Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Щекалева Елена Викторовна

Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения разработана на основе комплексной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», под редакцией Плаксиной Л. И. и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основе коррекционно-развивающей Программы по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения лежит идея создания оптимальных условий для коррекции нарушений у детей с патологией зрения и всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста, условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности и реализовывать потенциал, заложенный в них природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchekaleva_statya_na_ns-portal.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения

  Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения разработана на основе комплексной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», под редакцией Плаксиной Л. И. и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основе коррекционно-развивающей Программы по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения лежит идея создания оптимальных условий для коррекции нарушений у детей с патологией зрения и всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста, условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности и реализовывать потенциал, заложенный в них природой.

Теоретико-методологической основой коррекционно-развивающей Программы явились:

  • теория связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Т. А. Власова, Л. С. Выгодский, А. И Леонтьев и др.);
  • теории компенсации нарушенных функций (Л. С. Выготский, М. И. Земцова, А. Р. Лурия, Л. И. Солнцева);
  • учение о роли перцептивных действий рецепторных аппаратов в формировании образа предмета и о роли эталонов (системы чувственных мерок) в сенсорном развитии ребенка (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец);
  • основные положения системного подхода к коррекционной работе (О. Л. Алексеев, М. И. Земцова, В. В. Коркунов, Л. И. Плаксина, Б. К. Тупоногов);
  • теория воспитания и обучения детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.);
  • теоретические основы коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (Л. И. Плаксина);
  • изучение проблем воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения (Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, Л. А. Дружинина);
  • основные положения индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и организации коррекционной работы (Н. К. Акимова, Л. А. Дружинина, А. А. Кирсанов, Л. И. Плаксина, И. Э. Унт).

   Модернизация российского образования, гуманистические взгляды педагогов и психологов на сущность специального образования, выдвигают на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого возрастает роль успешной социализации детей с патологией зрения в их адаптации к условиям пребывания в детском саду и дальнейшей интеграции в школу.

   Современное общество развивается в стремительном темпе, когда необходимо изучать и перерабатывать огромное количество информации. Все более высокие требования предъявляются к выпускникам дошкольных образовательных учреждений, поступающим в школы. Возрастает нагрузка на детей.

    Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляют основную часть контингента воспитанников детских садов для детей с нарушением зрения, которые после курса лечения и коррекционного обучения поступают в массовые школы. Дети данной категории нуждаются в серьезной работе по социализации и психологической подготовке к обучению в школе.

     Поэтому необходимо заранее подготовить выпускников к предстоящему взаимодействию с окружающими их сверстниками и взрослыми людьми, научить правилам поведения в общественных местах, коммуникации, навыкам самообслуживания и взаимопомощи. Этими навыками, умениями дети овладевают на занятиях по социально-бытовой ориентировке (СБО).

     Программа по социально-бытовой ориентировке направлена на создание оптимальных условий для полноценного развития детей с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке направлена на работу с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, на формирование у них социальной адаптации и ориентировки в окружающей среде.

Планирование коррекционной работы в Программе по СБО имеет тематический подход, который способствует установлению более тесных связей между специалистами, т.к. все они работают в рамках одной лексической темы.

На специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учётом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения.

Эта Программа адресована педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми с нарушением зрения, а также воспитателям для занятий с детьми в группах с общеразвивающей направленностью.

При обучении детей с нарушениями зрения необходимо учитывать, что они развиваются по тем же самым законам, что и нормально видящие дети, но имеют свои характерные особенности: ограничение в освоении пространства, а, следовательно, недостаток двигательной сферы, бедность представлений об окружающем. Зрительные нарушения обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого данные нарушения у ребенка могут привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.

Нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей со зрительной патологией. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии.

Первичный дефект нарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по Л.С. Выготскому называется вторичным дефектом. В дальнейшем в специальной психологии и педагогике вторичный дефект чаще стали обозначать как вторичные отклонения, которые проявляются в становлении всех психических функций ребенка, причем специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта - нарушения зрения.

Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является фактор социальной депривации - лишение возможности полноценного общения с окружающим миром. При отсутствии специально организованных условий психолого-педагогической коррекции недостатков зрительной ориентации наблюдаются вторичные отклонения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка с патологией зрения. Поэтому чем раньше выявлен первичный дефект - нарушение зрения, тем эффективнее будет коррекционная психолого-педагогическая помощь, которая в этом случае будет носить предупреждающий характер, позволяющий снять трудности социальной адаптации и интеграции, так как ранняя психолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности и ее социализации.

