Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру (старшая группа)

Золотарева Ксения Сергеевна

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

 Автор  Золотарева Ксения Сергеевна

Воспитатель ГБДОУ №23 г. Ломоносова

       Экологическое воспитание – современное направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуальным, в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. Основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности

Экологическое воспитание детей предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

      Положительный эффект экологического образования зависит от форм и методов, которые использует воспитатель.

        Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, есть формирование основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

           Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

          Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.    

    Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

В дошкольной педагогике все дидактические игры объединяются в три основных вида:

  1. Игры с предметами (игрушками, игры с природным материалом)

В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. С помощью таких игр дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

Игры  с природным материалом наиболее эффективны при ознакомлении детей с природой. Воспитатель организует такие игры во время прогулки, ведь они всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камни, шишки, веточки и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр.

  1. Настольно печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольнопечатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

  1. Словесные игры. Построены на словах, и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 3 группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Когда это бывает?», «Цветочный магазин», «Чьи детки на этой ветке». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять: «Похож - не похож», «Угадай, что где растет?» «Нужно-не нужно», «Кто летает, бегает, прыгает». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови одним словом».

         Вывод. Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так -же эколого-целесообразное поведение в природе.

        Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

         Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:

  • формирование у детей элементов экологического сознания;
  • формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
  • воспитание гуманного отношения к природе    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...

Статья "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру....