Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Янина Анатольевна Бабич

Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения». 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде, чем начать свое выступление, хочу пригласить вас на разминку, чтобы зарядиться положительными эмоциями. Сейчас на видео будут появляться картинки с изображениями. Попробуйте воспроизвести положение рук или позу, которую вы увидит на экране. Приготовьте свои руки. Начали!                          

Слайд 1.           Видео - кинезиологическая разминка «Повтори за мной».

Слайд 2.           Тема моего выступления «Использование приемов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста      с нарушением зрения». Почему я остановила свой выбор на данной технологии?

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, так как нарушенное зрение не обеспечивает необходимый контроль за движениями. У таких детей чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. Характерна нескоординированность зрительнодвигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц, задержка в развитии зрительно-моторных координаций.

Слайд 3.        Поэтому в свою коррекционно - развивающую деятельность по всем основным направлениям работы тифлопедагога с детьми

  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие навыков ориентировки в пространстве
  • Развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук
  • Социально-бытовая ориентировка

я включила образовательную кинезиологию («Гимнастика мозга», основанная на методике Пола и Гейла Дениссон) - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием мозга и добиться гармоничного развития их у ребёнка.   

- А сейчас, уважаемые коллеги, хочу представить Вам практическую часть.

Слайд 4.          В своей работе с детьми я использую комплексы кинезиологических упражнений, опираясь на программы В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой,  А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович.                                                                                                                      Слайд 5.      Тренировка тонких движений пальцев рук - стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

- включает всем известные упражнения на реципрокную координацию, тренировку переключения («Кулак – ребро – ладонь», «Колечки», «Лезгинка», «Капитаны» и т.д.).

Кинезиологические упражнения имеют огромный потенциал. Сначала дети осваивают простые тонкие движения пальцев рук, и наиболее сложным считается уровень, когда они свободно могут демонстрировать связки из 3 движений, например: «Заяц – коза – вилка», «Гусь - курица- петух», а так же кинезиологические упражнения с песенкой или сказкой. Сейчас мы с вами изобразим кинезиологическую сказку «Две обезьянки». Но чтобы с экономить время, мы сократим подготовительный этап подготовки к сказке.  С детьми же предварительно отрабатывается каждое движение, сначала одной рукой, потом другой, и только потом двумя руками одновременно.

Повторяйте все движения за мной.

Сказка «Две обезьянки».

  • «Жили – были две озорные обезьянки – Мики (левый кулачок на стол) и Кики (правый кулачок на стол).
  • Однажды они отправились («кулачок-ладошка») в сад за яблоками и заблудились. 
  • По дороге они встретили, ежа с ежатами («ежик»).
  • Обезьянки поздоровались («колечки») с ними и рассказали, что ищут яблоньку.
  • Ежи («ежик») показали дорогу к яблоне обезьянкам Мики (левый кулачок на стол) и Кики (правый кулачок на стол), а за это обезьянки угостили ежей («ежик») оладушками («оладушки»).
  • Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами («ежик») помогли им («Хлоп – кулак сверху – кулак снизу – шлеп»). 
  • А потом друзья стали танцевать («лезгинка» через хлопок).

  • Массаж, самомассаж. Данные упражнения провожу с использованием различных тактильных дорожек, дощечек, брусочков, шариков, мячиков и др. тренажеров, желательно с музыкальным сопровождением. Я предпочтение отдаю музыкальным играм Е. и С. Железновых.
    Игровой массаж  «Ладошка» (со сменой рук)

(1) Твоя ладошка – это пруд,             медленно водить согнутым указательным 

По ней кораблики плывут.                 пальцем по ладошке

(2) Твоя ладошка, как лужок,            дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки

А сверху падает снежок.

(3) Твоя ладошка, как тетрадь,           указательным пальцем «нарисовать»

В тетради можно рисовать                  солнышко и др.

(4) Твоя ладошка, как окно,                потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак

Его помыть пора давно.

(5) Твоя ладошка, как дорожка,          осторожно переступать пальцами обеих рук

А по дорожке ходят кошки.

Слайд 6.         Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность (н-р, «Надуй шарик», «Свеча» и игровые упражнения «Дутибол», «Морские маневры» и др.). Дети учатся регулировать свое дыхание, делая данные упражнения на разный счет, с задержкой, подъемом одноименных и разноименных рук и ног – то на вдохе, то на выдохе, сначала под контролем взрослого, потом самостоятельно.