Категория детей, имеющих зрительную патологию, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.

В психологическом развитии в дошкольный период главенствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребенка с нарушением зрения теми же темпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром.

Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствования. Развитие же предметных действий в свою очередь ведет к усовершенствованию сенсорной организации ребенка с нарушением зрения, формированию его осязания и восприятии других модальностей.

Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности. Недостаток социального опыта, искаженные отношения со стороны окружающих людей способствуют появлению у детей с нарушением зрения отрицательных черт характера: эгоизма, снижению внимания к окружающим, нерешительности, упрямства, снижению любознательности.

В психологическом развитии в дошкольный период главенствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребенка с нарушением зрения теми же темпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром.

Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствования. Развитие же предметных действий в свою очередь ведет к усовершенствованию сенсорной организации ребенка с нарушением зрения, формированию его осязания и восприятии других модальностей.

Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности. Недостаток социального опыта, искаженные отношения со стороны окружающих людей способствуют появлению у детей с нарушением зрения отрицательных черт характера: эгоизма, снижению внимания к окружающим, нерешительности, упрямства, снижению любознательности. Для проведения занятий по СБО необходимо создать в детском саду определенные условия:

1. Организация предметно-пространственной среды на основе учета индивидуальной и дифференцированной работы с детьми и поставленными задачами по социально-бытовой ориентировке.

2. Создание кабинета по социально-бытовой ориентировке.

3. Четкая дифференциация пособий по социально-бытовой ориентировке для каждого занятия, с учетом зрительных возможностей детей.

4. Пособия для сюжетно-ролевых игр, материалы для дидактических игр, натуральные объекты должны быть расположены в доступном для детей месте.

5. Расположение мебели и игрушек в кабинете для организации игр по интересам детей индивидуально и по подгруппам.

6. Наличие офтальмотренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения.

7. График работы кабинета.

Согласно сетке коррекционных занятий СБО проводится один раз в неделю со всей группой. Нарушение зрения у детей, особенности зрительных возможностей, вторичные отклонения в психофизическом развитии определяют специфику структурного построения занятия, которая должна быть увязана со всеми этапами занятия, с содержанием учебного материала, с дидактическими целями и методами обучения. В соответствии с этим при планировании, организации и проведении занятий с детьми следует учитывать:

  • отдельные элементы занятия, их последовательность;
  • дозировку во времени;
  • соответствие построения занятия его содержанию и поставленной цели;
  • включение специальных пропедевтических периодов в этапном построении занятия;
  • полисенсорный подход в структурном построении занятия;
  • включение в структуру занятия физкультпаузы со зрительной гимнастикой с целью снятия зрительно-мышечного утомления;
  • обеспечение темпа работы детей в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений дошкольников.

      Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке, рассчитанная на детей с остаточным зрением и имеющих зрительный опыт, является частью данной целостной системы, так как обучение тотально слепых детей требует применение специальных методик.

Для реализации коррекционно-развивающей Программы по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения необходимо соответствующее методическое и дидактическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.

В кабинете тифлопедагога должна быть научно-методическая литература по тифлопедагогике и тифлопсихологии, в которых изложены основные теоретические положения о содержании коррекционной работы с детьми с учетом их психофизического развития, а также содержание и методы обучения и воспитания данной категории детей.

1. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики. Учебное пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. 2000.

2. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. 1998.

3. Плаксина Л. И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир / Л. И. Плаксина // Воспитание слабовидящего ребенка в семье. 1986.

4. Плаксина Л. И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. 1980.

5. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. 2000.

6. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. 1997.

7. Литвак А. Г. Тифлопсихология. Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. ин-тов / А. Г. Литвак. 1985.

8. Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопедагогики. 1973.

9. Литвак А. Г. О соотношении понятий компенсация и коррекция / А. Г. Литвак / Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. 1976.

10. Литвак А. Г. Практикум по тифлопсихологии. 1989.

11. Психология воспитания детей с нарушением зрения /под ред. Л. И. Солнце-

вой, В.З. Денискиной. 2004.

12. Тупоногов Б. К. Теоретические основы тифлопедагогики. 2001.

13. Тупоногов Б. К. Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения. 2005.

Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести, в которых представлены коррекционные программы и методика работы по их реализации со слепыми, слабовидящими, детьми с косоглазием и амблиопией.

1. Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. 2004.

2. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с наруше-

нием зрения. 2006.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под редакцией Л. И. Плаксиной. 2003.

