Доклад на тему: "Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Шкороборова Екатерина Александровна

Доклад посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Подготовила: Воспитатель Шкороборова Екатерина Александровна

 МДОУ № 43 «Колокольчик»

го Электрогорск 2021

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, будет ли он любить и понимать природу, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

         Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

         Экологическая культура, в свою очередь, является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается в:

— усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
— наличии потребности в приобретении экологических знаний;
— потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
— проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
— проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает создание игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые запоминаются механически.

         Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.

          Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого: Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.И Сорокина и др. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания, дидактические игры занимают особое место. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

В настоящее время дидактической игре придается большое значение. Она способствует:
• развитию познавательных способностей;
• получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
• обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, воспитывают любовь к ней, развивая при этом его умственные способности;
• развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь;
• социально-нравственному развитию: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, сочувствовать и т.д.
• художественно-эстетическому воспитанию — совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, насколько оно правильно, уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии;
• экологическому воспитанию.

В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:
— игры с предметами и с природными материалами;
— настольно-печатные;
— словесные игры.

Игры с предметами.

В таких играх, как правило, используется подручный материал, различные игрушки, предметы природного материала.

В процессе игры дети учатся сравнивать, различать предметы, изучать свойства и качества предметов. Природный материал считается наиболее эффективным средством изучения природы. А проведение занятий на природе закрепит знания дошкольников об окружающей действительности. К тому же такие занятия вызывают огромный интерес у дошкольника. Педагогу необходимо соблюдать осторожность, технику безопасности при проведении занятий в естественных условиях. Педагоги используют такие игры как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по убывающей величине» и т.п. (в таких играх развиваются мыслительные процессы: логика, синтез, анализ).

Настольно-печатные игры

Они различают по следующим видам: домино, лото, игры по картинкам и т.д. Такие виды игр заставляют ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, развивает логическое мышление и т.д. Игры, связанные с описанием картины развивают не только творческое мышление, но и учит правильно говорить. Среди настольных игр есть такие игры, которые способствуют проявлению у ребенка актерского мастерства.

Словесные игры 

Они построены на словах и действиях играющих. Используя словесные дидактические игры, педагог помогает дошкольникам использовать имеющие знания в игре, прибегая к воображению и фантазии. В словестных играх дети могут решать самостоятельно различные умственные задачи (отгадывать, описывать, группировать по признакам и формам). Среди словесных игр можно назвать такие как «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.

        При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: 1. Принцип системности – последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр;

 2. Принцип повторности – обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);

3. Принцип наглядности – представлен в картинках, изображающих предметы и действия с ними, раздаточный материал;

4. Принцип добровольности – учитывается интерес и желание ребёнка;

5. Принцип таинства игры – игра для ребёнка должна быть тайной, секретом;

6. Принцип региональной направленности – учитывается региональный компонент;

7. Принцип обновляемости игры - внесение элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия.

         Дидактика предполагает постепенное усложнение игр, подразумевает их вариативность. Так в младшей группе происходит знакомство детей с дикими и домашними животными в таких дидактических играх, как «Кто это?», «Изобрази животного», «Узнай кто кричит?», в средней группе – «Кто, где живет?», «Бывает - не бывает», «Вершки и корешки» и многое другого. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Логические цепочки», «Придумай загадку про животное», «Путешествие в Арктику». В старшем возрасте дети часто становятся инициаторами проведения каких- либо игр экологической направленности, что говорит о заинтересованности детей. В своей работе я уделяю большое внимание дидактическим играм, которые проводятся не только на прогулке, но и во время непосредственной образовательной деятельности, трудовой деятельности, экспериментальной деятельности, индивидуальной деятельности дошкольников. Во время проведения дидактических игр мною используются различные объекты живой и неживой природы: камни, веточки, цветы, семена овощи, фрукты. Также часто необходимы различные гербарии растений, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки, муляжи овощей и фруктов. Разнообразный демонстрационный материал и непосредственный контакт с окружающей природой помогает повысить интерес детей к игре, желание непосредственно стать ее участником. Все это помогает формировать экологические знания детей. Однако, не всегда дети могут использовать на практике полученные знания. Чтобы решить эту проблему нужно вовлечь детей в деятельность, которая позволит самим познакомиться с закономерным процессом. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность экологической системы и важную роль каждого отдельного организма, понять неповторимость и уникальность каждого объекта природы, понять, что негативное влияние человека может нанести непоправимый урон окружающей природе. Каждая образовательная деятельность, каждый режимный момент несет свои цели, задачи и свою методику получения необходимых знаний и умений. Совместная деятельность воспитателя с детьми: необходимо систематически ставить перед детьми строгую последовательность заданий, которые позволяют развивать те или иные способности. Индивидуальная работа с детьми: позволяет развивать навыки выполнения различных видов деятельности. Самостоятельная деятельность детей: способствует саморазвитию ребенка. Каждый может выбрать направление деятельности, которое ему наиболее интересно и которое он может самостоятельно выполнить. Целью экологического воспитания детей является формирование у детей экологической культуры, которая включает в себя экологическое сознание, экологические чувства и экологическую деятельность.

Таким образом,  дидактические игры занимают важное место в экологическом воспитании детей. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей и т. д. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, систематизировать. Дидактические игры повышают интерес детей к занятиям, способствуют сосредоточенности, что помогает лучше усвоить материал программы. Организовывая дидактические игры необходимо присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, загадочности и многое другое.

Список используемой литературы:

  1. Кондрашева Ю.В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. — 2014. — №6.
  2. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2009.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по по...

Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"

Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, с...