«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Прэкт по теме" Эксперементирование" План работы на год

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Разработала :воспитатель Хаирова Ю.Ю.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании - ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данного исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении. 

Мною юыла поставлена цель: выявить педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.
- процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.

Методологическая  основа и теоретическая база  

  1. Учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
  2. Концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева)
  3. Концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева);
    - исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская).

1 Подготовительный этап (сентябрь  2018) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования. Составление плана работы

2 этап (октябрь 2018 ‒ апрель 2019)Реализованы психолого-педагогические условия и методические рекомендации по развитию познавательной активности  детей дошкольного возраста.

3этап ( май 2019)

 Обобщение и оформление результатов исследования, сформулирование его основных выводов.Проведение открытой НОД. Проведение консультации для педагогов.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

     1 Этап. После изучения психолого-педагогической литературы мною были сделаны следующие выводы:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста показал, что данная проблема широко исследована в теоретических и практических трудах выдающихся психологов и педагогов: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская.

  А также данный анализ подтверждает целесообразность использование трудов этих ученых в практике дошкольных учреждений в исследовательских работах по данной тематике.

2.Важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

3. Экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;

4. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

Основные  принципы работы

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе использовались оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Стремление к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировала внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Применяя перспективное планирование, были намечены общие направления работы с детьми:

Направления

Практический выход

Составление перспективного плана работы с детьми по экспериментальной деятельности (см. приложение)

опыты

Диагностика детей

Составить индивидуальные диагностические карты

Создать условия для расширения опыта детей в накоплении запаса представлений о предметах ближайшего окружения и побуждающих их к самостоятельности.

Создание предметно – развивающей среды (центр экспериментирования)

Организация детского экспериментирования в домашних условиях

Консультация для родителей

Реализация перспективного плана работы.

Провести открытое мероприятие по теме опыта

Перспективный план работы с детьми старшей группы по развитию опытно-экспериментальной деятельности

месяц

Тема

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь 2018

Изучение психолого-педагогической литературы

Составление плана работы

        

Октябрь 2018

Тема: Песок и глина

Тема: Песок, глина – наши помощники. 

Цель: уточнить  представления о свойствах песка и глины.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет.

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

Вывод: Песок – сыпучий материал. песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

«Рассеянный песок»

Тема: Песочные часы.  

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами.

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.

Вывод: песок может двигаться.

«Проходит ли вода через песок и глину»

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка и глины. песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду

Ноябрь 2018

Тема : Вода и ее свойства

«Превращения капельки»

Опыт «Таяние льда».

Опыт:»Испарение воды»

Опыт: Превращение пара в воду»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Вывод: Вода может быть в разном состоянии

«Куда исчезла вода?»

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Вывод: частицы воды поднялись с поверхности в воздух, вода не может испариться в закрытом сосуде

        

«Разная вода»

Цель: выявить способы очистки воды

Вывод: Загрязненную воду можно очистить

«Круговорот воды в природе»

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Вывод:

Превращения снега и льда,лужи и дождя называются круговоротом воды в природе.

Декабрь 2018

Тема: Воздух и его свойства»

«Свойства воздуха»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.

«Сухой из воды»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

«Сколько весит воздух?»

Цель:

Продемонстрировать, сколько весит воздух в воздушных шариках

Вывод: шарик без воздуха легче

«Воздух всегда в движении»

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

Январь 2019

Тема: Магнит

«Притягивает – не притягивает»

Цель: выявить свойства магнита

Вывод: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.,притянул железо

«Действует ли магнит через другие материалы?»

Цель:Пройдут ли магнитные силы через воду, бумагу,картон

Вывод: магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.

«Не замочив рук»

Цель: проверить действует ли магнит через другие материалы

Вывод: Магнитные силы проходят через стекло

«Два магнита»

Цель:

выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита

Февраль 2019

Тема: Свойства материалов

«Родственники  стекла»

Цель:  Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства

Вывод:фаянсовые бокалы и фарфоровые чашки родственники стекла

«Мир  бумаги»

Цель:  Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Вывод:разный вид бумаги имеет разные свойства

«Мир  ткани»

Цель:  Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства;

 Вывод: свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Мир дерева»

Цель:определить свойства дерева путем сравнивания с другими материалами (железом пластмассой)

Вывод:дерево легкое, легко воспламеняется, теплое и имеет глухой звук

Март 2019

Тема: Растения

«Нужен ли корням воздух»

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Вывод:растениям для роста необходиа рыхлая почва

«Растения пьют воду» 

Цель: доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Вывод:вода через корни доходит по стебля и идет дальше

Эксперимент с растением

Цель:практически проверить  как растения пьют воду

Вывод:через неделю растение поменяло цвет,так как вода была окрашена

«Как растет лук»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития  растения.

Вывод: Для роста,  правильного развития  и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.

Апрель 2019

Тема :Почва

«Свойства почвы»

Цель:показать свойства почвы

Вывод: В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

«Воздух в почве»

Цель:показать что в почве тоже есть воздух

Вывод:в почве есть воздух, в ней живут живые организмы

«Загрязнение почвы»

Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Вывод: необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто

«Плохие тропинки»

Цель: . Показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Вывод: воздуха в почве становится меньше когда мы давим на ее частички

Май 2019

Подведение итогов. Открытое НОД. Консультация для воспитателей

   Работая по  плану проекта были внедрены в практику работы опыты – эксперименты с песком и глиной, воздухом, растением, предметами, водой, снегом .

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий .

 Нами была подобрана серия занятий - экспериментов с объектами неживой природы , сказки , схемы , которые  использовались в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

          Обогащался опыт детей через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

         Во время  экспериментирования  с детьми ставили цель, совместно с детьми определялись этапы работы, делались выводы.

          В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?  Учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов  обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

            Дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...