Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке  для детей с нарушением зрения подготовительной группы  «Для чего нужны очки»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» компенсирующего вида города Белово»

Конспект непосредственно  образовательной деятельности  по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы

Афонасьева Светлана Владимировна,

учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №14 «Солнышко»

компенсирующего вида города Белово»
Кемеровской области

Тема  «Для чего нужны очки»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

Цель - расширение  знаний и представлений детей о значении очков в жизни человека.

Коррекционно-образовательные задачи

Раскрыть значение использования очков в жизни человека.

Дополнить знания о правилах обращения с очками.

Уточнить представления о работе врача-окулиста и медсестры-ортоптистки.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать цветовосприятие, прослеживающую функцию глаз, память, внимание, наблюдательность.

Обогащать словарь детей за счет включения существительных, обозначающих части очков, названий материалов и качественных прилагательных.

Развивать грамматический строй речи:  продолжать учить согласованию существительных с прилагательными по родам и числам. Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитательные задачи

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам; умение сопереживать.

Повышать психологическую самозащиту в неблагоприятных, стрессовых ситуациях.

Словарная работа: линзы, оправа, дужки, перемычка, врач-окулист, магазин «Оптика».

Оборудование и материалы:

  • кукла в очках;
  • очки (корригирующие, солнцезащитные, для плавания, шахтовые, лечебные (дырявые),  «волшебные» (с цветными стеклами));
  • изображения очков разной формы и цвета (для игры «Магазин «Оптика»);
  • «сломанные очки» (изображения очков с недостающими деталями),
  • карточки «Правила пользования очками»;
  • предметные картинки (контурное изображение);
  • портреты знаменитых людей в очках (А.П. Чехов, И.П.  Павлов, Гарри Поттер (актер Дэниел Редклиф), С.Я. Маршак, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович), сова из мультфильмов в очках;
  • фломастеры.

Ход  

I. Организационный момент

Дети заходят в группу. Незнайка  в очках сидит на стульчике.

Педагог.  Ребята, посмотрите на Незнайку, что-то в нем изменилось…   Не могу понять, что именно…    (в  очках!)

Педагог. Незнайка   говорит, что он не знает, почему врач сказал ему носить очки. А как вы думаете?   (потому что Незнайка плохо видит;  потому что ему  нужно лечить глаза; у него  плохое  зрение…)

Педагог. Ребята, давайте поможем  Незнайке  узнать больше о том, какие бывают очки, как правильно носить очки и как нужно о них заботиться.

II. Основная часть.

  1. Рассматривание очков разного вида. Очки лежат на столе, дети сидят на стульчиках полукругом у стола.

Педагог. Посмотрите ребята, на столе много разных очков. Как вы думаете, для чего они? Кто знает, поднимает руку. (чтобы лучше видеть; от солнца; для плавания;  для лечения; для проверки зрения;  от пыли)

Педагог. Снимите свои очки, не берясь  за стекла, рассмотрите их и назовите, какие части есть у очков?   (оправа, стекла (линзы), дужки, перемычка)

Педагог. Скажите, из каких материалов сделаны ваши очки?  (Линзы из стекла, оправа из металла, пластмассы, винтики металлические (железные)

Педагог. А раз линзы сделаны из стекла, что с ними может случиться при неосторожном обращении?  (лопнуть, разбиться)

Педагог. Как вы думаете, это опасно? Почему? (можно наступить, пораниться, поцарапаться)

Педагог. Конечно, значит какой вывод  мы должны сделать? (осторожно обращаться с очками, беречь их)

Педагог.  Надевайте свои очки.

  1. Дидактическое упражнение  «Флажок передай, слово называй» 

Педагог. Дети, встаньте   у своих стульчиков полукругом. Мы будем передавать друг другу флажок, при этом говорить какими могут быть стекла в очках. Например: у меня флажок, я говорю  «чистые». Передаю флажок Маше и т.д. (прозрачные, чистые, грязные, мутные, круглые, овальные, разбитые, темные, стеклянные, новые  и др.)

Педагог. Ребята, вы называли такие слова как грязные, мутные. Как вы считаете, можно носить такие очки? Почему? (в них плохо видно, глазки не вылечатся).

Педагог. Конечно, пользы от таких очков для нашего здоровья не будет никакой, только вред. Поэтому, мы с вами постоянно следим за чем? (за чистотой стекол).

Педагог. А Незнайка наш сидит и удивляется, откуда вы, ребята, все знаете?

Дети садятся на стульчики.

Педагог.  Ребята, кто мне ответит, кто проверяет зрение и выписывает рецепт на очки? (врач-окулист и медсестра)  

Педагог. Как зовут медсестру, которая проверяет зрение и лечит глаза в нашем детском саду? (имя и отчество м/с-ортоптистки)  

 Педагог. Где продаются очки (в специальном магазине «Оптика»)

  1. Дидактическая игра  «Магазин «Оптика».

Педагог. Посмотрите, здесь недалеко находится магазин «Оптика». Давайте зайдем и выберем понравившиеся нам очки. А затем расскажем всем, почему выбрали именно эти очки. Не забудьте описать форму и цвет оправы. 

Дети  по одному подходят к витрине магазина «Оптика» (вывеска), выбирают карточку с изображением очков и описывают  форму и цвет оправы.

  1. Дидактическое упражнение  «Помоги отремонтировать очки». 

Педагог. В магазине «Оптика» не только продают, но и ремонтируют очки. Хотите помочь работникам отремонтировать очки. Сядьте за столы, перед вами лежат карточки со сломанными очками. Посмотрите на них внимательно и определите, каких деталей не хватает. Дорисуйте недостающие детали.

Дети садятся за столы, перед ними карточки с изображением очков, у которых  не дорисованы некоторые части).

Педагог. Кто уже отремонтировал – несите на стенд для проверки (прикрепляют магнитами на мольберт)

Педагог. Давайте оценим нашу работу. Все очки отремонтированы? (рассматривают, рассуждают, анализируют)

Педагог.  Ребята, я вижу, что вы постарались, и работники магазина будут довольны вашей работой!  А теперь нашим глазкам надо отдохнуть.

  1. Гимнастика для глаз «Далеко-близко»  Дети стоят в кругу.

Посмотрите далеко,

(руки вперед, смотреть на кончики пальцев)

Посмотрите близко,

(на ладони)

Посмотрите высоко,

(руки вверх, смотреть на кончики пальцев)

Посмотрите низко.

(руки вниз, смотреть на кончики пальцев)

Руку в сторону веду,

(левую руку влево)

А затем веду другую,

(правую руку вправо)

А потом огромный круг

Я глазами нарисую.

(рисуют глазами большой круг по и против часовой стрелки)

6.Дидактическое упражнение  «Волшебные очки». Дети садятся за столы,   где лежат  очки с цветными стеклами и карточки с контурными изображениями предметов.  

Педагог. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебные очки. Сядьте за столы, снимите свои очки, положите их на стол вверх стеклами,  наденьте  «волшебные». Назовите,  что вы видите на картинках и какого цвета? Например: я вижу 2 оранжевых  листочка  (3 зеленых лягушки, один синий цветок, 5красных яблок, 4 желтых шарика и т.д.)  А в группе предметы какого цвета стали? У тебя, Яна, а у тебя, Ваня?      

  1. Дидактическая игра  «Правильно-неправильно» (правила пользования очками).

Педагог. Ребята, выходите из-за столов и встаньте полукругом, я буду показывать карточку  и говорить правило, а вы будете хлопать, если это действие правильное и топать ногами, если оно не правильное.

  • Носить очки в кармане (неправильно.)
  • Носить очки в футляре (правильно).
  • Протирать стекла специальной салфеткой (правильно).
  • Мыть очки водой, если они грязные (правильно).
  • Класть очки стеклами вниз (неправильно).
  • Снимать очки одной рукой (неправильно).
  • Хранить очки на специальной полочке (правильно).
  • Протирать очки пальцами (неправильно).
  • Снимать очки двумя руками (правильно).
  • Снимать и надевать очки, держась за дужки (правильно). 
  • И т.д.

Педагог. Ребята, запомните эти правила и пользуйтесь ими всегда.

  1. Беседа на тему «Когда меня называют «очкарик».

Педагог. Ребята, кукла Катя сказала мне на ушко, что она боится, что ее будут дразнить «очкариком»… Что же делать? (Ответы детей)

Педагог. Чаще всего ребята дразнятся потому, что не понимают, почему ты ходишь в очках. Может быть, у них в семье никто не носит очки, может, они никогда не дружили с такими детьми. Но эти люди точно такие же, как и он сам. Нужно постараться объяснить это «дразнильщику». Если не помогает - самый лучший способ защиты от таких насмешек – не обращать на них внимания, не показывать свою обиду. Тогда и «обзывальщику» становится неинтересно. Обратите внимание на  портреты.

Дети подходят к мольберту с портретами, встают полукругом.

Педагог. Вы знаете, что много людей имеют не очень хорошее зрение, некоторые из них ходят в очках. Многие знаменитые люди носили очки и ничуть не стеснялись этого. (Демонстрация портретов)

Педагог. Вот этот человек – русский писатель Антон Павлович Чехов, детский писатель Самуил Яковлевич Маршак,  а это – известный на весь мир ученый Иван Петрович Павлов. Это – портреты известных композиторов Сергея Сергеевича Прокофьева и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. А кто это? Гарри Поттер, сказочный мальчик-волшебник. Даже в мультфильмах Сова всегда носит  очки, потому что она очень умная и мудрая.  И самое главное – «Очкарик» звучит как-то ласково, правда? Давайте все вместе, и Катя тоже, возьмемся за руки и  дружно скажем  три раза «Мы не будем обижаться на это слово!»  «Мы не будем обижаться на это слово!» «Мы не будем обижаться на это слово!»

III. Итог занятия.

Педагог. Ну, что, Незнайка, понял теперь, что очки – это твои помощники? Ребята, как вы думаете, что Незнайка узнал сегодня нового? А вам, что больше всего понравилось? Может быть, вы тоже узнали что-то новое? Как вы оцените наши сегодняшние игры? (жестами рук)

Незнайке  очень понравилось сегодня с нами играть, и он решил наградить вас медалями «ЗНАЙКА»! (раздаются медали)

Незнайка прощается с детьми и уходит.

Список использованной литературы

  1. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 118 с.
  2. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. – 256 с.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/573964/
  2. http://dohcolonoc.ru/conspect/566-ochki-moi-pomoshchniki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения

Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения разработана на основе комплексной программы «Программы специальных (коррекционных) образователь...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Ориентировка в пространстве « Путешествие по лесу»

Данная разработка непосредственно-образовательной деятельности предназначена для познавательного развития дошкольников 4-5 лет, с нарушениями зрения. Направлена на развитие зрительного восприятия и на...

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на тему: "Перелётные птицы"

Занятия  по  социально-бытовой ориентировки направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети данной категории не способны четко видеть и  ра...

Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.Воспитание у детей сознательного отношения к проб...