Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»
статья по обучению грамоте на тему
Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является обучение грамоте.
Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи и может привести к трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty.doc | 412 КБ |
Предварительный просмотр:
Мурманское муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №104
СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Использование занимательных игр и упражнений
при подготовке к обучению грамоте
детей с нарушениями зрения»
подготовила воспитатель
Власенко Светлана Михайловна
Мурманск 2012
1.1 «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»
1.2 Введение
Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием дошкольника. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Именно этому призваны помогать игровые технологии. Они могут использоваться не только в процессе учебной деятельности, но и в повседневной жизни.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.
Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является обучение грамоте.
Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи и может привести к трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.
Значение использования занимательных игр и упражнений в дошкольном возрасте велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д. Чем интереснее игровые действия, которые используются на занятиях и вне их, тем незаметнее и эффективнее дети закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Использование занимательных игр и упражнений при обучении грамоте является одним из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте, направлено на повышение мотивации к обучению.
Словесные системы связей у многих детей с нарушением зрения формируются без должной опоры на наглядные образы, в связи с чем отмечается обеднение конкретных значений слов, отсутствие необходимого запаса слов, недоразвитие смысловой стороны речи. Всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребенка – игра, следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи. Используемые занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
Цель работы - подготовить детей к чтению и письму, сформировать первоначальные грамматические понятия (звук, слово, предложение) развивать фонематический слух, речь.
Предмет данного исследования – процесс обучения грамоте в игровой занимательной форме.
Объект – различные игры, игровые технологии и занимательные упражнения, направленные на формирование грамматически правильной речи,
Основными задачами своей работы считаю:
- выявление и анализ уровня развития фонематического слуха;
- формирование правильного произношения звуков родного языка, усвоение букв русского алфавита и развитие умения соотносить их с соответствующими звуками;
- формирование умений учебной деятельности, подбор игр и упражнений, способствующих в совместной и индивидуальной работе, введение этих упражнений в режимные моменты и занятия.
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
В коррекционно-развивающей работе руководствуюсь следующими принципами:
- Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка (характер зрительного дефекта, темп деятельности и уровень самостоятельности).
- Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
- Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
- Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
- Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих развитию речевых способностей детей дошкольного возраста.
Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
1.3 Теоретические основы обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. "В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося". Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.
Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследования дефектологов и тифлопедагогов О.Л. Алексеевой, Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Т.П. Головиной, В.А. Кручининой, А.Г. Литвака, Л.В. Рудаковой, Л.И. Солнцевой, показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи и может привести к трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.
Видные ученые, педагоги П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Д.Н.Богоявленский считали, что подготовку детей к обучению грамоте нужно начинать в возрасте 4-5 лет, учитывая особое «чутье» детей этого возраста к языку.
В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д.Н.Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности».
Д.Б. Эльконин разработал новую методику обучения начальному чтению, одним из принципов которой является введение ребенка в звуковую действительность языка. Им был предложен способ расчленения структуры слова, при котором сохраняется специфика произнесения звука, обусловленная его положением в слове.
Ю. Фаусек, обучая детей звуковому анализу, также прибегала к особому подчеркиванию голосом нужного звука. (См. книгу Л.Е.Журовой «Обучение грамоте в детском саду», стр 16.)
Л.Е. Журова считает, что для обучения ребенка действию звукового анализа слов надо специально научить его расчленению слова с помощью интонационного выделения звуков в слове. Дети 4-х летнего возраста с удовольствием меняют свою артикуляцию, когда это нужно делать в игровой ситуации. Следует не упускать этот интерес, развивать его, направив детей на специальное знакомство с формальной, языковой стороной речи.
Н.В. Жучкова разработала «Программу средней группы детского сада» по обучению детей грамоте, где обучение звуковому анализу детей проводилось в занятиях по разучиванию стихотворений (См. книгу Л.Е Журовой «Обучение грамоте в детском саду», стр. 52.)
В своей работе я опиралась на систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина, методики Д.Г. Шумаевой, А.Г.Литвак. По мнению исследователей: А.И.Воскресенской, Е.Л.Гончаровой, Л.И.Лалаевой, Л.И. Плаксиной, Л.Е.Журовой, занимающихся проблемами подготовки дошкольников к обучению грамоте, при наличии общих закономерностей усвоения грамоты детьми в норме и детьми с нарушенным зрением, слабовидящие дошкольники испытывают большие трудности в овладении программным материалом. Дефицит зрительных возможностей сказывается на речевом развитии детей. Формирование речи детей с патологией зрения протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка: нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Поэтому, для поддержания интереса к занятиям по обучению грамоте необходимо использовать элементы занимательности, игры, шуточные песенки, чистоговорки, стихи о буквах и звуках, чтобы дети в непринужденной обстановке усваивали нужный материал.
1.4 Система работы по использованию занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте
Этапы реализации
Задачи | Мероприятия | Результат | Сроки |
I этап Аналитический | |||
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по формированию у детей заинтересованности в упражнениях и играх, способствующих дальнейшему обучению грамоте, определение основных целей и постановка задач. Диагностика детей | Изучение литературы по теме, диагностика, беседы с родителями и детьми, опрос.
| Получение знаний об особенностях речи детей, о специфике проведения игр и упражнений. Выявление степени заинтересованности родителей. Определение уровня готовности детей к обучению грамоте.
| Сентябрь-октябрь 2006,2007, 2008,2009, 2010 уч.г. |
II этап Организационный | |||
Планирование и прогнозирование работы по подготовке к обучению грамоте с использованием занимательного материала | Отбор форм, методов и приёмов обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей: характером зрительного дефекта, темпа деятельности и уровня самостоятельности, создание развивающей среды. | Наличие перспективного плана занимательных игр и упражнений на год (приложение 1) Создание специальных условий | ежегодно |
Создание развивающей среды | Подбор и изготовление дидактических игр, игровых панно. | Наличие в группе дидактического материала. | Ежегодное пополнение |
III этап Практический | |||
Введение занимательных игр и упражнений в свободной деятельности, на занятиях | Составлен: - перспективный план с учетом задач коррекционной работы; - серия конспектов занятий познавательно-речевой направленности (с включением задач по обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста; Приложение №2 | Ежегодное пополнение | |
Обогащение предметной развивающей среды. | Изготовление дидактических игр и пособий | -изготовлены дидактические игры и пособия по обучению грамоте с учетом характера зрительного дефекта -оформлены картотеки игр для развития фонематического слуха, игры с буквами, слогами, словами и предложениями; - детям представлена система игр и упражнений, в доступной и занимательной форме; | |
Педагогическое просвещение родителей о значении обучения грамоте детей в игровой форме | Оформление информационных наглядных листов. Проведение консультаций по вопросам, подготовки детей к обучению чтению в школе. Книги и рабочие тетради по обучению детей в домашних условиях. | собрана «игротека» для родителей (комплексы упражнений, артикуляционные гимнастики, игры). Родители приняли активное участие в изготовлении пособий | В течение года |
IV этап Итоговый, диагностический | |||
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий. | Беседы, наблюдения, самоанализ, диагностика. | Выявление «+» и «-» в своей работе. | Март- май 2011г |
Использование занимательных игр и упражнений при обучении грамоте является одним из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте, направлено на повышение мотивации к обучению.
1.5 Диагностика
Основным содержанием по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является звукобуквенный анализ слов. Работа по звукобуквенному анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по регулярной, целенаправленной, систематичной и разнообразной. Диагностику проводила 2 раза в год (сентябрь, май), основываясь на рекомендациях Л.Е. Журовой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» и Л.И. Плаксиной в соответствии с возрастными особенностями детей и характером зрительного диагноза.
ЦЕЛЬ диагностики: выявить реальный уровень развития речи дошкольника и степень его соответствия возрастным нормам, определить отклонения и недостатки для дальнейшей подготовки детей обучению грамоте в играх и упражнениях.
