    АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    Дети с различной зрительной патологией, которые находятся под постоянным медико-психолого-педагогическим сопровождением в рамках проекта, имеют высокий уровень развития по следующим показателям:

    - фонематическое восприятие;

    - фонематический анализ;

    - звукобуквенный анализ;

    - слоговая структура слова;
    - усвоение слов разной слоговой структуры;

    - построение предложения;

    - развитие диалогической и монологической речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

    В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

    Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

    Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

    Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"

    Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восп...

    Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

    Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

    Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)

    Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

    Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).

    Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...