РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Богданова Татьяна Ивановна

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо задачи обучения грамоте детей с нарушением речи решается и задача  всестороннего развития дошкольника, обеспечивающая социальную адаптацию воспитанника и интеграцию его в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pishi_-_chitayka.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА№ 760 им. А. П. МАРЕСЬЕВА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕИЕ №1848

129347, г. Москва, ул. Палехская д. 135

тел./факс (499) 188-03-65

тел.           (499) 188-78-65

                                                                     

                                                                                                                         

                                                                                                          "Утверждаю":

                                                                                                          Руководитель структурного

                                                                                                          подразделения   № 1848

                                                                                                           ____________   Е.А. Илюхина

                                                                                                          Приказ № ___от "___"_______2014г.

 

                                                                                                         

                                                                                                         

                                                                                                         

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

по обучению грамоте

детей с нарушением речи

«ПИШИ - ЧИТАЙКА»

на 2014 -2015 учебный год.

                                                                                  Составитель: учитель-логопед

                                                                                  структурного подразделения № 1848

                                                                                                      ГБОУ Школа № 760 им. А. П. Маресьева

                                                                                                      Богдановой Т.И.

                                                                                                     

                         

Москва, 2014г.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………..........3

ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы……………………….......6

ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы ...............................………………………………………………………………….......7

ГЛАВА III. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет……………8

ГЛАВА IV. Работа учителя - логопеда с родителями ………………………………….......9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………......9

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………….........10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        В комбинированных группах структурного подразделения № 1848 ГБОУ Школа

№ 760 им. А.П. Маресьева находятся дети с речевым нарушением. А это  в основном  дошкольники с недоразвитием речи системного характера  легкой и средней степени.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы логопедической работы  по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, с учетом профиля и возраста детей (от 5 до 7 лет). А также учитываются теоретические положения примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  и опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др.  

Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации.

  1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
  4. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва
  6. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. N 16299
  8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)
  9. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
  10.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва

"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" 

  1.  Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
  2.  Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
  3.  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
    №124-ФЗ от 24.07.1998.  
  4.  Нормативные документы детского сада.

Целью данной Программы является подготовка детей к школьному обучению. Программа предусматривает взаимодействие педагога,  детей (с нарушением речи)  и  родителей дошкольников.

Значимость работы состоит в том, что комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и способствует их всестороннему гармоничному развитию.

Для реализации поставленной цели  необходимо построение системы коррекционно-развивающей работы дополнительного образования детей (с нарушением речи) по обучению грамоте:

  •  Обследование детей с нарушением речи (старший дошкольный возраст)  и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области обучения грамоте.
  •  Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Проведение необходимой профилактической и коррекционной работы педагога и родителей с детьми в соответствии с планом занятий: формирование у детей навыков в обучении грамоте.
  •  Подготовка детей к школьному обучению.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы.

       Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах.

Одним из основных принципов Рабочей программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением  речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда и родителей.

На занятиях «Пиши - читайка» учитель - логопед следит за речью детей и закрепляет сформированные речевые навыки. Педагог учитывает  возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового  и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Родители учитывают рекомендации учителя-логопеда.

Программа предназначена для детей с нарушением речи  от 5 до 7 лет (дошкольников с недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени).

 Срок реализации данной программы рассчитан один  год.

Режим проведения работы: Дополнительная образовательная деятельность проводится в подгрупповой и индивидуальной форме два раза в неделю.

Основные методы работы: наблюдение, упражнение, метод совместных действий,

вопросно – ответный, дидактическая игра.

Диагностика детей проводится с использованием наглядного диагностического материала, речевых карт и сводных таблиц результатов обследования  О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой.

Ожидаемые результаты:

В результате логопедической работы дети должны

  • Владеть навыками звуко – слогового анализа и синтеза
  • Владеть элементами грамоты, такими как навык чтения и печатания букв, слогов, слов и коротких предложений.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса подготовки к обучению грамоте с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед проводит работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения грамоте является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в " профиле воспитанника",  где отмечается динамика подготовки к обучению грамоте каждого ребенка, «итоговом обследовании  детей группы».

