Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
материал (старшая группа) на тему

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:

- его основу составят гуманистический, этнопедагогический подходы, которые конкретизируются принципами культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию;

- в содержании образования предусмотреть введение этнокультурного подхода, обеспечивающего усвоение детьми родной этнокультуры;

- его реализацию осуществлять посредством проектной деятельности, активных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности детей;

- предусмотреть организацию развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_k_dokladu_2.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Ноева Татьяна Егоровна,

воспитатель МБДОУ ЦРР - Д/с №89

«Парус» ГО «город Якутск»

               Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста                                    в последнее время весьма актуально по целому ряду причин: во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности,                      а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается                   в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост                     и самореализацию; во-вторых, все возрастающая динамичность экономических                    и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается                                           на оригинальности мышления; в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

При организации проектной деятельности в ДОУ мы столкнулись                               со следующими проблемами:

1)  неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям                             и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь                           то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.  В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно не только для дошкольников, но и  для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

2) необходимость формирования субъектной позиции педагога. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях.                    Но задача педагога  заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного                        (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы                             к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

3) между целенаправленным внедрением проектной деятельности                                  в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

          Выдвинутые  проблемы обусловили выбор темы нашей работы:

«Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Цель исследования: теоретически выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность этнокультурного подхода в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:

- его основу составят гуманистический, этнопедагогический подходы, которые конкретизируются принципами культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию;

- в содержании образования предусмотреть введение этнокультурного подхода, обеспечивающего усвоение детьми родной этнокультуры;

- его реализацию осуществлять посредством проектной деятельности, активных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности детей;

- предусмотреть организацию развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности;

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования                       и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать этнопедагогические аспекты и современное состояние проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста детей в педагогической теории и практике деятельности дошкольного образовательного учреждения.

2. Раскрыть сущность этнокультурного подхода и специфику ее формирования у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

3. Создать условия для обеспечения психологического благополучия                              и здоровья детей.

4. Развивать познавательные способности, творческое мышление                                   и    воображение.

5. Формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы                                     с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

8. Экспериментально проверить эффективность метода проекта как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

9. Разработать модель развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Работа проводилось в три этапа:

Первый этап – констатирующий – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – формирующий – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы, контрольные срезы.

Третий этап – контрольный – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования состоит в том, что описан процесс проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста; разработан диагностический инструментарий определения уровней  развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные можно использовать массовой практике в системе ДОУ.

             При организации проектной деятельности  вначале  стали использовать принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Работа по проектной деятельности объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с домашними животными проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль домашних животных в жизни человека; на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных                                в произведениях писателей, поэтов.

             В дальнейшем разработали план движения к цели: провели родительские собрания «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», «Разработка проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что  замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показали значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое проектная деятельность?», «Роль совместного творчества в семье».

         Наряду с развитием познавательной активности, происходит и воспитание любви и уважения детей к окружающему миру. В проекте «Мой родной город Якутск», дети проявили нескрываемый интерес  и положительную динамику развития  любви  к своей  родине – Республике Саха Якутия. Проект исследовательского характера по-своему сложен, так как не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить его, поэтому реализация оказывается более сложной не только для детей, но и самого педагога.         В процессе реализации метода проекта дети не только систематизировали свои знания о родных местах, знаменитых земляках, символике Республики Саха Якутия, но и стали с уважением и любовью относиться к своей родине.

           В детском саду  №89 «Парус» практикуются разные виды проектной деятельности: семейные, индивидуальные, групповые. Обобщающее мероприятие, которое мы проводим с детьми – это конференция по итогам работы «Я - исследователь». Участвуют юные исследователи старшего дошкольного возраста. Задачей конкурса являлось формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о проектной деятельности, как ведущем способе развития познавательной активности. Программой конкурса было предусмотрено проведение презентаций и защиты исследовательских работ.

            Приводим проекты, подготовленные участниками 2010-2011 учебном году: «От зернышка - к хлебу»- Ушницкая Даяна старшая группа; «Ыт - киьи до5оро»- Попов Коля старшая группа; «Биьиги собулуур кыылларбыт-кроликтар»- Васильевы Артем и Максим, старшая группа; «Саха сылгыта» -Васильев Саша, старшая группа; «Уут хантан кэлэрий?»- Барашкова Ванесса; «Птицы, которые живут в городе» -Винокуров Давид; «Мой город»- Александров Эрчим.

           В 2011-2012 учебном году: «Саха сиригэр норуоттар сомо5олоьуулара» -Колесова Алина подготовительная группа; «Саха сиригэ ынах –суоьу иитиитэ»- Аманатов Дьулус; «Хотугу табалар» -Васильевы Артем и Максим; «Айыл5а паарката»- Винокуров Давид; «Якутская лошадь»- Ушницкая Даяна; «Ысыах Туймаады»- Федосеев Саша; «Суктэр кыыс танаьа»- Гуляева Глория; «Река Алдан»- Стручков Андрей; «Прогулки по городу Якутску» -Александров Эрчим; «Саха танаьа»- Слепцова Алена;  «Саха сиригэ сааскы булт»- Григорьев Ганя; «Саха сирин кунду туулээх кыыллара»- Кириллин Ньургун.

           Полагаем, что наш материал из опыта работы может быть использован воспитателями детских садов для организации проектной деятельности: проектов, занятий с проблемными ситуациями, игр, бесед, опытов, экспериментов, самостоятельной деятельности детей, работы с родителями.

              В результате исследования нами было рассмотрено понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, выявлены средства развития познавательной активности дошкольников. Важным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста является организация проектной  деятельности. Эффективность процесса формирования познавательной активности дошкольников зависит от целенаправленной совместной деятельности воспитателя и дошкольников по выбору оптимального пути подготовки дошкольника к самостоятельной познавательной деятельности.

         Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами                                      и направлениями развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является:

-обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий;

-систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Проектная деятельность развивает познавательную активность ребенка: дает  ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"

Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных        федеральным государственным  образовательным  стандартом  в дошкольном  образова...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...

Буклет Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности....