«Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Пономарева Светлана Ивановна

Проект по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №45 г. Ставрополя

ПРОЕКТ

«Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Обучение грамоте – важный процесс в развитии зрительного восприятия и повышения уровня познавательной деятельности детей с нарушением зрения. Поскольку восприятие у слабовидящих специфично, затруднен процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, неверно грамматическое оформление, фрагментарное восприятие сюжетных картин, то требуются специальные инновационные подходы к обучению грамоте – использование коррекционно-развивающей функции графики.

Данный проект по обучению грамоте детей с нарушением зрения прошел многократную апробацию, внедрен в практику в специализированных дошкольных учреждениях Ставропольского края и будет полезен всем, кто занимается со слабовидящими детьми.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

При обучении грамоте детей с нарушением зрения необходимо создать образ буквы. Для этого мы используем инновационный подход - коррекционно-развивающую функцию графики.

Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, основными из которых являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная, профессиональная.

Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников доказало, что цель может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсаторное значение, т.к. способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорный опыт, формирует новые способы познавательной деятельности. По утверждению А.Н. Корнева, Р.С. Немова обучение чтению необходимо начинать в 5-6 лет. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к чтению по мнению М. Монтессори.  

Чтение и выполнение изображений связано с развитием восприятия, речи, мышления с осознанием детьми символической функции графики. По своему содержанию чтение букв представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми перцептивно-опознавательными и логическими операциями.

Процесс обучения чтению детей с нарушением зрения начинается с ознакомления с приемами ориентировки на плоскости и формообразующими элементами. Дети учатся ориентироваться на плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме. Используя такую инновационную технологию с применением графики, создается образ буквы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели:

  • Формирование навыка осознанного грамотного чтения.
  • Развитие зрительного восприятия с использованием коррекционно-развивающей функции графики.
  • Формирование   мотивации   к   чтению,    ориентированной   на   удовлетворение познавательных интересов.

Задачи:

  • Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.
  • Формировать навык слогослияния.
  • Обучать грамотному, осознанному чтению.
  • Формировать языковой анализ и синтез слов.
  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
  • Развивать психологические процессы.
  • Развивать графомоторные навыки.
  • Формировать навык самоконтроля.

Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

В содержание проекта заложена возможность реализации следующих психолого-педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Обучение чтению детей с нарушением зрения в рамках проекта ведётся по трём направлениям:

  • аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
  • послоговое чтение;
  • глобальное чтение.

Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:

1. Знакомство детей со звуками русского языка и  соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.

2. Обучение слогослиянию.

3. Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.

4. Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

  1.  Обучение осмысленному чтению предложений.
  2.  Обучение осмысленному чтению текстов.

На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети с нарушением зрения находятся под постоянным медико-психолого-педагогическим сопровождением и являются главными участниками проекта, с которыми ежедневно проводят индивидуальную и подгрупповую работу воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, решая поставленные цели и задачи данного проекта.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Дети с различной зрительной патологией, которые находятся под постоянным медико-психолого-педагогическим сопровождением в рамках проекта, имеют высокий уровень развития по следующим показателям:

- фонематическое восприятие;

- фонематический анализ;

- звукобуквенный анализ;

- слоговая структура слова;
- усвоение слов разной слоговой структуры;

- построение предложения;

- развитие диалогической и монологической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"

Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восп...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Обучение грамоте детей с нарушением зрения

Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими патологию зрения...