Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Николаева Анна Анатольевна

В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet_nikolaevoy.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» -  В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. Главная цель экологического воспитания – «формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется» - С.Н. Николаева.

Актуальность темы обусловлена тем, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

В процессе моей работы по экологическому воспитанию обозначились следующие проблемы: 1.Обострение экологической ситуации в стране и в мире, которая диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. 2. Недостаточный запас знаний детей об окружающей нас природе, потребительское отношение к ней, не всегда проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе дидактических игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др. Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Это и обусловило выбор темы моего исследования: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель работы – формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Были определены следующие задачи:  

- сформировать у детей элементарные экологические знания;                                                                           - развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; эстетические чувства (т.е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);                                                                                                                                                           - воспитывать гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Предполагаемый результат: использование дидактической игры как основного метода экологического воспитания дошкольников, влияет на успешное овладение ими знаний, способствует накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой, воспитания бережного отношения к ней.

Этапы работы:                                                                                                              1.Подготовительный (сентябрь 2015г).                                                                                     (выбор темы; изучение психолого-педагогической литературы, диагностика, план работы)             2. Основная часть (октябрь – май 2015 – 2018 уч.г.)                                                                                                                                                                                                           - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;                                                      - работа с детьми;                                                                                                                                                        - работа с родителями;                                                                                                                         - взаимодействие со специалистами ДОУ                                                                                                           3. Заключительный этап (май 2018 уч.г)                                                                             (диагностика, вывод)      

Основная часть.

Направления работы.

 Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей предметно-пространственной среды, совместная деятельность детей и педагога, работа с родителями, взаимодействие со специалистами ДОУ.

Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью в группе был создан «Уголок природы».  В уголке природы находятся экологические дидактические игры, календарь природы, комнатные растения, пластмассовые и резиновые игрушки, различные коллекции (шишек, ракушек, гербарий, орехов и тд.), муляжи овощей и фруктов, материал для проведения элементарных опытов ( формочки, камни, глина, песок, трубочки, воронки, сито, лупа), оборудование и инвентарь (ящики для посадки семян и рассады, лейки, пульверизатор, тазики, совочки, горшочки, фартуки), макеты, картины диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, растений  леса,  луга, поля.

Ежедневно дети дежурят в уголке природы по два человека. Они с удовольствием ухаживают за комнатными растениями и относятся к работе ответственно.

В книжном уголке дети могут просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи.  В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки.

 Под руководством воспитателя проводятся различные опыты и эксперименты с водой, песком. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию детей.

Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют почему они происходят. В подготовительной к школе в группе отмечают особенности погоды условными знаками. Ведение календаря природы развивает у детей наблюдательность, совершенствует их схематическое мышление.

Вместе с детьми выращиваем лук, укроп, цветы. Для этого используем удобный лоток с отдельными стаканчиками для рассады. Посадку производим на занятиях, где каждому ребенку дается свой стаканчик. Это удобно тем, что задействован каждый ребенок. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними.

Для детей разработала дидактические игры экологического содержания «Четвертый лишний», «Природный и рукотворный мир», «Где встречается вода?», «Воздух-невидимка», «Такие разные растения», «Такие разные животные», «Песок, глина, камни, вокруг нас», «Загадочные человечки», «Какой бывает вода?», «Животные различных климатических зон», способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Создала картотеку   дидактических игр по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, определяю степень участия в ней всех детей. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность. Используя «Конструктор картинок», создаю дидактические игры на интерактивной доске.

Дидактические игры использую в непосредственно образовательной деятельности в качестве её составной части или вместо нее, а также в часы досуга, во время целевых прогулок, экскурсий. НОД по экологии проводятся 1 раза в неделю, чередуется с НОД «Мир природы и мир человека», Программу НОД составляю, используя программу Е.В. Гончаровой «Экология для малышей».

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками, с природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Например, «От какого дерева лист?», «Кто скорее соберет?», «Угадай, что в мешочке?» - игры с предметами. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки», «лабиринты», «разрезные картинки», «пазлы». Словесные игры: «Когда это бывает?», «Прилетели птицы», «Что я за зверь?».

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве» и т.д., игры с литературными персонажами, игры загадки. Эти игры развивают мышление, внимание, быстроту реакции.

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные дидактические игры и игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Так же на прогулках проводим акцию «Покормите птиц зимой».

Работа по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется по всем образовательным областям:

  1. Физическое развитие (подвижные игры экологического содержания, беседы об охране здоровья).
  2. Познавательное развитие (НОД по экологии, наблюдения, дидактические игры, опыты, экскурсии, прогулки и тд.).
  3. Речевое развитие (беседа, НОД по экологии, дидактические игры, чтение художественной литературы и тд.).
  4. Художественно-эстетическое развитие (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация, музыка).
  5. Социально-коммуникативное развитие (труд в уголке природы, беседа и тд.).

В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации, использование различных видов оценок, внесение игрушки, активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, вопрос. Так же использую проектный метод. В старшей группе были проведены проекты: «Белоствольная красавица», «Огород на подоконнике», «Удивительный мир насекомых».

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому работа с родителями является важнейшим направлением моей работы. Работу с родителями строю на основе сотрудничества и единства требований. В группе создан уголок для родителей, в котором размещены консультации, разработки игр, памятки для родителей по экологическому воспитанию в семье, например: памятка «Прогулка на природе», консультации «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников», «Воспитание любви к природе», «Игры экологического содержания» и др.

Результатом работы стало совместное участие детей и родителей в выставке «Дары осени», в проведение собрания «Экология и птицы».

Вместе с музыкальным педагогом проводим экологические праздники, например: «Вороний праздник», «Землю нашу любите».

Достижения детей: принимаем участие в конкурсах Государственного природного заповедника «Малая Сосьва»: конкурс листовок «Заповедная природа без пожаров», конкурс поздравительных открыток «Заповеднику «Малая Сосьва – 40 лет». Так же принимали участие во всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества «Огород на окне», творческий экологический конкурс «Подводный мир». Свои работы публикую на сайтах ИНФОУРОК, МААМ.RU. Участвую во всероссийских экологических конкурсах: «Экологическое воспитание по ФГОС», «Мир, в котором я живу».

Ежегодно провожу педагогическую диагностику (в начале года и в конце).

Для диагностики использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя разделы  (по программе Е.В. Гончаровой «Экология для малышей»):                                                    1.Где мы живем? Местоположение поселка. Климат.                                                                      2.Многообразие растительного и животного мира.                                                                      3.Сезонные изменения в природе ХМАО.                                                                                                   4.Природа и человек в условиях ХМАО.

В средней группе в начале учебного года была проведена диагностика уровня сформированности  экологических знаний.  Низкий уровень: 3 детей (11%), средний уровень: 24 ребенка (89%), Высокий уровень: 0%                                                                                                                                                                                               В конце учебного года результаты изменились: средний уровень у 11 (41% ) детей, высокий у 16 (59%) детей, низкий: 0%                                                                                                                                                   В старшей группе в начале учебного года по результатам диагностики, были получены такие данные: низкий уровень: низкий уровень - 1 ребенок (4%), средний уровень: 26 детей (96%), высокий уровень:  0%. В конце учебного года результаты улучшились: низкий уровень: 0%, средний уровень: 8 детей (30%), высокий уровень: 19 детей (70%).                                                                                  В подготовительной к школе группе в начале года были такие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 25 детей (89%), высокий уровень – 3 (11%). В конце года, дети показали более высокие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 8 детей (29%), высокий  уровень – 20 детей (71%).                                                                                                                                                                                                       Результаты диагностики показали, что уровень знаний  по сравнению с началом года, в конце года изменились в лучшую сторону. У детей сформированы элементарные экологические знания, возрос познавательный интерес дошкольников к миру природы, появилось бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Заключение.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также бережного отношения к природе.

Таким образом, использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний.                                                                                            

Литература:

-  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 159 с.

- Гончарова. Е.В. «Экология для малышей». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.- Ханты-Мансийск.: Полиграфист, 2005.

- Гончарова. Е.В. «Тетрадь экология для малышей- подготовительная группа». Ханты-Мансийск, 2005г.Рекомендовано Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в качестве учебно- методического пособия для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

- Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И., Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей. -  М.: Просвещение, 2003.

- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.

- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду-М.: Просвещение, 2006.-223 с.

- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002.-128 с.

- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду»-М.: Карапуз, 2001.

- Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.- 560 с.

- Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112с.