Главные вкладки

    Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»
    консультация по теме

    Хлупнова Джульетта Робертовна

    Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 16-17_osnashchenie_muzykalnyh_ugolkov.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Старший воспитатель МБДОУ д/с № 51 Красногорского района МО

    Герасимова Н.А.

    « ____ » октября 2016 года

    КОНСПЕКТ

    проведения консультации воспитателей на тему:

    «ОСНАЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКОВ

    МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ,

    МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ, ПОСОБИЯМИ»

    Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.  

         Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

         Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

    Как оформить музыкальный уголок?

    Инструкция

    1.        При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.

    2.        Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

    3.        В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.

    4.        В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

    5.        Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

    6.        В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.

         Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.

         Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить  и брать инструменты  и  пособия.    

        Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.

         Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

    При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.

    В музыкальных уголках должны находиться :

    1.        Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это

    • мягкие игрушки;
    • мягкие музыкальные игрушки;
    • куклы -  неваляшки,
    • образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.)

    2.        Образные пособия — это

    1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

    2) Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала

    • «Птицы и птенчики»,
    • «Кукла шагает и бегает»,
    • «Угадай на чем играю?»,
    • «Повтори звуки»,
    • «Где мои детки?»,
    • «Что делают дети?»,
    • «Сложи песню по ритмическому рисунку»,
    • «Догадайся кто поет»,
    • «Тише - громче в бубен бей»,
    • «Назови песню по картинке»,
    • «Чудесный мешочек».

    Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

    3) Иллюстрации

    • пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклееными на них картинками (н-р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.)
    • всевозможные  картинки:

    •        книжки-малютки «Мы поем»,

    •        музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,  

    •        иллюстрации по теме «Времена года»,

    •        иллюстрации из «Музыкального букваря»,

    •        иллюстрации музыкальных инструментов,

    •        ноты,

    •        картинки с  изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,

    •        альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,

    •        альбомы для рассматривания  «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»,  

    •        графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.

    3.        Неозвученные детские музыкальные игрушки  и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?) - это

    •        неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры,  которые предназначены для создания  игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.).  

    •        альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни

    4.        Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:

    1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.)

    - Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой.

    - Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

    - Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники , и т.д.

    (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки  и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

    2) игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.)

    3) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.)

    4) игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, органола и т.д.)

    5.        Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа):

    1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.);

    2) шелестящие инструменты:

    а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»;

    б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов;

    в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками,

    скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и  нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д.

    6.        Технические средства

    Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить  фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

    7.        Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,  клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.

    8.        Театры

    Виды  театров:

    • театр картинок (Фланелеграф)
    • Пальчиковый театр
    • Кукольный театр

    Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

         Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

    Музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 51

    Красногорского района МО

    Хлупнова Д.Р.

    « ____ » октября 2016 года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников

    В работе с малышами очень важна слаженная работа музыкального руководителя с воспитателями каждой группы. Представлен мой опыт организации взаимодействия между педагогами....

    Консультация музыкального руководителя для воспитателей по теме "Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей"

    Консультация  музыкального руководителя для воспитателей по теме "Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей"...

    Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.

    Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского садав осуществлении задач музыкально-художественноговоспитания дошкольников....

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

    Доклад на педагогическом совете.Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:·...

    Доклад "Как влияет тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на развитие творческих способностей и музыкальности у детей дошкольного возраста"

    Совместная согласованная деятельность музыкальног руководителя и воспитателя- результат достижения поставленных целей программы развития ребёнка дошкольного возраста....

    Консультация музыкального руководителя для воспитателей на тему «Музыкотерапия в жизни ДОУ»

    Данная консультация предназначена для воспитателей всех возрастных групп, так как здесь раскрыта тема применения некоторых видов здоровье сберегающей технологии в образовательной и других областях в Д...