Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей на тему: "Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников"
методическая разработка по музыке

Мазитова Наталья Анатольевна

Методическая разработка для проведения мастер-класса для педагогов, музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mazitova.docx37.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования

исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Зональный   конкурс для педагогических работников

дошкольных образовательных организаций

«Ярмарка педагогических идей – 2021» по теме

«Конкурс сценариев мастер-классов»

Сценарий мастер- класса для музыкальных руководителей и воспитателей на тему:

«Нетрадиционные приемы в развитии

музыкальности дошкольников»

Автор:

Мазитова Наталья Анатольевна

Должность:

музыкальный руководитель

Место работы:

МАДОУ «Детский сад            

комбинированного вида с группами

для детей с нарушениями речи№41»

НМР РТ

Тема

«Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Авторы:

Мазитова Наталья Анатольевна, музыкальный руководитель, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №41» НМР РТ, г. Нижнекамск

Цель

Повышение профессионального уровня педагогов и обмен опытом

Задачи

  1. Передача опыта развития музыкальных и творческих способностей путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  2. Совместная отработка нетрадиционных методических приемов в проведении музыкальных игр и упражнений;
  3. Рефлексия профессионального мастерства в организации творческой и музыкальной деятельности  участников мастер-класса;
  4. Применение педагогами представленных в мастер-классе нетрадиционных приемов и упражнений в работе с детьми

Результат мастер-класса

Педагоги освоили новые упражнения и приемы, успешно справляются с предлагаемыми в мастер-классе заданиями и готовы применять данные нетрадиционные приемы и методы  в работе с детьми

Оборудование

Музыкальные и шумовые инструменты, ноутбук, музыкальный центр, пюпитр на стойке

Материалы

Раздаточный материал: цветные скрипичные ключики, записи музыкальных произведений: «Добрый жук» Спадавеккиа, «Два веселых гуся» рус.нар.песня,  Зарядка «Свистошка и друзья»; текст стихотворения Романа Сефа «Ночная музыка» на листе  формата А3

Структура

1.Вступительное слово по теме: «Синтез музыки и движения»

2.Практическая часть: работа с педагогами - показ нетрадиционных приемов развития музыкальных и творческих способностей

3.Рефлексия: итог мастер-класса

Источники

Международный образовательный портал МААМ.RU, авторские стихотворения

Ход:

  1. Вступительное слово

Муз.рук.- С самого рождения практически каждый ребенок открыт для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни!

Музыкальное движение – это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Хочется познакомить вас с нетрадиционными упражнениями и играми, которые вы сможете использовать в работе с детьми для развития музыкальных и творческих способностей.

  1. Практическая часть

Муз.рук.-   Итак! Прошу внимания, участия и понимания!

Я мастер-класс сегодня покажу,

Про нетрадиционные приемы расскажу!

Ключики скрипичные, такие симпатичные

Помогут двери музыки открыть

И творчества вершину покорить!

Участники мастер-класса получают разноцветные скрипичные ключики (красные, синие, зеленые, желтые, голубые и фиолетовые)

Муз.рук.-  Приглашаю выйти ко мне участников с красными скрипичными ключиками! Предлагаю вам очень выгодный обмен: свой ключик поменять на две деревянные расписные ложки!

Участники подходят к столику с ложками и, положив ключик,

забирают ложки.

Муз. рук.- Задание будет следующим: вам нужно простучать ритм одного куплета хорошо знакомой всем песени, а остальным участникам отгадать, ритм какой песни они прослушали.

Проводится игра «Угадай песню по ритмическому рисунку»

Музыкальный руководитель называет песню В.Шаинского «В траве сидел кузнечик» так, чтобы это слышали только исполнители. Они на деревянных ложках простукивают заданный ритм. Зрители  называют  песню.

Муз.рук.-  Ну, что ж, молодцы и выступающие и те, кто отгадывал! Вы верно назвали песню! Действительно, музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомое произведение. И мы с вашей помощью убедились в этом. Прошу садиться!

Муз.рук.- Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольников.

Следующее задание для обладателей синих скрипичных ключиков! Прошу вас подойти ко мне и встать лицом к зрителям!

Участники с синими ключиками выходят, отдают ключики музыкальному руководителю и встают в линию или полукруг.

Упражнение называется  «Шлепай-топай!»

Муз.рук.- Руки, ноги, голова есть и не нужны слова!

                 Голос наш сейчас молчит, только тело говорит!

К чему это я? А к тому, что вам предстоит на каждую музыкальную   фразу из песни выполнять только ритмические движения – так называемые звучащие жесты: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопы. Музыка очень знакомая, это песенка «Добрый жук» композитора Спадавеккиа из фильма-сказки «Золушка». Движения будут следующие:

Звучит полька «Добрый жук», участники  на каждую фразу выполняют ритмические движения по показу музыкального руководителя.

Муз.рук. показывает пример:

                Встаньте, дети, встаньте в круг – четыре шлепка по ногам четвертными долями

                Встаньте в круг – три хлопка восьмыми

                Встаньте в круг – три притопа восьмыми

                Жил на свете добрый жук… – повтор с начала

Участники выполняют задание.

Муз.рук.- Какие вы молодцы! Справились! Тогда добавим припев и немного новых движений!

Припев:    Никогда он не ворчал - четыре щелчка пальцами

                  Не кричал -  три притопа

                  Не пищал -  три хлопка

Муз.рук.-  Молодцы! Очень хорошо подвигались! Проходите на свои места!

Муз.рук.-  В таких играх у детей вырабатывается скорость реакции, внимание, умение действовать в едином ансамбле, развивается координация движений.

А теперь мы с вами приступим к поэтическому музицированию! В этом нам помогут участники с зелеными ключиками! Приглашаю вас!

Участники выходят, музыкальный руководитель собирает ключики.

 Муз.рук.- Если только свяжем мы инструмент и слово

                  Захотим учить стихи снова мы и снова!

                  Их научимся читать с чувством, выражением,

                  Впереди у нас, друзья, море достижений!

Предлагаю вам озвучить при помощи музыкальных и шумовых инструментов стихотворение «Ночная музыка» Романа Сефа. Возьмите, пожалуйста, инструменты, они вот на этом столике. Обратите внимание на пюпитр, на нем стихотворение, которое вы будете читать.

Участники берут Трещотки, Кастаньеты, Треугольники, Свистульки.

Муз.рук.- Вашу группу мы разделим на четыре маленькие подгруппы, у первой (это музыканты с трещотками) будет первая строка стихотворения, у второй (с кастаньетами)– вторая, у третьей (с треугольниками) – третья и у четвертой (со свистульками) – четвертая.

Участники читают  стихотворение по строке каждая подгруппа

1.(Трещотка)      Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели!

2.(Кастаньеты) Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!»

3.(Треугольники) Ставни чёрные дрожали и окошки дребезжали!

4.(Свистулька)   И, забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

Муз.рук.- Уважаемые слушатели, вам понравилось? …А вам, дорогие музыканты? Тоже очень понравилось! Хорошо! Положите инструменты и можете вернуться на свои места! Спасибо!

Муз.рук.- При помощи такого поэтического музицирования совершенствуются навыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, развивается чувство ансамбля. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные инструменты.

Муз.рук.-  Дорогие участники! Обратите внимание на цвет своих музыкальных ключиков! Я приглашаю обладателей жёлтых! Выходите, пожалуйста!

Участники с желтыми ключиками выходят, музыкальный руководитель собирает ключики.

Муз.рук.- Вам достается веселое, увлекательное упражнение под названием «Испорченная пластинка»! Всем вам хорошо известна русская народная песня «Два веселых гуся». Сейчас мы будем вместе ее петь, но нечетные строки поем, а четные «пропеваем» про себя, то есть молча. А к нашему пению еще добавим хлопки!

Исполняется фрагмент русской народной песни «Два веселых гуся» и одновременно сопровождается ритмическими хлопками.

Нечетная строка поется вслух, четная про себя.

Пример: (Поем и хлопаем)     Жили у бабуси

               (Молчим и хлопаем) Два веселых гуся

               (Поем и хлопаем)     Один серый, другой белый

               (Молчим и хлопаем) Два веселых гуся

Так же второй куплет.

Муз.рук.- Молодцы! Вы великолепно справились с заданием! Пожалуйста, возвращайтесь на свои места!

Муз.рук.- Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей, внимательность.

А у нас заждались участники с голубыми ключиками! Вам достается Театр Пантомимы! Вы будете выполнять задание прямо с места. Давайте тоже поделимся на 4 подгруппы. Первая будет изображать деревянных человечков, вторая – веревочных, третья – человечков стеклянных, очень хрупких, а четвертая – тяжелых чугунных. Давайте включим воображение и покажем наших необычных человечков.

Под музыку каждая подгруппа демонстрирует выход своих человечков,  изображая:

а) деревянных человечков, двигая руками и ногами, как Буратино (на шарнирах)

б) веревочных человечков, расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки висят, как плети

в) человечков стеклянных, идут осторожно, на носочках, боясь «разбиться»

г) чугунных человечков, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Муз.рук.- Замечательно! Вы не только отлично выполнили задание, но и повеселили наших зрителей! Возвращайтесь на свои места!

Муз.рук.- Игротренинги, помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый лишь мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

Муз.рук.- Ну, а нашим участникам с фиолетовыми ключиками достается тоже двигательное задание! Вам достается столь популярный и любимый вид спортивного  танца – Флешмоб! Прошу вас подойти ко мне и вернуть ключики!

Участники собирают ключики.

Муз.рук.-  Звуки мы изображаем с помощью движений

                  Исполняем и творим с большим воодушевлением!

Для удобства выполнения, вам необходимо встать в шахматном порядке и выполнять движения по моему показу, многие движения будут выполняться по тексту песни, поэтому слушайте внимательно и у вас все получится!

Проводится танцевальный флешмоб на музыку зарядки «Свистошка и друзья». Выполняются движения по тексту песни и показу музыкального руководителя.

Муз.рук.-  Молодцы! Мы чудесно и весело подвигались! Зарядились положительной энергией! Спасибо! Прошу вас вернуться на свои места.

Муз.рук.- Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. А о пользе движений для тела мы все давно знаем!

  1. Рефлексия

Муз.рук.- Применение педагогами представленных в моем мастер-классе нетрадиционных упражнений и приемов в работе с детьми поможет развить  музыкальность детей, коммуникативные навыки, умение действовать в слаженном коллективе. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. А если это действие необычно, интересно и увлекательно, успех в работе с детьми нам всем практически обеспечен! Желаю удачи! Спасибо за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...

Мастер-класс музыкального руководителя для молодых педагогов ДОУ «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности посредством коммуникативных игр, упражнений, танцев»

Мастер-класс   музыкального руководителя для молодых педагогов ДОУ Тема: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности посредством коммуникативных игр, упражнений, танцев»...

"Роль взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитателя по ИЗО в художественно - эстетическом развитии детей"

В каждом детском саду должна быть построена работа по взаимодействию педагогов ДОУ между собой. Так как одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей то, след...

Мастер- класс для музыкальных руководителей и воспитателей на тему: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

С самого рождения практически каждый ребенок открыт для музыки,надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира,познать себя и тогда, став частью души,музыка поселится в нем навечно.Именно...