Программные задачи на учебный год | |
Для детей 6-го года жизни Учить производить анализ слов различной звуковой структуры; Выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; Качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); Правильно употреблять соответствующие термины Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки. Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах. Закреплять умение делить слова на слоги. Учить определять место заданного звука в слове ( в начале, в середине и в конце). Познакомить с условным обозначением звуков: гласные- красный квадрат, твёрдые согласные- синий квадрат, мягкие согласные- зелёный квадрат (моделирование). Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков. Учить соотносить звук и букву. Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить с термином «предложение». | Для детей 7-го года жизни Знакомить со звуковым строением слова, формировать действия звукового анализа, обучать началам грамоты. Продолжать учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение». Продолжать знакомить с графическим изображением слова- прямоугольник (моделирование). Учить составлять предложение из 2, 3, 4-х слов. Учить записывать предложение условными обозначениями. Способствовать развитию графических навыков. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
Направление | Задание | Оценка деятельности |
Умение делить слова на слоги | 1. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина. | • Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя. • Ребёнок не справляется с заданием. |
Умение называть слова с заданным звуком | Ребёнку даётся задание: Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука "р", потом со звука "рь". | • Ребёнок правильно выполняет задание. • Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. • Справляется с заданием с помощью воспитателя. |
Умение проводить звуковой анализ слова | Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков Сколько клеточек нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждая клеточка? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ("о"; "а"). Как называются такие звуки? (Гласные). Какой фишкой обозначаются? (Красной). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их фишками. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ("д"; "м"). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Какой фишкой обозначается согласный звук? (Синей). Найди место согласных звуков в слове и обозначь синими фишками | • Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. • Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. |
Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие | Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ("ль"). Какой первый звук в слове луна? ("л"). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Фишкой какого цвета обозначает твердый согласный звук? (синей). Назови маленького братца ("ль"). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Какой фишкой его обозначаем? (зелёной). Обозначь твёрдые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие - зелёными. | • Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. • Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. |
Умение понимать роль звука в слове | Найти звук, который заблудился. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ("ч"). На глазах у детворы Красят крысу маляры. Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ("с"). Тает снег, бегут ручьи, На ветвях сидят врачи. Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ("г"). | • Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук. • Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро. • Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя. |
Умение различать слово и предложение. | Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка. • Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). |
Результаты диагностического обследования, оценивала по трем уровням:
НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.
СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, ударный-безударный гласный, место звука в слове).
Полученные данные заношу в диагностическую таблицу, что помогает мне проанализировать результаты и определить задачи, над которыми мне необходимо усиленно работать.
Каждый ребенок опрашивается индивидуально (желательно не за один раз), учитывая характер зрительного эффекта, использование яркой наглядности, подставок, контрастных цветов, чёткого выделения общего контура, выделение контура разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.
Если какой-то раздел усвоен детьми плохо, обращаю особое внимание на тех ребят, у которых низкие результаты, желательно позаниматься с ними дополнительно и привлечь к этим занятиям родителей.
По данным проведенной диагностики видно, что у детей старшего возраста с косоглазием и амблиопией недостаточно высокие показатели.
Дети старшей группы (2006-2007 уч.г.) на начало учебного года имели следующее распределение по уровню подготовки к обучению грамоте: 0% имеют высокий уровень, 32% - средний, а большинство детей - 68% – низкий уровень. Наиболее легко детям давались задания с определением места звука в слове, подбор слов с определенным звуком. Задания по остальным направлениям диагностики вызывали затруднения, т.к.:
1) группа вновь сформирована;
2) 2 детей не посещали дошкольное учреждение;
3) имеют несколько нарушений: зрительные (все дети), речевые 7 детей, эмоционально-волевые – 4 ребенка. Исходя из возрастных, физиологических, психологических особенностей детей группы, необходимо создать положительную мотивацию к подготовке по обучению грамоте.
Поэтому использование занимательных игр и упражнений актуально для детей группы. Используемые занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.
С помощью приемов занимательности создаю задания, которые могут служить мостиком от стандартных задач к нестандартным.
К концу учебного года наблюдается тенденция к улучшению показателей, наблюдается увеличение числа детей с высоким уровнем – 12%,число детей со средним уровнем практически не изменяется и составляет 32%-38%, с низким уровнем количество уменьшается до 40%
В 2008-2009 уч.г. вновь старшая группа со следующими показателями: низкий уровень у 53%, средний – 34%, высокий – 13%.
В подготовительной группе (2009-2010уч.г.) наблюдается иная картина. От начала к концу учебного года число детей с низким уровнем уменьшается: от 53% до 18% со средним разница составляет 12% - ( от 34% до 46%), с высоким: от 13% до 36%. Этот факт можно рассматривать, как благоприятную тенденцию. Наиболее высокие результаты дети показали по разделу - «Нахождение звука и называние звука в слове», низкие – «Звукобуквенный анализ слова»
Сравнительные показатели детей подготовительной группы
на начало и конец учебного года
Таким образом, рассматривая данные проведенных диагностик, указывают на необходимость проведения последовательной и систематической работы по подготовке к обучению грамоте уже в дошкольном возрасте Необходимо разработать комплекс практических занятий, игр, упражнений, загадок, ребусов, кроссвордов для внедрения в педагогический процесс. На основании проведенной диагностики создала условия и продумала систему занимательных игр и упражнений, направленную на развитие фонематического слуха, графо-моторных навыков, зрительного восприятия в процессе коррекционно-педагогической работы.
Кроме того, диагностика позволила выявить детей, которым необходима углублённая работа. С этими детьми помимо групповой работы необходимы индивидуальные занятия. Соответственно разработать содержание индивидуальных занятий, на которых использовать игры и упражнения на развитие именно по тому разделу, где у ребёнка есть отставание.
1.6 Организация педагогической работы
Педагогическую работу осуществляю как в процессе специально организованной деятельности, совместной деятельности, так и в режимных моментах.
Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность |
Занятие – игра, занятие – путешествие, занятие-сказка, комплексные занятия, интегрированные занятия | Словесные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, дидактические игры и занимательные упражнения на развитие слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, на развитие всех форм языкового анализа и синтеза |
Содержание развивающей среды группы
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду по подготовке к обучению грамоте:
1- материалы и оборудование для игр и упражнений по подготовке к грамоте с детьми 5-6 лет, для занятий по подготовке к грамоте с детьми 6-7 лет;
2- игры и пособия по подготовке к грамоте для самостоятельной игровой деятельности детей в речевых уголках;
3- картотека дополнительных игр и упражнений для использования в совместной деятельности взрослых с детьми в свободной игровой деятельности, в том числе в ходе проведения индивидуальной работы
4- специальная литература по вопросам подготовки к школе и подготовки к грамоте, подборка статей, письменные консультации для родителей
Оформлен на центральной стене «Город Королевы Грамоты» - по которому дети с удовольствием путешествуют, расселяют звуки, буквы, слова по домикам с условными обозначениями.
- Пособие «Поезд в страну Знаний».
- Игры на развитие связной речи, звуковой культуры, грамматического строя, обогащение словаря.
- Книги с кроссвордами, анаграммами, головоломками, ребусами.
Все игры и занятия по подготовке к обучению грамоте детей ориентированы на создание комфортной обстановки и потребности в эмоциональном общении с педагогом. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствовали развитию познавательной сферы ребенка, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит и лучшей результативности в усвоении знаний. Задания, игры и упражнения на занятиях были взаимосвязаны и дополняли друг друга.
Все упражнения провожу в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение».
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОВОМ: Вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи |
ОЗНАКОМЛЕННИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ: Выделение его как смысловой единицы из речи |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВЕСНЫМ СОСТАВОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОГОВЫМ СТРОЕНИ ЕМ СЛОВА: Членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВ, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ: Определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы |
Наиболее целесообразным является следующий путь:
Такая последовательность изучения позволит избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями. Детям с нарушениями зрения для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.
При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты занимательных заданий: нахождение элементов букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга; изображение буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображение буквы позой.
Дети учатся составлять и прочитывать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву - игра "Дай таблетку деду Буквоеду", собирать слово из переставленных или перепутанных букв - игра "Расшифруй слово». Игра в слова, в которых одна буква заменялась на другую, с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка). Более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы - игра "Веселые ребусы" и игры типа "Поле чудес", игра "Счастливый случай", викторины.
Большое внимание уделяю упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, также учатся делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
Так как дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух, при обучении грамоте старших дошкольников использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
В своей работе активно применяю графические модели слов, воспроизводящие их слоговую структуру.
При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой - с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.
При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов.
С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.
Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра "Фразовый конструктор", где решаем разнообразные задачи.
Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, "девочка, сестра, дочка". Картинка со стаканом может обозначать "чай, сок, компот" и т.д.
В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.
Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями проводится работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала используются полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.
При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.
При планировании работы осуществляю тесную связь между различными видами занятий. В различные виды совместной и непосредственно организованной деятельности включаю дидактические игры и упражнения на развитие слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза.
Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука «С», проговариваются слова с этим звуком; детей знакомят с буквой «С», на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по грамоте – осуществляют звуковой анализ этих слов.
Учитывая сложность предлагаемого материала, использую внесение понятного и знакомого детям образа – куклы «Буквоеда», что повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. Она знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроении.
Использование игровых моментов способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса дошкольника, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
направления | приемы |
Ознакомление со словом | Использование художественной литературы Бр. Гримм «Горшок каши», р.н.с. «По щучьему веленью», К.И. Чуковский «Айболит», «Жил на свете человек…», В.И. Осеева «Волшебное слово», А.Л. Барто «Игра в слове. Серова «Подскажи словечко», Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Игры и игровые действия «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот» Сравнение слов со звукосочетаниями Чистоговорки, поговорки, перевертыши, загадки, ребусы |
Ознакомление с предложением | Выделение воспитателем предложений из потока речи: посчитай пальчиками, выложи цифрами, фишками Подсчет предложений в рассказе; Составление детьми предложений по картинкам, игрушкам Графическое изображение предложений: использование цветных магнитов: выложи фишками, прохлопай, нарисуй на крупе, песочке, на листе. Придумывание предложений с заданным словом: нарисуй предложение, интонационная модель по заданной схеме, по графической модели. Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова. Составление предложений по двум картинкам Игра «Разбираем завал» - изменить предложение, неправильно построенное по смыслу. |
Со словесным составом предложения | Четкое произнесение предложения Выделение слов голосом Счет слов в предложении (количественный и порядковый) Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло) Использование схем слова Графическое изображение слова Составление предложений из разного количества слов Называние слов последовательно Называние слов вразбивку Работа с разрушенным предложением (согласование слов в предложении), вставь пропущенное слово, добавь слово - признак, слово- действие, слово - предмет Игра «Живые слова» Игра «Хор» Игра «Путаница» Четкое произнесение слов с паузой Произнесение слов под хлопки и т.д. Моделирование, использование цветных магнитов |
Со слоговым составом слова | Количественный и порядковый счет слогов в слове Разрушенное слово Добавь - (убери) лишний слог - (звук) Подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова, хлопки, фишки, различные движения; Схематическое изображение слогового состава слова Моделирование слогового состава слова с помощью слоговой линейки Игра «Живые слоги» Подбор слов с заданным количеством слогов Подбор слов с заданным слогом Дополнение слога до полного слова «Превращение» коротких слов в длинные и наоборот Намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой Трансформация слов (перестановка слогов в слове) Найди слово, которое спряталось в названиях картинок Игровые приемы: использование мяча, игра «Поезд», «Слоговые домики»; моделирование |
Со звуковым составом слова | Схема звукового состава слова Поймай словечко в ладошки Дидактические игры Речевая игра «Живые слова», «Чем отличаются слова», «Добавь (убери) звук»; Определение места звука в слове Определение количества звуков Определение последовательности звуков Моделирование |
Ознакомление с буквой | На что похожа буква. Покажи на пальчиках. Найди на веере букв. Обведи букву. Выложи из палочек. Найди в кассе букв, в алфавите. Посели букву на «улице букв». Напечатай в тетради (в клетку). Составление букв из частей Штриховка букв по трафаретам Использование мягких вкладышей Рисование букв в воздухе Выкладывание букв из мозаики, тесьмы и других видов материалов (пластилинография, крупы, бусинки и т.д) Тактильные буквы «Оживление» букв |
1.7 Включение родителей в работу по использованию игр и упражнений по обучению грамоте детей с нарушением зрения
Большое внимание уделяю работе с родителями, знакомлю их с целями и задачами, формами и методами обучения грамоте в данной возрастной группе. В индивидуальных беседах родители охотно рассказывают об успехах ребенка. В работе с родителями решаю следующие задачи:
- Активизация и обогащение воспитательных умений.
- Работа в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- групповые родительские собрания; индивидуальные беседы и консультации
- консультации; ширмы-передвижки по вопросам подготовки к обучению чтению, ознакомлению со звукобуквенным анализом в занимательной форме:
«Читаем вместе», «Ну-ка буква, отзовись», «Гласные, согласные – мы такие разные»;
- показ итоговых занятий, презентаций по обучению грамоте;
-проведение досугов: «Умники и умницы», « В игры с буквами играем - лучше их запоминаем»;
-викторины: «Грамотейкины и Знайкины», «Поле чудес»;
-пополнение домашней игротеки развивающими играми по обучению грамоте
1.8 Результаты работы и выводы:
Таким образом, игры и занимательные упражнения по подготовке к обучению грамоте детей, способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе; развивают способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Эффективность разработки данной темы обеспечивает материал, подобранный в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями и структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации.
Занимательные игры и упражнения как способ переработки – наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности.
Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес дошкольников к обучению грамоте; каждое занятие становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность детей; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность. Происходит активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, умения общаться и понимать себя и других. Выпускники показывают положительные результаты при обучении в школе.
Таким образом, анализ результатов позволяет сделать заключение об эффективности разработанной и апробированной системы работы по обучению дошкольников грамоте.
1.9 Используемая литература:
1. Л.И. Плаксина «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)
2. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.
4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1982.
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
7. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, БИНОМ, 2004.
8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
11. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
12. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
«Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»
Проект по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)
Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.
ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга. Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...
Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...