Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
материал (средняя группа) по теме

Налобина Вера Геннадьевна

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.  Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

2. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. 3. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

  • развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
  • доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны; ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
  • в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
  • экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
  • позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

4. Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.). Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
5. В процессе работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» выявила противоречие: между тем, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность и недостаточностью использования ее в экологическом воспитании детей. Выделенное противоречие указывают на проблему: повышение эффективности экологического образования дошкольников за счет использования дидактических игр. Поставила цель: формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры. 

6. Исходя из цели, выделила задачи:

  • сформировать систему элементарных экологических знаний;
  • развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы;  эстетические чувства (т.е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • воспитывать гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношения к природе.

Предполагаемый результат: Использование дидактической игры как основного метода экологического воспитания дошкольников, влияет на успешное овладение ими знаний, способствует накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней.

7. Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание предметно-развивающей среды, совместная деятельность детей и педагога, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями. В  группе создана предметно-развивающая среда: имеется уголок природы, экологические игры, мини-лаборатория, коллекция семян, муляжи овощей и фруктов.

8. В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры-путешествия, игры с литературными персонажами, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения, а также игровые обучающие ситуации.  Разработала картотеку игровых обучающих ситуаций для детей 2 – 3 лет (приложение №1), дидактических игр по экологическому воспитанию для детей 3-4 лет (приложение №2), 4-5 лет (приложение №3), 5-7 лет (приложение №4). Подбирая дидактические игры экологического содержания,  обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность.

9. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей,  поэтому работа с родителями является важнейшим направлением моей работы. Работу с родителями строю на основе сотрудничества и единства требований. В группе создан уголок для родителей, в котором  размещены консультации, разработки игр, памятки  для родителей по экологическому  воспитанию в семье, например:  «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья», «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и т.д.  Результатом работы стало совместное участие детей и родителей в семейном творческом конкурсе «Дары осени», в конкурсе детских рисунков «Помоги птицам».

10.    Для мониторинга уровня сформированности  экологических ЗУН  использовала метод индивидуальной беседы (по С.Н.Николаевой), включающий в себя 3 направления.

  • 1 направление – выявление представлений детей о существенных признаках живого.
  • 2 направление –  изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностей в условиях среды, состоянии.
  • 3 направление – выявление представлений о приспособленности живых существ к различным средам обитания.

Выделила оценочные критерии:

  • представления о сезонных изменениях
  • представления о домашних животных
  • представления о диких животных
  • знания деревьев и кустарников
  • знания об особенностях родного края
  • знания об овощах и фруктах
  • умение называть предметы окружения, их назначения и свойства
  • бережное отношения к природе
  • навыки ухода за растениями и животными
  • знания о правилах поведения  в природе
  • знания экологических игр.

С результатами мониторинга Вы можете ознакомиться на слайде: 2012-2013 уч. год – качество образования 50%, 2013-2014 уч. год – качество образования 55%. Динамика составила 5%. На основе  результатов определяю оценку усвоения детьми программных задач, планирую индивидуальную работу, способствующую повышению качества обученности воспитанников.

11. В 2013 году представила опыт работы по использованию дидактических игр в образовательном процессе на методическом объединении «Значение дидактических игр в познавательно-речевом развитии дошкольника». Имею публикации в СМИ (в том числе на интернет-сайтах):

12. Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе. Таким образом, использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщен...

Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...

Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп...

Опыт работы "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Тема опыта "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...