Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
материал

Арефьева Ксения Андреевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Юкталинка» общеразвивающего вида п.Юктали Тындинского муниципального округа.

Опыт  работы по теме:

«Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Воспитатель: Арефьева К.А

Без квалификационной категории.

п.Юктали 2025 г.

Актуальность

Слайд.2  Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому я считаю, что одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.

В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок - все это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Экологическое воспитание поможет научить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? При помощи дидактических игр.

Особое значение в экологическом воспитании дошкольников занимают дидактические игры, в которых обучение детей идет через различные методы занимательного и познавательного материала. В процессе игр дети закрепляют, расширяют и систематизируют имеющиеся у них экологические представления. Также игры развивают способность играть вместе и договариваться.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира. Она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Через игру у ребенка формируется примитивное представление об окружающем его мире и обогащение кругозора. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических.

Слайд 3 «Игра– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский Василий Александрович)

Таким образом, гипотезой данного исследования является предположение о том, что дидактические игры могут быть эффективным средством формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Слайд 4.   Цель: показать роль и значение дидактических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Слайд 5    Задачи:

1.Расширять знания детей об окружающем мире, их кругозор;

2.Обогащать развивающую предметно - пространственную среду дидактическими играми, наглядно - иллюстрированными пособиями, обеспечивающими формирования экологических представлений у дошкольников.

3.Содействовать формированию у детей представлений о ценности природы и правилах поведения в ней.

4.Повышать компетентность родителей в вопросах использования дидактических игр для формирования экологических представлений у дошкольников.

Слайд 6    Формы работы с детьми:

  • совместная работа с детьми,
  • индивидуальная.

Слайд 7  Для работы с детьми по этой теме, в группе была оформленна предметно – развивающая  среда по экологии. 

А именно:

- Картотеки игр по экологии;

- Большой выбор настольно - печатных игр;

- Макеты «Сезонное дерево», «Аквариум»

Слайд 8.   Существуют следующие виды игр:

- игры с предметами,

-настольно - печатные игры,

- словесные игры.

Рассмотрим каждый вид игр:

Слайд 9.  1. Игры с предметами - это игры с игрушками, листьями, семенами, цветами. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.

Слайд  10  . 2. Настольно-печатные игры - разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: «Овощи и фрукты», «Кто, где живет?», «Кто что ест?», «Подбери листок к дереву», «Насекомые вокруг нас», «Разложи по цвету», «Живая и неживая природа» и т.д. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождаются словом. Они помогают развивать мыслительные процессы.

Слайд 11  3. Словесные игры - отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний и функциях и действиях тех или иных предметов, обобщение и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Слайд 12     Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Игра для ребенка – это серьезное занятие.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –

 вот задача первоначального обучения» – Константин Дмитриевич Ушинский.

Результатом своей работы, считаю, что использование дидактических игр помогло повысить интерес детей к живой и неживой природе, желание ухаживать за объектами живой природы, развитию нравственного интереса детей, расширение кругозора.

 В дальнейшем планирую пополнять  предметно-развивающую среду по экологии, что даст возможность качественно улучшить работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников.

Сообщение воспитателя на педсовете о роли дидактической игры в воспитании дошкольников....

Статья на тему: Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Доклад на тему: "Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников....