Опыт работы "Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста"
материал

Калиниченко Алёна Юрьевна

Тема опыта

            Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калиниченко Алёна Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ладомировский детский сад»

Тема опыта:

«Подвижная игра как средство

физического воспитания детей дошкольного возраста»

                Автор опыта: воспитатель

Калиниченко Алёна Юрьевна,

МБДОУ «Ладомировский детский сад»

с. Ладомировка, 2020

Содержание:

I. Информация об опыте…………………………………………………3

Тема опыта

Условия возникновения и становления опыта

Актуальность опыта

Ведущая педагогическая идея опыта

Длительность работы над опытом

Диапазон опыта

Теоретическая база опыта

       Характеристика условий, в которых возможно

      применение данного опыта

II. Технология опыта……………………………………………………..9

Постановка целей и задач

Организация учебно-воспитательного процесса

Содержание образования. Формы, методы и средства воспитательной

работы

      Новизна опыта

      Практическая значимость опыта

III. Результативность опыта………………………………………………13

IV. Заключение ……………………………………………………………13

V.  Библиографический список………………………………………….16

VI. Приложения к опыту………………………………………………….18

  1. Информация об опыте

                1.1.Тема опыта

        Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

                1.2.Условия возникновения и становления опыта

        Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ладомировский детский сад» в селе Ладомировка. В детском саду созданы все условия для организации единого образовательного пространства,  развития и воспитания ребёнка в соответствии с ФГОС основной общеобразовательной программой дошкольного образования.        

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:

— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

— овладение подвижными играми с правилами;

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

2) физическая культура, развитие физических качеств.

Цель физического развития с введением ФГОС: овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Одним из важных показателей здоровья детского организма является естественная подвижность. Двигательная активность - биологическая потребность ребенка, степень удовлетворения ребенка, которой во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации, уровнем развития техники.

Становление человека – это процесс физического, психического и социального формирования, охватывающий все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, которые происходят под влиянием окружающей действительности. Физическое развитие имеет неразрывную связь с изменением роста, веса; наращиванием мышечной силы; развитием органов чувств и координации движений и др. В первые годы жизни малыша всестороннее развитие считается основой физического воспитания.

С самого раннего возраста каждый ребёнок стремится к движениям. Обычно, потребность в движении дети стараются удовлетворить в играх. Играть для них - это, в первую очередь, двигаться, действовать. Двигательная активность многофункциональна. Она является ещё и условием, которое стимулирует факторы развития различных сфер: эмоциональной, интеллектуальной и других.

В формировании разносторонне развитой личности ребёнка подвижным играм отводится важнейшее место. Физическое развитие включает в себя приобретение в различных видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильным выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми. 

Игры и развлечения - непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и др.
        Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Подвижные игры способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Ведь в игре, как ни в какой другой деятельности воспитывается доброжелательность, отзывчивость, стремление к взаимопомощи, организованности. Подчиняясь правилам игры, дети, можно сказать, упражняются в нравственных поступках, учатся дружить и сопереживать.

1.3.Актуальность опыта

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным последних исследований 30% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка - дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим развитие интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования, способствует развитию всех систем организма. Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность, в том числе и подвижные игры.

          Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры у детей активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Здоровье детей в наших руках!!! Вот что подтолкнуло меня взять эту тему: «Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста». Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: укреплять здоровье детей с помощью подвижных игр; формировать двигательные умения и навыки; развивать двигательные способности дошкольников. Для достижения своей цели я ставила перед собой следующие задачи: - научить детей играть активно и самостоятельно; - формировать правильное отношение к подвижной игре; - способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности с индивидуальными особенностями; - вести борьбу с эгоизмом, несправедливостью; - способствовать в процессе игры двигательным действиям, развитию эмоциональной сферы. Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений детей, я обследовала двигательные умения дошкольников. С этой целью провела обследование основных движений и наблюдения за играми детей, их самостоятельной двигательной деятельностью. Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой. Играя, они ходили, бегали, приседали, наклонялись, ползали, подлезали, а такие движения, как лазание, бросание, прыжки, совершали очень немногие и редко.

1.4.Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для процесса формирования физической культуры у дошкольников посредством использования системы подвижных игр.

1.5.Длительность работы над опытом

Опыт работы разрабатывался и внедрялся в практику с 2017 по 2020 год.

1 этап 2017-2018г.- аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение литературы.

2 этап 2018-2019г.- практический: организация системной работы по использованию дидактических игр, индивидуальной работы с детьми, создание предметно-развивающей среды и детско-взрослого сообщества путем вовлечения родителей в решение поставленной проблемы.

3 этап 2019-2020г.- аналитико-обобщающий: проведение итогового мониторинга.

