Формирование предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике

Кувалдина Ирина Евгеньевна

Основой разностороннего развития детей дошкольного возраста, является ознакомление их с предметным миром. Нарушения зрения ограничивают возможности детей в непосредственном чувственном познании окружающего мира, что, отрицательно влияет на общее развитие ребенка с нарушением зрения. Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, картину, тест и т.п.). Отмечается узость объема восприятия. Дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых"

Формирование предметных представлений                                             у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Воспитатель ДО ГБОУ ШОР № 1

Кувалдина И. Е.

2019 г. Москва

Основой разностороннего развития детей дошкольного возраста, является ознакомление их с предметным миром. Нарушения зрения ограничивают возможности детей в непосредственном чувственном познании окружающего мира, что, отрицательно влияет на общее развитие ребенка с нарушением зрения. Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, картину, тест и т.п.). Отмечается узость объема восприятия. Дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению.

Слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, дети с нарушениями зрения – последовательно.  Наблюдается очень слабая связь между предметом и его словесным обозначением. Дети затрудняются в обозначении точным словом сенсорных признаков, деталей строения объекта. Они выделяют части предмета, объекта, но пропускают те детали, которые выделяют данный объект из множества других, то есть опускают существенные признаки. Например, говоря о корове, дети выделяют такие части тела как ноги, хвост, уши, глаза, но не называют такие детали как рога, вымя, копыта. Из-за плохого ориентирования в признаках объектов, предметов, у детей наблюдаются значительные трудности в решении задач на обобщение, классификацию, исключение лишнего предмета.

Еще одна характерная особенность представлений детей с нарушением зрения является вербализм, под которым понимается нарушение соотношений чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или же полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.  

Итак, фрагментарность, недостаточная обобщенность, вербализм определяют своеобразие представлений детей с нарушением зрения.  Но данные недостатки предметных представлений в значительной мере можно преодолеть в процессе своевременной и правильно организованной коррекционно-развивающей работы.

Работа направлена:

- на умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносить их с реальными предметами;

- на умение описывать предметы и находить их по описанию;

- находить по части предмета целый;

- составлять из частей целое;

- понимать заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности.

 Поэтому, чтобы процесс узнавания объектов и предметов стал тоже адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание уделяется подбору наглядного материала для проведения коррекционно-развивающих занятий.

Обязательными дидактическими пособиями, при организации занятий по ознакомлению с окружающим являются:

Объекты, их изображения, предназначенные для восприятия в различных модальностях:

а) цветное, силуэтное, контурное изображение. На занятиях параллельно с цветным изображением предмета (на картинке) нужно предъявлять детям его контурное или силуэтное изображение. Дидактические игры с данным видом наглядного материала помогают закрепить полученные знания, развивали зрительную память, зрительное восприятие;

б) натуральные объекты, предметы, объемные игрушки (передающие реальное изображение объектов). Использование натуральных предметов на занятиях по формированию представлений позволяет показать на реальных предметах те их особенности, которые зачастую педагоги пытаются раскрыть, используя слово или картинку.  

Объекты, предметы, их изображения, предназначенные для восприятия в различных пространственно-логических связях: 

а) в разных ракурсах (этому демонстрационному дидактическому материалу следует уделить особое внимание, так как у детей с нарушением зрения возникают трудности в узнавании объекта в различных ракурсах, позах);

б) недорисованные, наложенные друг на друга изображения;  

в) объекты, предметы, их изображение среди множества (например, при обучении детей младшей группы отгадыванию загадок о животных объекты располагают перед глазами детей и дают им возможность в соответствии с описанием выбрать нужное животное).

Пособия, предназначенные для восприятия целостного образа предмета, объекта:

 а) разрезные картинки;

б) вырезанные части, детали объектов (данный дидактический материал используется для формирования знаний о пространственном расположении деталей, а также для создания проблемных ситуаций, позволяющих подводить детей к самостоятельным выводам.

Объекты, их изображения, предназначенные для установления видовых и родовых связей, для формирования обобщающих понятий: 

а) карточки на группировку и классификацию;

б) наборы объемных игрушек, реальных предметов.

При подборе наглядного материала надо стремиться к выполнению следующих требований: 

1)  наглядный материал должен быть выразителен для передачи существенной информации о предмете;

2)  важно, чтобы материал точно передавал особенности формы, цвета, величины, пропорциональных отношений деталей объекта;

3)  соблюдать контраст фона и изображения;

4)  не предъявлять изображение объектов на одном листе в одинаковой величине, если в натуре они отличаются размерами;

5)  не использовали мягкие игрушки в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению с окружающим, так как они не передают существенных признаков строения животных.

Итак, при организации занятий по ознакомлению с окружающим предметным миром нужно помнить, что у ребенка должны быть сформированы четкие предметные представления, а этого можно достичь тщательным отбором дидактического материала, повышающего качество восприятия, уровень мыслительной деятельности, а также способного поддержать интерес в процессе занятия.

Но особое внимание следует уделить обучению детей элементам (способам) организации чувственного опыта, то есть обследованию. Чувственное познание составляет первейшее и необходимое звено любого процесса познания. Обучение обследованию - это целенаправленный педагогический процесс, формирующий у детей способы выявления свойств и качеств объекта, их деталей. Поэтому нужно обращать внимание на такие элементы обследовательских действий как обведение пальчиком контура предмета, выделение его основных частей, поглаживание, надавливание и так далее. Причем обследовательские действия следует оречевлять, то есть следим, чтобы обследовательские действия были осмысленным процессом. Включаем в процесс обследования речь самого ребенка.

Для развития предметности восприятия можно использовать следующие игры: 

«Парные» изображения Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий. Оборудование: «парные» картинки с 5-7 небольшими отличиями. Содержание: ребенку предлагается рассмотреть «парные» картинки, а затем найти и показать различия в изображении предметов. В качестве игрового материала можно использовать парные игрушки или предмет и его изображение.

          «Точечные» изображения Цель: развитие умения определять предмет по его точечному изображению. Оборудование: карточки с точечными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр. Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено.

         «Незаконченные» изображения» Цель: развитие умения находить недостающие элементы.  Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например: цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.); карандаш. Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы. Упражнение можно усложнить, попросив ребенка дорисовать предмет по его детали или части.

         «Наложенные» изображения Цель: различение изображений по их «наложенным» контурам. Оборудование: карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов (геометрических фигур, цифр и т.д.). Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.

«Зашумленные» изображения Цель: различение изображений по их «зашумленным» контурам. Оборудование: карточка с изображениями перечеркнутых линиями различной конфигурации, заштрихованных контуров 3-5 разных предметов (геометрических фигур, цифр и т.д.). Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.

«Разрезанные» изображения Цель: развитие навыков зрительного конструирования. Оборудование: предметные картинки, разрезанные на 4- 6 части. Содержание: ребенку предлагается собрать изображения, используя части предметных картинок. Задание можно усложнить, разрезав картинки по диагонали, вертикали, горизонтали, на 4-7 частей, изогнутыми линиями.

 

«Чего не хватает у предмета?» Цель: научить ребёнка находить недостающую часть (деталь предмета). Оборудование: предметные картинки с изображениями знакомых ребёнку вещей, с каким-либо недостающим элементом, поломанные игрушки. Содержание: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть рисунок и найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки: «Посмотри внимательно на рисунок, как ты думаешь, что забыл нарисовать художник?»  

«Перевернутые» изображения Цель: развитие умения определять предмет по его «перевернутому» изображению. Оборудование: карточки с изображениями предметов, цифр, повернутых на 180°.  Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено. Таким образом для формирования предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения используются дидактические игры, которые подбираются в зависимости от сложности поставленных.

Литература.

  1. В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просв., 1990.
  2. Е. Б. Карпушина, И. В. Юганова. Изучение и формирование предметных представлений у детей с ослабленным зрением. // ж Наука – практике, №1, 2004. с 13 – 15.
  3. А. Г. Литвак. Тифлопсихология. – М.: Просв.,1985.
  4. Г. В. Никулина, А. В. Потемкина, Л. В. Фомичева. Готовим к школе ребенка с нарушением зрения. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  5. 110. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. — Калуга, 1998. — 118 с.
  6. Е. Н. Подколзина. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // ж. Дефектология, №2, 2001, с. 84 – 88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

В учебно-методическом пособии представлен опыт работы по формированию предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, предпринята попытка раскрыть теоретические основы...

Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...

Роль предметного рисования в формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности....

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

Консультация для педагогов на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....

Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год

Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...