Сроки проведения  мониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я половина мая.

Планируемый результат – предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, профилактическая и коррекционная помощь в области обучения грамоте, обеспечивающая социальную адаптацию воспитанника и интеграцию его в обществе.

   

  ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Коррекционной работа ведётся по 

  1. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза,
  2. Обучение элементам грамоты.

Однако, одновременно учитель-логопед следит за смысловой стороной  речи (это развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи и речевого общения), за звуковой стороной речи (это развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова), за развитием  высших психических функций, за развитием общей и мелкой моторики.

Длительность коррекционного периода составляет  1 год.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение карт воспитанников, оформление документации.

2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.

Форма организации непосредственно образовательной деятельности – групповая (небольшими группами). При формировании групп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав групп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка.

Количество занятий  предусматривает проведение следующих видов групповых занятий.

Продолжительность групповых занятий: в группе детей 5-6 лет  - не более 25 мин., в группе детей 6-7 лет— не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 (15) минут. Непосредственно образовательная деятельность «Пиши – читайка» проводится  во второй половине дня.

Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в месяц.

ГЛАВА III. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

с детьми  5-7 лет.

Обследование детей (первая половина сентября).

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Сбор анамнестических данных.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций, просодической стороны речи, работа над слоговой структурой слова систематически осуществляется логопедом и  родителями в коррекционной работе  с детьми.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. 

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
  2. Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
  3. Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости в ряду звуков, слогов, слов.
  4.  Совершенствование умения определять место звука в слове.
  5.  Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
  6.  Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фу, уха, мак, кит, лось).
  7. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
  8. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.
  9. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.
  10. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, утка, каша, кит (клык, бобр, липа, лист, клин).

Обучение грамоте.

1.Ознакомление с буквами.

2.Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкладывания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

3.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и «напечатанные»  изображенных букв.

4.Совершенствование навыка осознанного чтения слогов, слов.

5.  Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова с пройденными буквами (предложения).

  1. Знакомство детей с кроссвордами, ребусами, изографами.

ГЛАВА IV. РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

(или лицами, их заменяющими).

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Логопед осуществляя дополнительное образование  проводит для родителей открытые и совместные занятия, пытается привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях, либо в письменной форме в индивидуальных тетрадях  детей и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития.

Родители должны поддерживать и всячески стимулировать речевую активность  детей, создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять полученные знания и умения. Систематизации полученных ранее знаний детей, создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо задачи обучения грамоте детей с нарушением речи решается и задача  всестороннего развития дошкольника, обеспечивающая социальную адаптацию воспитанника и интеграцию его в обществе.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. –М.; Просвещение, 2008г.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.; Мозаика-Синтез, 2011г.
  3. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет»: Пособие для воспитателей,  логопедов и родителей. М., «Издательство ГНОМ и Д»2005г.
  4. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет»: Пособие для воспитателей,  логопедов и родителей. М., «Издательство ГНОМ и Д»2005г.
  5. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999г.
  7. О.А. Безрукова, О.Г.Приходько, О.И. Служакова, Н.С.Челей «Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста» М, «Русская речь»,2010г.
  8. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ   Сфера, 2007г.
  9. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993г.
  10.  Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
  11.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004г.
  12. «Преодоление ОНР у дошкольников» под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7лет логопедической подготовительной группы. Срок реализации 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа  на 1 год для работы с детьми коррекционной группы (логопедия) подготовительного к школе возраста. Программа написана для работы воспитателей с детьми .В основу программы легла ...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет»

Рабочая программа учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» разработана в соответствии ...

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (6-7 лет) (второй год обучения).

Рабочая программапедагогической деятельности воспитателяподготовительной к школе группы  (6 -7лет)компенсирующей направленностиСрок реализации 1 год....

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи...