Статья "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру

Попова Юлия Александровна

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитатель Попова Юлия Александровна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 151»

г. Воронеж

     Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.  Дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомить детей с данной закономерностью. Такой деятельностью является дидактическая игра.

      Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

       Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков). Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

     Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы.

      Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым дидактические игры экологической направленности включаются в целостный педагогический процесс.

      Существует традиционная классификация дидактических игр:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно - печатные игры;

- словесные игры.

Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры: «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «С какого дерева лист», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение  восстанавливать образ предмета.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно». Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы: «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми можно использовать и игровые упражнения («Найди по листу дерево», «Осенние слова», «С какого дерева плод», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.
     При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы:

- системности,

- развивающего обучения,

- доступности,

- принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить во время экскурсий, целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Список литературы:

   1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб., 2004

3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2004

4. Кутузова И. Развитие игровой деятельности. // Дошкольное воспитание, - 2003,- №5

5. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004

6. Названова Л. Давайте играть вместе. // Дошкольное образование, - 2002, - №1

7. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003

8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002

9. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

Консультация на тему: "Игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Дошкольное детсво - начальный этап становления человеческой личности....

Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...

Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...