Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
статья по окружающему миру (старшая группа)

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Цель:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

Задачи:

  • Формировать основы  системного мышления.

  • Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

  • Формировать у детей желания сохранить окружающую среду, осознавать взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить).

  • Формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»

Актуальность:

 Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Сегодня это не просто наука, а мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести не только набор природоведческих знаний, а и формирование основ экологического сознания на основе понимания общих законов развития материального мира. Это возможно, только при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью.

В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

 Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

          Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Если на занятии ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу и формирует свою собственную положительную самооценку.        

       Дидактическая игра в процессе формирования экологических представлений дошкольников - специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия, и в то же самое время она требует, чтобы у ребенка, как участника игры, было сформировано достаточно большое количество конкретных представлений о живой природе.

      Необходимо, чтобы структура дидактической игры была простой, чтобы дети могли играть легко и просто. В таком случае сложность правил игры не могут подавлять познавательного содержания. Дидактическая игра должна предоставлять детям возможность легко контролировать игровую структуру. Поэтому эффективным способом является использование модификации знакомых и любимых детям игр, тем более что их структуру (игровой замысел, познавательное содержание, игровых и учебных действий и правила) дети легко контролируют, и их сознание  направляется на познавательное содержание.

      В процессе своего участия в дидактических играх ребенок накапливает положительную психическую энергию, которая направляется на осознание познавательного содержания и его обобщения. Когда игра является настоящей, в ней нет места усталости и досады. В настоящей игре всегда появляется конфликтная ситуация, а руководящая роль воспитателя полностью отсутствует. ВО время игры ребенок наслаждается своей интеллектуальной активностью, находчивостью и смекалкой, развитием своих представлений об успехе или неуспехе в решении познавательной задачи (а не вообще от успеха в игре). Оценка игры поднимает детский опыт на новый уровень, дети осознают и заново формулируют свои представления о соответственной области действительности. Развиваются их мотивы для участия в познавательной деятельности, происходят положительные сдвиги в самооценке, обогащается их нравственное сознание, развиваются их чувства и поведение.

Система работы:

    Была выбрана парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

 Программа С. Н. Николаевой "Юный эколог",  включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.

С. Н. Николаева, раскрывая особенности экологической культуры у дошкольников, отмечает, что большое значение при этом имеет атмосфера «направленности на природу: интерес к растениям, животным, с/х работам, а также создание особой развивающей среды в детском коллективе; формирование у дошкольников представлений о различных взаимосвязях в природе, на основе чего закладывается правильное отношение к окружающему миру, ценностные ориентации в нем».

     Основными методами в решении поставленных экологических задач С. Н. Николаева предлагает использовать – это наблюдение, моделирование, создание среды в детском учреждении.

     Но наряду с данными методами я в своей работе очень широко использую дидактические игры с экологическим содержанием. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.  

      Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра – занятие и дидактические или совместные игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятиям использует различные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнований и др. Использование различныхкомпонентов игровой деятельности сочетается с вопрсоми, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.

       Дидактическая игра как совместная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. У частие взрослого носит косвенный хорактер: воспитатель становится равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

      Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за ее пределами.

          В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, понимать важность охраны природы, осознано выполнять нормы поведения в природе.

        В своей работе я использую такую классификацию дидактических игр экологического содержания:

- игры для обогащения экологических представлений (о многообразии и разнообразии природных объектов, о взаимосвязях в природе, о человеке как части природы, о культуре поведения в природе).

- игры для воспитания эмоционально – ценностного отношения к природе (для развития эстетического восприятия природы, для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе).

- игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

    Данная работа возможно только при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохраной деятельностью человека. Среди образовательных  технологий на первый план выходит ОТСМ, ТРИЗ и РТВ. Методы данной технологии я использовала в экологическом воспитании дошкольников.

       В качестве основных систему игр, состоящих из трех блоков:

  1.  Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, диалектических законов развития материального мира: «Природа бывает разной», «Назови одним словом», «Что общего», «Рыбы – птицы – звери», «Кто где живет?», «Летает, плавает, бегает» и др.
  2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Наши помощники», «Узнай по вкусу, запаху, на ощупь», «Чудесный мешочек».
  3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Берегите природу», «Что будет если», «Один - хорошо, много – плохо».

Так же в своей работе я использовала метод системного анализа (системный опреатор) – направленный на формирование сильного мышления дошкольника.

В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: "системный оператор". Это девятиэкранная схема сильного мышления.

В этой схеме каждая клетка имеет своё значение.

С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения.

Каждая система имеет своё прошлое и будущее, набор свойств, которые могут изменяться по мере развития системы. Если это система из рукотворного мира, то она обязательно имеет функцию, т. е. То, для чего была создана человеком.

Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта.

У каждой системы масса надсистем.

В зависимости от того, как сформулирована задача, в качестве надсистемы можно рассматривать класс объектов, к которым эта система принадлежит (например, С - берёза, Н/С - лиственные деревья), место нахождения (для берёзы - городской парк, или роща, или страница в книге, если берёза нарисованная), материал, из которого эта система изготовлена (если это рукотворный мир) и т.д.

П/С - подсистема, структурная единица системы.

Выделение подсистем (частей) также зависит от условий задачи. Ограничимся простым примером. В системе "человек" можно в качестве подсисте рассмотреть:

а) части тела,

б) чувства и эмоции,

в) черты характера...

Т.е. подсистема выделяется на основе того признака, который имеет значение в конкретной ситуации.

Использование девяти экранной схемы системного мышления (в работе с детьми мы называем её "волшебным экранчиком") позволяет систематизировать, углублять и закреплять представления детей об объектах окружающего мира. А прослеживание развития объекта во времени есть ни что иное, как маленькая исследовательская работа.

 Лучше всего начать свою работу с детьми по данному направлению с системного подхода  окружающему миру. «Модель окружающего мира» позволяет детям  наглядно увидеть связь природного и рукотворного мира.

     Игры я использую не только на занятии по экологическому воспитанию, но и в повседневной жизни. Повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Тематику игр подбираем, в зависимости, от темы  занятия, в соответствии с разработанным перспективным планом и циклограммой.

       В утренние часы я использую игры которые уже известны детям и в которые они могут играть самостоятельно, игры направленные на обогащение представлений о разнообразии природных объектов(«Парные картинки», «Лото», «Экологическое домино», разрезные картинки, пазлы, «Я знаю…», «Мир вокруг нас», «Кем был – кем стал»).

        Очень нравится детям играть в игры – путешествия, игры – поручения на прогулке, в вечернее время или выполняя работу в уголке природы, которые направлены на обогащение представлений о взаимосвязях в природе и о человеке как части природы(«Друзья природы», «Что будет если…», «Путешествие в мир природы», «Хорошо – плохо»).

         Перед приемом приема пищи и при выполнения гигиенических процедур также, стараюсь включать дидактические игры направленные на развитие представлений о человеке («Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров»,  «Ты часть – найди целое», «Хорошо плохо», «Съедобное и несъедобное»).

       На прогулке очень хорошо использовать дидактические игры направленные на развитие эстетического восприятия природы («Угадай по описанию», «Эмпатия»,  «Ты мой кусочек», «Один хорошо – много плохо», «Теремок»), а также используем подвижные игры с природоведческим содержанием (1,2,3 к …беги»…).

       Во время совместной деятельности (в вечернее время) обязательно включаем в работу игры направленные на формирование нравственно – оценочного опыта поведения детей в природе («Берегите природу», игры с картинками из серии «Хорошо – плохо», «Мир вокруг нас», «Назови одним словом»…).

