Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
материал
опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Юкталинка» общеразвивающего вида п.Юктали Тындинского муниципального округа.
Опыт работы по теме:
«Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
Воспитатель: Арефьева К.А
Без квалификационной категории.
п.Юктали 2025 г.
Актуальность
Слайд.2 Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому я считаю, что одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок - все это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Экологическое воспитание поможет научить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? При помощи дидактических игр.
Особое значение в экологическом воспитании дошкольников занимают дидактические игры, в которых обучение детей идет через различные методы занимательного и познавательного материала. В процессе игр дети закрепляют, расширяют и систематизируют имеющиеся у них экологические представления. Также игры развивают способность играть вместе и договариваться.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира. Она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Через игру у ребенка формируется примитивное представление об окружающем его мире и обогащение кругозора. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических.
Слайд 3 «Игра– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский Василий Александрович)
Таким образом, гипотезой данного исследования является предположение о том, что дидактические игры могут быть эффективным средством формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.
Слайд 4. Цель: показать роль и значение дидактических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 5 Задачи:
1.Расширять знания детей об окружающем мире, их кругозор;
2.Обогащать развивающую предметно - пространственную среду дидактическими играми, наглядно - иллюстрированными пособиями, обеспечивающими формирования экологических представлений у дошкольников.
3.Содействовать формированию у детей представлений о ценности природы и правилах поведения в ней.
4.Повышать компетентность родителей в вопросах использования дидактических игр для формирования экологических представлений у дошкольников.
Слайд 6 Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми,
- индивидуальная.
Слайд 7 Для работы с детьми по этой теме, в группе была оформленна предметно – развивающая среда по экологии.
А именно:
- Картотеки игр по экологии;
- Большой выбор настольно - печатных игр;
- Макеты «Сезонное дерево», «Аквариум»
Слайд 8. Существуют следующие виды игр:
- игры с предметами,
-настольно - печатные игры,
- словесные игры.
Рассмотрим каждый вид игр:
Слайд 9. 1. Игры с предметами - это игры с игрушками, листьями, семенами, цветами. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.
Слайд 10 . 2. Настольно-печатные игры - разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: «Овощи и фрукты», «Кто, где живет?», «Кто что ест?», «Подбери листок к дереву», «Насекомые вокруг нас», «Разложи по цвету», «Живая и неживая природа» и т.д. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождаются словом. Они помогают развивать мыслительные процессы.
Слайд 11 3. Словесные игры - отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний и функциях и действиях тех или иных предметов, обобщение и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Слайд 12 Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Игра для ребенка – это серьезное занятие.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –
вот задача первоначального обучения» – Константин Дмитриевич Ушинский.
Результатом своей работы, считаю, что использование дидактических игр помогло повысить интерес детей к живой и неживой природе, желание ухаживать за объектами живой природы, развитию нравственного интереса детей, расширение кругозора.
В дальнейшем планирую пополнять предметно-развивающую среду по экологии, что даст возможность качественно улучшить работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника
Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...
Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников.
Сообщение воспитателя на педсовете о роли дидактической игры в воспитании дошкольников....

Статья на тему: Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...

Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».
В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Доклад на тему: "Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников"
Доклад посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников....