4. Ремезова Л. А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала: книга для работников детских садов и родителей / Л. А. Ремезова. 2003.

5. Ремезова Л. А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения / Л. А. Ремезова. 2002.

6. Рудакова Л. В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения/ Л. В. Рудакова // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.1982.

7. Солнцева Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с

нарушением зрения / Л. И. Солнцева// Дефектология. — 1998. — № 3. — С. 25—30.

8. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) / под ред. Е. Н. Подколзиной. 2007.

9. Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. 2005.

10. Корнилова И. Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения

старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации. 2004.

Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий в которых представлены конспекты коррекционных занятий.

1. Денискина В. З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию

осязания / В. З. Денискина, Н. С. Костючек // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. Учебно-методическое пособие / под ред. Л. И. Солнцевой. 1990.

2. Дружинина Л. A. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Метод. рекомендации / Л. A. Дружинина Е. В. Андрющенко, Г. А. Шалагина, Л. Г. Шильдяева. 2008.

3. Дружинина Л. А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения: методические рекомендации / Л. А. Дружинина, Н. Ю. Абдалова, Л. А. Сидорович, Е. И. Хохлова, Е. Р. Южанинова. 2008.

4. Дружинина Л. А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией. Дис. кан. пед. наук / Л. А. Дружинина.2000.

5. Осипова Л. Б. Коррекция зрительного восприятия: конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 3 до 5 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире. Методическое пособие для тифлопедагогов / Л. Б. Осипова, Ю. Ю. Стахеева; под ред. В. Я. Салаховой. 2003.

6. Осипова Л. Б. Коррекция зрительного восприятия: конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 5 до 7 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире. Методическое пособие для тифлопедагогов / Л. Б. Осипова, Ю. Ю. Стахеева; под ред. В. Я. Салаховой. 2004.

Методические рекомендации по работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, в которых представлены особенности семейного воспитания детей с нарушениями зрения, основные формы работы ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, рекомендации по организации коррекционной работы с ребенком в домашних условиях.

1. Осипова Л. Б. Развиваем в деятельности: в помощь родителям, воспитываю-

щим ребенка с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л. Б. Осипова, Ю. Ю. Стахеева. 2009.

2. Солнцева Л. И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родите-

лям. Практическое пособие / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. 2004.

Дидактическое обеспечение соответствует реализуемой Программе по социально-бытовой ориентировке и способствует реализации всех направлений коррекционной работы. Дидактический материал может быть представлен:

  • натуральными объектами, муляжами, пособиями для бисенсорного восприятия,
  • специально изготовленными тренажерами (гипсовых обратных барельефов, досок с пазами и т.п.);
  • игрушками различной величины, формы, цвета;
  • изобразительными пособиями (предметные и сюжетные картинки, цветные, силуэтные и контурные изображения объектов, алгоритмы, схемы, специально изготовленные дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры и т. д.);
  • трафаретами;
  • наборами плоскостных геометрических фигур и объемных форм, материалами, имеющими структуру и качество поверхности, разнообразными пособиями для развития осязания и мелкой моторики, специальными пособиями, отображающими пространственные признаки предметов;
  • предметами и игрушками, которые могут быть использованы в качестве цветовых, световых и звуковых ориентиров;
  • коллекциями запахов, аудиозаписями голосов птиц и зверей, бытовых звуков, и т.д.

Для проведения коррекционных занятий с детьми используются различные технические и тифлотехнические средства обучения: магнитофон, видеоаппаратура, компьютер, мультимедийное оборудование, лупы, светящиеся экраны и др.

Для проведения занятий тифлопедагог использует демонстрационный и раздаточные фланелеграфы двух цветов (темно-зеленый; светлые — желтый), демонстрационную доску, магнитные доски и т.п.

Демонстрационный и раздаточный материал соответствует зрительным возможностям и возрасту детей, эстетически и качественно выполненный. Это способствует не только эффективному решению поставленных задач, но и повышению интереса детей.

Для удобства реализации тематического планирования часть дидактического и вспомогательного материала размещается в специальных папках в соответствии с изучаемыми темами.

Одним из наиболее важных направлений коррекционно-развивающей работы по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения является отслеживание результатов коррекционной работы. В данной программе используется диагностика, разработанная кандидатом педагогических наук Подколзиной Е. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке  для детей с нарушением зрения подготовительной группы  «Для чего нужны очки»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"

Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восп...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения

Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всесторон...

Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.Воспитание у детей сознательного отношения к проб...