                Сейчас, я хочу предложить вам выполнить одно из дыхательных упражнений. Дети выполняют данное упражнение стоя, мы его выполним сидя.

- Сядьте прямо, спина ровная, голова фиксирована, глаза смотрят вперед, ноги согнуты в коленях, поставьте их чуть по – шире друг от друга, руки вытянуты вперед параллельно друг другу, ладонь левой руки «смотрит» вниз, пальцы «смотрят» вперед, ладонь правой руки сжата в кулак, двигаются только кисти рук.

Упражнение выполняется по команде «вдох – выдох, в быстром темпе.

1. Во время команды «вдох» ребёнок одновременно разжимает кулак правой руки, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь левой руки сжимает в кулак.

2. Во время команды взрослого «выдох» ребёнок одновременно меняет положение кулака и ладони попеременно. Упражнение выполняется 10 раз.

Слайд 7.         Глазодвигательные упражнения -  позволяют расширить поле зрения, объём зрительного восприятия. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление, влияют на функции речи, внимания и памяти.

        Глазодвигательные упражнения включают в себя движения глаз влево-вправо-вверх-вниз, к переносице и обратно; восьмёрку горизонтальную и вертикальную. Усложняются движением языка за глазами/в противоположную сторону от движения глаз. 

        Как пример, выполним с вами одно из таких упражнений. Для проведения этого упражнения детям в ладошку дается любой предмет, для лучшей фиксации взгляда. Мы же просто сожмем кулачок на левой руке, голова не двигается, глаза смотрят на кулачок, а правой рукой делаем щелчки пальцами и язычок поворачиваем туда где щелкает. После 10 щелчков меняем положение рук, глаз и языка.

Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

Слайд 8.

  • Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Телесные упражнения - при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии и мышечные зажимы.

        Упражнения двигательного репертуара начинаются с элементарных навыков переворота на живот, «лодочка», ползание на животе, на спине, на четвереньках перекрестные шаги, и др.

Слайд 9.     Упражнения для релаксации - способствуют расслаблению, снятию напряжения. При проведении этих упражнений на своих занятиях я использую оборудование сенсорной комнаты.

Слайд 10.            Для того чтобы усилить действие кинезиологических упражнений с детьми мною были включены специальные межполушарные тренажеры:

- межполушарные доски;

- линейки-трафареты для рисования двумя руками;

- балансир для мозжечковой стимуляции;

- тренажеры «ленивая восьмерка» и «лабиринты»;

- карточки для рисования двумя руками;

- нейропсихологическая игра «Повтори за мной».

В дополнение к комплексам кинезиологических упражнений, я включаю упражнения на развитие пространственных представлений и рисование двумя руками по программе В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой.

        - Давайте с вами поработаем с любимым упражнением детей на развитие пространственной ориентировки в собственном теле «Повтори движение». Взрослый встает рядом с ребенком и просит выполнять те движения, которые называет (сам взрослый движения не выполняет).

- правую руку положить на левое плечо;

- потереть левой рукой правый локоть;

- правой рукой погладить себя по голове, а левой рукой погладить по животу;

- сложить мизинец и большой палец «колечком» на левой руке;

- левую руку расположить за правым ухом, а правую руку между глазами; и т. д.

Для результативности КУ необходимо учитывать

определенные условия:

  • педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия. Это же условие обязательно и для родителей, для того, чтобы родитель мог  понять, какие ощущения вызывает то или иное упражнение, какие органы задействует, какой результат дает.
  • систематичность выполнения, упражнения должны проводиться ежедневно, без пропусков;
  • качество        скорость        сложность

- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Постепенное увеличение темпа и сложности (дети младшего возраста учатся  выполнять пальчиковые игры, после того как дети научились выполнять пальчиковые игры              с пяти лет даем комплекс кинезиологических упражнений, состоящих из 2 - 3 положений рук последовательно сменяющих друг друга).

  • упражнения проводятся утром, длительностью 5-15 мин.; так же

- Как часть развивающих занятий

- В качестве динамических пауз

- Перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

- Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;

Для родителей рекомендуется проводить упражнения с ребенком  в любое время, но если ребенку предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

  • кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.

Слайд 11.               Одним из ф݅а݅к݅т݅о݅р݅о݅в у݅с݅п݅е݅ш݅н݅о݅с݅т݅и݅ к݅о݅р݅р݅е݅к݅ц݅и݅о݅н݅н݅о݅й݅ работы с детьми в данном направлении в нашем детском саду, я݅в݅л݅я݅е݅т݅с݅я݅ и݅н݅т݅е݅г݅р݅а݅ц݅и݅я݅ усилий у݅ч݅и݅т݅е݅л݅я݅݅о݅г݅о݅п݅е݅д݅а݅, в݅о݅с݅п݅и݅т݅а݅т݅е݅л݅е݅й݅, с݅п݅е݅ц݅и݅а݅л݅и݅с݅т݅о݅в݅ и родителей.  В ДОУ комплексы кинезиологических упражнений включены в тематический план детского сада и подобраны с учетом темы недели, что дает возможность педагогам активно внедрять приемы кинезиологии в образовательный процесс в режиме дня ДОУ.

С р݅о݅д݅и݅т݅е݅л݅я݅м݅и݅ провожу занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям в рамках детско – родительского клубного часа «Развивающие бродилки». Данное мероприятие является адаптированным вариантом детского «Клубного часа» по технологии Н. П. Гришаевой. Проводится оно в нашем ДОУ 2-3 раза в год. Хочется отметить, что за 2 часа проведения мероприятия, его посещали до 65 чел. родителей с детьми всех возрастных групп, начиная с групп раннего возраста (количественная информация получена по результатам опроса родителей).

Слайд 12.              В условиях самоизоляции работа по данному направлению не прекращалась. В условиях дистанционного обучения, я снимала кинизиологические сказки на видео и в специальной программе создавала обучающие, развивающие фильмы для детей. В месенджерах, в родительских группах родители, проходя по ссылкам, имели возможность свободно заниматься с детьми кинезиологическими упражнениями.

Слайд 13.             В данный период времени в нашем ДОУ ежемесячно выходит журнал «Здоровячок», в котором родителям предлагается видео комплекс упражнений из биоэнергопластики и кинезиологии.

В ходе таких мероприятий родители дошкольников знакомятся с кинезиологией, как здоровьесберегающей технологией и имеют возможность на практике вместе со своим ребенком обучится комплексу кинезиологических упражнений. Так же в условиях семьи, когда родители в игровой форме выполняют с детьми кинезиологические упражнения, они становятся активными участниками образовательного процесса, а не наблюдателями, что способствует формированию активной позиции родителя, улучшению детско-родительских отношений, повышению их психолого-педагогической грамотности, что положительно влияет на развитие детей в настоящем и будущем.

В заключении: вся работа в данном направлении строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Применение приёмов кинезиологии развивает тело, моторные навыки, навыки самоконтроля и саморегуляции, позволяют снизить утомляемость, наблюдается существенное улучшение всех зрительных функций у детей с различными нарушениями зрения, формирует пространственную ориентировку, позволяет улучшить психические процессы, мыслительную деятельность детей. Специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом.

Сегодня, я показала вам одну из практических форм своей коррекционно – развивающей деятельности. Представила современный арсенал образовательной кинезиологии, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания об особенностях индивидуального и возрастного развития детей.   

Так же, данная технология очень удобна в применении, ее можно использовать     в любом пространстве и без дополнительных атрибутов, только с использованием ресурсов собственного тела и эмоций.

Есть ограничения.     Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».

Слайд 2

Основные направления работы тифлопедагога с детьми с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия Развитие навыков ориентировки в пространстве Развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук Социально-бытовая ориентировка Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Слайд 4

Тренировка тонких движений пальцев рук

Слайд 5

Дыхательные упражнения «Морские маневры» «Дутибол»

Слайд 6

Глазодвигательные упражнения

Слайд 7

Растяжки и телесные упражнения

Слайд 8

Упражнения для релаксации

Слайд 9

М ежполушарные тренажеры Межполушарные доски Балансир для мозжечковой стимуляции Линейки-трафареты для рисования двумя руками Тренажеры «Ленивая восьмёрка» и «Лабиринрты» Подборка карточек для рисования двумя руками Нейропсихологическая игра "Попробуй повтори"

Слайд 10

Работа с педагогами и родителями

Слайд 11

В условиях дистанционного обучения


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...

Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста  информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возра...

Мастер-класс по теме: «Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе  с детьми с ОНР....

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...

Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камешков "Марблс"в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...