Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тараненко Екатерина Валерьевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» города Губкина Белгородской области

Мастер – класс на тему:

«Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»

     

                        Подготовила:

                        учитель-логопед

        Тараненко Е.В.

г. Губкин 2021г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала».

Как известно, практически 80% детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. При зрительной работе у детей с нарушением зрения быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Работа учителя - логопеда с детьми с нарушениями зрения требует применения адаптированных средств наглядности. Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, внешних признаков.

К наглядному материалу предъявляются следующие требования:

- Использование крупной фронтальной наглядности (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см);

-  преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого цвета;

- чёткий контур объектов на рассматриваемой картине.

Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

-  выбор адекватного фона;

- использование подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

- размещение наглядного материала на расстоянии 25 см от детей так, чтобы картинки не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

 - постоянное использование указки для уточнения; 

- ребёнок находится при показе у доски со стороны открытого глаза; 

- непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.

Рассмотрим более детально варианты использования дидактических игр и приёмов, дающих наибольший эффект в работе по подготовке к обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи включает  работу с основными элементами языка (звук – слог – слово – предложение). Использование занимательного наглядного материала является одним из основных залогов успешного освоения детьми абстрактных понятий в  подготовке к обучению грамоте. Ребёнку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Развитие фонематического восприятия начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). Такие игры, как «Шумящие коробочки», «Что как звучит?», «Где позвонили?» и другие  способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.  

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях (игра «Сломанный телевизор», ребёнок должен узнать гласный звук по артикуляции).

Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы. Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный круг – гласный звук, синий круг – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный. (Камень - твёрдый согласный, подушка – мягкий; ушко - глухой согласный, колокольчик – звонкий).

Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза имеет определённую последовательность. Сначала дети упражняются в выделении звука среди других звуков, а затем в слогах гласных и согласных звуков, определении первого и последнего звука в слове.

В игре «Звуковые часы» дошкольники с нарушением зрения и речи упражняются в выделении первого (гласного) звука в слове и подборе слова на заданный звук, а также решается задача развития зрительно-пространственной ориентировки, развития тактильных ощущений. В игре «Дин – Дон» дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твёрдого или мягкого согласного.

Затем дошкольники с нарушением зрения и речи учатся определять место, количество, последовательность звуков в слове. Пособия «Поезд», «Звуковая дорожка» используются с целью определения позиции звуков в слове. Используя макет поезда, дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й - с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й - с данным звуком в конце слова.

Далее детям предлагается игра для закрепления навыков звукового анализа «Назови слово по первым звукам», где дети упражняются в составлении слов из 3 и 4 звуков по картинкам. Также есть следующие варианты этой игры: «Поймай звук», «Отгадай звук», «Бусины».

Для успешного обучения грамоте детей с нарушениями зрения и речи нужно уметь производить слоговой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой. Немаловажную роль при работе над слогоделением имеет использование наглядного материала.

Рассмотрим  дидактическую игру «Делим слова на слоги». Правила игры: карточки нужно разложить следующим образом: где вагончик с одним окошком - карточки со словами из одного слога,  где с двумя окошками – из двух слогов, с тремя окошками – из трёх слогов, с четырьмя – из четырёх слогов. Также в дополнение к этой игре можно закрепить ударение в словах и повторить деление слов на слоги с помощью нахождения  соответствующей схемы слов.

Приёмы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, можно использовать дидактическую игру "Фразовый конструктор", с помощью которой решаются разнообразные задачи, а именно:

  • развитие навыков составления предложений;
  • пересказ текста;
  • составление сюжетного рассказа с опорой на картинки;
  • формирование лексико-грамматические представлений;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения, связной речи.

     В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала можно использовать  полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов далее делать зарисовки схемы предложения в тетрадях.

Таким образом, для успешной подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи необходимо решать следующие задачи:

  • формирование умения выполнять звуковой анализ слова;
  • закрепление понятия «гласные, согласные звуки»;
  • определение характеристики звука по артикуляционным и акустическим признакам;
  • выделение и дифференцировка гласных и согласных звуков на слух;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  •  развитие слухового и зрительного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга.       Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...