Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка

Горюнова Наталья Валериевна

Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений педагог создает зону совместных эмоциональных переживаний. Только в этом случае у дошкольника могут быть развиты, наблюдательность, «экологическая зоркость», преодолена «эстетическая глухота», то есть неспособность, неумение замечать прекрасное в природе и адекватно реагировать на него. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, познание. Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и ее охране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с аудиторией взрослых

«Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Вступительное слово. Добрый день, уважаемые коллеги!
- Сегодня я хочу предложить вам окунуться в удивительный мир экологии, в мир окружающей нас природы.

 Мобилизационное начало: «Барометр настроения». 

 Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Представьте, что ваши ладошки – это барометр настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. Сегодня, у большинства из вас настроение хорошее, но у некоторых из вас, я вижу, настроение оставляет желать лучшего. Надеюсь, к концу нашего мастер-класса оно обязательно поднимется.

Задание  1.

Экологическая игра по сплочению коллектива «Паутина знакомства»
Участники встают в круг.
- Для того, чтобы сплести нашу паутину знакомства, вы должны передавая вот эту «ниточку-паутинку», назвать своё имя + ассоциацию(образ): с растением, животным, рыбой или птицей. Конечно же, важно украсить приветствие улыбкой, приветливым жестом, которые непременно порадуют всех остальных. Давайте я начну с себя: «Меня зовут Наталья. Я похожа на кошечку»
Участники постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.
- Я думаю, что эта большая, яркая паутина помогла нам с вами сегодня хоть немножечко сблизиться. А вы знаете, что на этом упражнении также можно наглядно показать детям взаимосвязи в природе: паутина – это наша планета, а мы – её экосистемы. Если все в природе будет процветать, то и экосистемы планеты будут крепкими (натягивают веревку), но если экосистемы ослабнут (ослабевает веревка), начнут гибнуть и компоненты экосистемы, происходить нарушение связей,  погибнет и вся экология Земли.
- Я надеюсь, что эту игру вы обязательно возьмете себе на заметку, а мы продолжаем. Присаживайтесь пожалуйста.

Задание 2.

 Предлагаю упражнение - «Ароматная сказка»

Перед вами мешочки. - А в этих мешочках «спрятаны» сказки, но не простые, а ароматные сказки. Каждый раз, оказываясь в лесу, на море, в горах, на лугу, что мы делаем с самого начала? Мы глубоко вдыхаем аромат воздуха. А затем, оказываясь дома и ощущая опять этот запах, у нас возникают определенные ассоциации, представления, эмоции, связанные с ним.
- Вот и сейчас я предлагаю вдохнуть аромат ваших мешочков и представить, куда же вы перенеслись, кто там живет и придумать небольшую сказку.
Составление сказок участниками.
- Спасибо большое за ваше творчество. Хочу добавить, что с помощью таких ароматных мешочков мы можем развивать у детей воображение, фантазию, умение объяснять свои ощущения, делать выводы.
- К каждой экосистеме можно подготовить свои мешочки с «ароматными» сказками и тогда ребенок, опираясь на изображения и запах, сможет с легкостью составить свою сказку.

Задание  3.

 «Жалобная книга»  Вы должны рассмотреть 3 жалобы от животных и определить, от какого животного эта жалоба. К Вам поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно, ли поступает человек.

Жалоба №1.

Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.

-Кто это? (Жаба)

-Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Жалоба №2

Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

-Кто это? (Сова)

-Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба №3

Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться».

-Кто это? (Комары)

-Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются некоторые жуки, пауки, птицы и даже летучие мыши.

Задание 4.

Блиц – конкурс с коллегами.

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

- Ворона кричит зимой – (к метели).

- Лягушки квакают – (к дождю).

- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

- Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Задание  5.

Предлагаю вам игры с противоречиями , которые можно решить с помощью алгоритма.

 Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»

Предполагаемые ответы: (На черного зайца легче охотиться лисе… Особенно его хорошо видно на снегу… Теперь ему только под землей надо жить … Или там, где вообще нет снега, а только черная земля … А гулять ему теперь надо только ночью…Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его …)

Давайте коллеги сформулируем вывод: С развитием цивилизации окружающий мир стал страдать от действий людей.

Задание 6.

Ну а сейчас я вам хочу предложить упражнение «Волшебное озеро». 

Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.). Ответил Вам этот человек на вашу улыбку? Конечно же, вы все улыбнулись. Это здорово. Смех и улыбка это, образно говоря, «внутренняя аэробика».

Когда человек улыбается, заливается смехом, улучшается работа сердца, кровь обогащается кислородом, а лишние калории сгорают быстрее.

Так что, почаще веселитесь со своими воспитанниками! - Я надеюсь, вы получили заряд эмоций. Мне хочется обратить ваше внимание на то, что с помощью этого упражнения дети смогут снять напряжение, повысить свое настроение, выразить свои эмоции.

Уважаемые коллеги мне очень приятно было с вами работать, и прошу вас вновь с помощью «Барометра настроения» выразить свои эмоции. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....

Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"

Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, с...

Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

Мастер – класс для родителей воспитанников«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»...