       Очень интересно проходит работа по проведению игр для приобщения детей к экологически ориентированной деятельности, но здесь необходимо помнить о том, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться необходимо о природных объектах только в измененной людьми среде: для детского сада это участок, и живой уголок. («Скорая помощь», «Необычные путешествия»). В ходе данных игр создается ситуация, которая обсуждается, последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, ведется поиск собственных решений, дети учатся мотивировать свои решения.  Данные игры не дают детям рецепта поведения в готовом виде, а постоянно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, чем простое предложение запретов. Данные игры мы проводим как во время проведения занятий, так и во время прогулки.

       Данные игры, направлены на решение целого комплекса задач. Они способствуют не только закреплению и систематизации специальных знаний природоведческого и природоохранного характера, но и формируют навыки мышления, развивают творческое воображение. А некоторые из них помогают созданию психологического комфорта и благополучия детей в группе.

Так, в свободной обстановке игры дети усваивают элементарные знания               об окружающей действительности, что позволяет им систематизировать               знания об окружающем мире и понять, что человек не может существовать отдельно   от природы.   Если   человек   исчезнет  с  Земли,  то  природа  не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет,                    может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

Работа с родителями:

       

             К своей работе я подключила и родителей. Проведя анкетирование, выяснили, что многие родители не понимают значения дидактических игр в экологическом воспитании детей. Поэтому для них я провела игротеку, на которой познакомили их с различными дидактическими играми и их значением для развития детей. Во время проведения мероприятия родители совместно с детьми попробовали поиграть в различные дидактические игры, не только настольно–печатные, но и в словесные, интеллектуальные, природоведческие, эмоциональные и т. д.  В последствии оформили стенд «Экология и мы» на котором регулярно предлагаем родителям поиграть в те или иные дидактические игры экологического характера. И на данный момент уже можно сказать о том, что родители стали нашими активными помощниками; у многих детей появились игры с экологическим содержанием, родители стали более творчески подходить к выполнению различных домашних заданий, сами родители уже делятся с нами различной информацией найденной ими в разных источниках.

        Так же пополнилась предметно – развивающая среда группы: появились различные игры (настольно-печатные), различные энциклопедии, атласы, коллекции природных объектов, пополнилась база для проведения опытов и экспериментов с детьми.

         

Выводы.

  • Уровень знаний детей (результаты диагностики: начало года высокий – 17,6%, средний – 57,8%, низкий – 24,6%; конец года высокий – 26,8%, средний – 58,2%, низкий – 15%) повысился.
  • Дети стали относится к природе более гуманно, у них появилось желание ухаживать за объектами живой природы (рыбки, цветы, птицы).
  • Дети проводят ежедневный уход за обитателями уголка природы, поддерживают экологически необходимые условия для растений, ведут самостоятельно фиксацию изменений произошедших в посадках.
  • У детей развивается познавательный интерес, вместо вопросов «что», «где», «как» появились вопросы «почему», «зачем», дети включаются в поисковую деятельность, учатся самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
  • При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Приложение.

Анкета для родителей.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование.

•  Что такое экология?

•  Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

•  Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

•  Посадили ли Вы дерево?

•  Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

•  Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

•  Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

•  Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

•  Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

•  Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

•  Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

•  Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

•  Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

•  Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Анкета для родителей

"Экологическое воспитание детей"

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?______________________________________

В чем это проявляется?

- Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть).

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? __________

____________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

- Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...)

___________________________________________________________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _____________________

10. Ваши предложения, пожелания. ______________________________

  В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как:

«Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.

Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.

Содержание игры:

Выбрать себе какой-то один материк.

Отобрать животных, которые там живут.

Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.

Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.

Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

Содержание:Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Содержание:

Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.

Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

 Горячо -- холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика

и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля -- луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

 Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» -- деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят участок детского сада -- «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ -- нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля -- луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

«С какого дерева листок?», «Чьи детки?»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида дерева, их листьев и семян. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.

Игровая задача: найти листья и семена определенного дерева.

Материал: карточки с изображением деревьев, их листьев и семян.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Потом находят листья этого дерева и его семена. Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья и семена дерева.

"ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО"

Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

-отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

- подбери "посуду" для приготовления лекарства;

- расскажи о своем лекарстве.

"ПОСТРОЙ ДОМИК ЖИВОТНОМУ"

Цель. Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.

Материал. Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного "стройматериала" только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.

Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

ИГРЫ (системный оператор)

Предлагаемая система игр и тренингов позволяет в увлекательной для детей форме отработать первоначальные умения системного мышления. Функциональное назначение объектов.

 Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени.

 Выстраивание надсистемных и подсистемных связей.

Назначение объекта:

Цель этого блока игр:

Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Чья это работа?

Каждый ребёнок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: "Кто умеет перевозить грузы?" и т.д.

Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим.

В игре участвуют не более 5-6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями.

Угадай, кто я?

Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: "Я умею..." (действие изображается при помощи пластики.)

Дети должны отгадать и назвать изображённое действие. "А ещё я умею..." - говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций дети отгадывают объект.

Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик).

Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.

Количество участников - до 10 человек.

Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо-карусель,

Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Обгонялки.

Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: "скакунчик", "поливалка" и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.

Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь.

Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа.

Кто же это делает? (разновидность игры "Да - Нет")

Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: "Это летает? Режется? Нужно для письма?" и т.д.

За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.

Неумейка

Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д.

Я еду в деревню

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.

Ребёнок объявляет: "Я еду в деревню и беру с собой..." и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.

Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

Повторяка

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети "примеряют" эту функцию на себя:

Я - лягушка. Я умею прыгать.

Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я - Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Расскажи сказку

Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а производными от функций.

Например, сказка "Теремок":

Бежит Пищалка...

Подошла В Болоте Сиделка к теремку...

 

 Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени.

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития, замечать изменения объектов во времени.

Как это было?

Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок

Репка

Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку.

Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке.

Ромашка

В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

Был. Есть. Будет.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например яблоко:

сейчас - сладкое, сочное, красное...

было - зелёное, кислое, терпкое...

будет - сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

Что было? Что будет?

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические "кадрики" к сюжету, нарисованные вместе с детьми.

Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению).

Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

 

 Выстраивание надсистемных и подсистемных связей. Выделение свойств

Цель этого блока игр и тренингов:

Анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

Волшебный мешочек

В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

Ты мой кусочек

Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я -озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - озеро, а ты - мой кусочек Я - твой берег, а ты мой кусочек. Я - песочек на берегу, а ты - мой кусочек..."

Угадай-ка (разновидность игры "Да-Нет").

Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".

Выбери нужное

Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

Домино

По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, половая принадлежность, место и т.д.

Волшебная дорожка

Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

Разведчики

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.

По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.

Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребёнок не может объяснить, почему к картине с изображением фермы он выбрал автобус: "В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота "и т.д.

Цепочка

Первый ребёнок называет объект.

Второй - его свойство.

Третий - объект с названным свойством.

Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

Например:

Морковь.

Морковь сладкая.

Сладким бывает сахар.

Сахар белый.

Белым бывает снег и т.д.

Купец (модификация народной игры "Краски")

Выбираются купец и продавец. Остальные участники игры - товар. Каждому "товару" продавец называет его образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне товар". "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое, тёпленькое..."

Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец - продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.)

Змея

В игре участвуют 4-6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку.

Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.

Моё - не моё (Модификация народной игры "Съедобное - несъедобное")

Играть можно на ступеньках крыльца или на площадке. Каждый ребёнок получает медальон с конкретным образом (в старшем возрасте достаточно этот образ назвать).

Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет какое - то свойство. Если для данного образа это свойство характерно, то ребёнок говорит: "Моё" и ловит мяч. Если нет, то отбрасывает со словами: "Не моё". Если же ребёнок по ошибке "присвоил" чужое свойство, ему предлагается оправдаться. Например: мячик сладкий? Когда? Если он мармеладный, если это конфетка - драже и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

Консультация на тему: "Игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Дошкольное детсво - начальный этап становления человеческой личности....

Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...

Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста....

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...