Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на тему: "Перелётные птицы"
план-конспект урока по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятия по социально-бытовой ориентировки направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети данной категории не способны четко видеть и различать предметы окружающей действительности. Данное занятие помогают расширить и углубить знания и представления о предметах окружающего мира. Обучает умению определять признаки опознания предметов. Формирует развитие мыслительной деятельности. Способствует развитию речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 211.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Занятия по социально-бытовой ориентировки направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети данной категории не способны четко видеть и различать предметы окружающей действительности. Данное занятие помогают расширить и углубить знания и представления о предметах окружающего мира. Обучает умению определять признаки опознания предметов. Формирует развитие мыслительной деятельности. Способствует развитию речи дошкольников.
Цель: развивать навык составления описательного рассказа по схеме.
Задачи:
Образовательная: Формировать умение старших дошкольников составлять описательный рассказ о птице с помощью опорной схемы-плана.
Развивающая: Развивать слуховое и зрительное внимание
Воспитательная: Воспитывать интерес к жизни птиц, умение внимательно слушать педагога и друг друга.
Коррекционная: Способность развития зрительного восприятия и мелкой моторики.
Материалы и оборудование: картинки перелётных птиц цветные и силуэтные (грач, скворец, аист, иволга, кукушка, ласточка), световой планшет, кисточки, аудиозапись с голосами перелётных птиц и звуками весеннего леса, карточки с перелетными птицами, фишки, схема описание птиц, картинка скворечника, палочки Кьюзинера, дерево, перелётные птицы большого и маленького размера.
Организационный момент
Дети стоят в кругу.
« Доброе утро» солнцу и птицам
« Доброе утро» улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
(упражнение пальчики здороваются)
Учитель-дефектолог: Здравствуйте ребята, в детский сад пришло письмо, а принесла его сорока, давайте его прочитаем. Здесь загадка:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Учитель-дефектолог: Давайте вспомним весенние приметы. Педагог бросает мяч, дети называют признаки весны (весной пригревает солнышко, появляются проталины, тает снег, бегут ручьи, начинается капель, просыпаются насекомые, появляются цветы – первоцветы, появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки, прилетают птицы и начинают строить гнезда).
Но в письме написано, что птицы не прилетят из теплых стран, их заколдовала злая колдунья, а чтобы их расколдовать мы должны выполнить задания. Поможем ребята.
Дети: Да, конечно.
Основная часть
Учитель-дефектолог: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?
Дети: Перелётные.
Учитель-дефектолог: Вот сейчас и узнаем, как много вы знаете о перелётных птицах.
1задание: Д/И «Четвертый лишний»
Учитель-дефектолог: Я буду называть птиц, а вы должны сказать какая птица лишняя (скворец, аист, трясогузка, кукушка).
Дети: Лишняя птица трясогузка, потому что это зимующая птица, а остальные перелётные.
Учитель-дефектолог: цапля, грач, курица, ласточка.
Дети: Лишня курица, потому что она домашняя птица.
Учитель-дефектолог: Все правильно.
2 задание: Д/И «Найди и назови птиц»
Учитель-дефектолог: Ребята перед вами световой планшет, под песком спрятаны картинки птиц, ваша задача с помощью кисточки найти картинки с изображением птиц и назвать их. Дети по очереди находят силуэтные картинки птиц и называют их. Педагог выставляет цветные картинки птиц. Это грач, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка.
Учитель-дефектолог: Что общее есть у всех птиц?
Дети: Это перелётные птицы. У них есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.
Учитель-дефектолог: Молодцы ребята.
3 задание: Д/И «Узнай птицу по голосу»
Учитель-дефектолог: Перед вами карточка с птицами, вы должны узнать птицу по голосу, найти одинаковых птиц и закрыть их одинаковыми фишками.
Звучит фонограмма пения птиц. Дети выполняют задание.
Учитель-дефектолог: Хорошо, все справились с этим заданием.
Физкультминутка
Учитель-дефектолог: А теперь давайте немного отдохнем.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы).
Чёрные сидят грачи (присели).
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой).
Распушили пёрышки (встать, руки в стороны).
Греются на солнышке (погладить себя по рукам).
Головой вертят (повороты головой вправо, влево).
Полететь хотят (Руки в стороны – взмах).
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках).
Полетели, прилетели (летают).
И опять все в гнёзда сели (присели).
4 задание: Д/И «Опиши птицу по схеме»
Учитель-дефектолог: Сейчас я вам прочитаю загадку, и вы узнаете, какую птицу мы будем описывать.
Желанный гость с далекого края,
Вернулся домой о весне, распевая.
Очень ловкий молодец,
А зовут его…
Дети: Это скворец.
Учитель-дефектолог: Молодцы. Посмотрите на схему, на ней изображены опорные картинки, которые помогут нам составить описательный рассказ о скворце.
Дети описывают скворца, опираясь на схему.
Зрительная гимнастика.
Учитель-дефектолог: Наши глазки устали, им пора отдохнуть. Подходите к столу и выбирайте себе птичку на палочке.
Летели птички, Прослеживание глазами за предметом по кругу
Собой невелички.
Как они летели, Движения глазами вправо – влево
Все люди глядели.
Как они садились, Движения глазами вверх – вниз
Все люди дивились.
5 задание: Д/И «Построй дом для скворца»
Учитель-дефектолог: Посмотрите на доску, как называется этот домик? (педагог показывает картинку скворечника).
Дети: Это скворечник.
Учитель-дефектолог: Правильно. А кто его построил и для какой птички?
Дети: Скворечник построил человек для скворца.
Учитель-дефектолог: А хотите научиться строить скворечник? Мы его выложим из палочек Кьюзинера. Посмотрите на схему и посчитайте, сколько палочек нам понадобиться для скворечника (педагог показывает схему выкладывания скворечника из палочек).
Дети: Нам понадобятся 8 палочек. Дети приступают к выкладыванию.
Учитель-дефектолог: Какие красивые скворечники у вас получились, вы большие молодцы.
Мы выполнили все задания и расколдовали перелетных птиц, теперь будем ждать их прилета к нам.
Заключительная часть
Учитель-дефектолог: А сейчас я предлагаю вам подойти к доске. Вы видите дерево. Расселите на нем птиц: больших, если вам задания показались легкими, а маленьких, если вам было трудно выполнять задания.
Звучим фонограмма: звуки весеннего леса.
Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на тему:
«Перелётные птицы».
Выполнила:
Учитель-дефектолог
Подъёлышева Анна Анатольевна.
Йошкар-Ола 2021 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Конспект подгрупповой НОД для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста "Чудеса на зимней полянке"
Занятие проведено в рамках городского методического объединения учителей - логопедов....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «На лесной полянке».
На занятии решаются коррекционно-развивающие задачи:· - формировать зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-моторные...
Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Издание 1-ое, написанное в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Ориентировка в пространстве « Путешествие по лесу»
Данная разработка непосредственно-образовательной деятельности предназначена для познавательного развития дошкольников 4-5 лет, с нарушениями зрения. Направлена на развитие зрительного восприятия и на...
Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"
Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.Воспитание у детей сознательного отношения к проб...