1.6.Диапазон опыта

        Использование системы подвижных игр как средства физического воспитания детей дошкольного возраста реализуется в непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми, развлечениях, досугах и совместных мероприятиях с родителями.

1.7.Теоретическая база опыта

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались, как основа физического воспитания. Теорией и методикой подвижных игр в России занимались такие педагоги как: В. В. Гориневский, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогова и многие другие. Во второй половине 19 века появляются работы таких педагогов, как Н. И. Пироговой, Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптеревой и других.

Большое место подвижной игре отводил основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни, он отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные, физические и волевые качества ребёнка.

Я. А. Каменский рассматривал игру, как естественную потребность ребёнка – двигаться, играть, ибо каждому здоровому ребёнку просто необходимо двигаться. Он считал, что детям нужно помогать в игре и следить за ними. Каменский настаивал на руководстве детскими играми, так как они имеют большое воспитательное значение. Игры, согласно Каменскому, укрепляют здоровье ребёнка, воспитывают его чувства, совершенствуют движения, ловкость, духовную свежесть и зоркость.

Выше упомянутые авторы говорят о том, что подвижные игры имеют огромную роль в физическом развитии и воспитании детей.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Совершенствование и развитие движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач, как оздоровительного, так и воспитательного характера.

 В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх. 
        Но в то же время игра не может служить средством обучения дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений. 
         Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 

1.8.Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, независимо от определённого учебно-методического комплекта.

II. Технология опыта

2.1.Постановка целей и задач

Цель работы: влияние подвижных игр на физическое развитие детей дошкольного возраста, доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей дошкольного возраста.

Задачи работы: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

выявить повышение уровня физического воспитания детей дошкольного возраста посредством подвижной игры;  

показать значимость подвижных игр для полноценного физического развития детей дошкольного возраста.

2.2.Организация учебно - воспитательного процесса

Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, они упражняются в различных действиях. С помощью взрослых дети овладевают новыми, более сложными движениями. 
        В дошкольном возрасте меняющиеся игровые ситуации и правила игры заставляют детей двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия: пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места, подлезть под веревку, не задев её.
        Повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. 

Таким образом, уже в дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. 
Все подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Мне  иногда  бывает трудно заставить ребёнка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. 

Во время утреннего приёма детей подвижные игры способствуют созданию дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью - это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений с проговариванием потешек «Затейники», «Где мы были, мы не скажем, а что делали -  покажем», «Обезьянки», «Шёл король по лесу», «Карусели», «Паучок», «Заинька», «Море волнуется…». (Приложение № 1)

Эти и многие другие игры мы с детьми проводим во время утренней зарядки, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса и задает положительный настрой ребят на начало дня.

В организованной образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группе зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру. В коммуникативной деятельности дети разучивают слова русских народных игр, потешек «Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так…и т.д.» (для детей младшего возраста).  Дети знакомятся с поэтичностью, красотой, напевностью родной речи, приобщаются к истокам народной культуры: «Селезень утку загонял, селезень утку загонял:- «Иди утица домой, иди серая домой»,- раз, два, три, лови!»

В познавательной деятельности тоже допустимо проведение подвижных игр по командам: «Найди своё место», «Найди свою форму». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры: «Шишки, жёлуди, орехи», «Иголка, нитка, узелок», «Летает - не летает», «Карлики-великаны», «Бывает - не бывает» и др. Также, организовывается образовательная деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания в парах, в командах, на ковре, стоя, за столом и т.д. (Приложение № 2)

После сна воспитатель организует игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, хороводные, которые настраивают на доброжелательный лад.

В группе и на прогулке воспитатели наполняют развивающую среду так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование. С детьми воспитатель проводит беседы о безопасности во время подвижных игр.

Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним относятся, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр: «Кошки  – мышки», «Лохматый пёс», «Хохлатка», «Два мороза», «Мы весёлые ребята», «Пчёлы и ласточка», «У медведя во бору» и др. и  в системе физического воспитания дошкольников. (Приложение №3)

2.3.Содержание образования.

Формы, методы и средства воспитательной работы

Формы- сюжетное занятия, игровые занятия, тематические занятия, физкультурные досуги, физкультурные праздники.

Методы- словесные, наглядные, практические, игровые.

Средства воспитательной работы- методическая литература, журналы, занимательный материал, иллюстрации, предметы театральной деятельности, оборудование.

Учитывая возрастные возможности детей, уровень их развития я использовала различные методы и приёмы:

1.Наглядные  –  наблюдения, демонстрация способов действия в сочетании с объяснением: рассматриванием таблиц и рисунков. Дети имитируют повадки различных животных, насекомых. Если у детей что-то не получается, приводила им положительные примеры, оказывала посильную помощь. Этот метод использовался в силах возрастных особенностей детей, т.к. у них преобладает зрительная память. Например: играя в подвижную игру «Кто дальше бросит», в целях увеличения дальности броска использовала зрительные ориентиры - флажки, кегли, интересную игрушку.

2.Словесные – рассказывание, беседа, объяснение и показ, пояснения, указания. Объяснения старалась давать краткие и чёткие, чтобы представления детей об играх создавались точные и правильные. Объяснения должны соответствовать уровню развития детей, быть образными. Объяснение должно раскрывать главные части, элементы игры.

3.Практические. Замечала, что польза от подвижных игр значительно возрастала, если они проводились не только на физкультурных занятиях, но и на прогулках, дома с родителями. С детьми дошкольного возраста играли в не сложные игры, которые оказывали положительное влияние на деятельность всех органов, способствовали нормальному обмену веществ. Более охотно дети играют под весёлую музыку, которая поднимает у них настроение. Детям нравится играть с различными предметами: обручами, флажками, лентами, мячами и др. В весенне-летнее время большинство подвижных игр проводила на открытом воздухе, используя спортивную площадку. К практическим методам отношу игры с чётко заданной программой действий, порядком их повторений, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха. Когда дети осваивают игру, я усложняю правила игры.

4.Игровой момент. Характеризуется организацией деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом относительно большей их свободой и самостоятельностью под руководством взрослого, высокой эмоциональной детской деятельности. Важно, чтобы каждый ребенок в течении дня, принял участие, в организованных мною подвижных играх. В своей работе в играх, объединяю активных и пассивных детей. Чем дольше и активнее ребенок действует в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движения, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умением подчиняться правилам игры. Во всех играх сама являюсь активным участником, показываю детям, как надо выполнять те или иные движения, задания. Живой интерес вызывает у детей подвижные игры, в сюжет которых включаются знакомые упражнения. Игра протекает так: дети отправляются в путешествие на поезде. Они приезжают на поляну, идут по зеленой лужайке, там протекает ручеек, по мостику (доске) переходят друг за другом на другой берег. Погуляв, возвращаются домой. Во время игры дети выполняют одинаковые роли и движения «Лошадка», находить место по сигналу «Птички в гнездышках». Подбирая подвижные игры, учитываю состав группы детей, и состояние их здоровья. Если дети возбуждены, провожу спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания. «Пройти тихо», «Где звенит колокольчик». Если же дети долго сидели на занятии, провожу активные действия, подбираю такие игры, как «Воробушки и кот», «Удочка», «Не оставайся на полу».

2.4.Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы работы по развитию физических качеств и навыков детей дошкольного возраста с использованием подвижных игр.

2.5.Практическая значимость опыта

Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Раздел III.

Результативность опыта

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также  использование подвижных игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей,  речь, внимание, логическое мышление.

При организации подвижных игр дети стали выдержанными, смелыми, ловкими, решительными, внимательными. Они научились решать самостоятельно, как действовать в той или иной игре. Играя в подвижные игры, дети стали активными, инициативными, творческими, сообразительными и внимательными.

Подвижные игры  – основной вид деятельности детей. Именно в них дети раскрепощаются полностью. Только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении физических навыков и умений, только подвижными играми можно обеспечить детям естественную потребность в движении.

Раздел IV.

Заключение

Подвижные игры  это группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяющие потребность растущего организма.

Подвижные игры  – одно из важнейших средств воспитания детей. Они очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у  детей чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.  

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны для семейной физкультуры. Доказано,  что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метание, упражнения на равновесие, внимательность.

П. Ф. Лесгафт, создавший систему физического воспитания, видел в игре большую воспитательно  – образовательную силу. Считал её лучшим средством воспитания личности ребёнка. Он подчёркивал тот факт, что игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.

П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия». Однако только при руководстве со стороны педагога игра может оказать положительное влияние на ребёнка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.

  Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что именно в дошкольном возрасте формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека.

 От состояния двигательной сферы и возможностей в овладении различными движениями, моторными актами и двигательной деятельностью в целом зависит развитие жизненно необходимых способов передвижения и формирование элементарных навыков самообслуживания, а также овладение учебно – трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!»

Для детей в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда – либо действия и тем самым, приобретать определённые навыки, которые могут пригодиться им в будущем. Дети анализируют определённые ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие Мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Подвижные игры:

- развивают мышление, воображение, чувство ритма;

- учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях;

- учат подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;

- активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;

- формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;

- помогают овладеть пространственной терминологией;

- помогают освоиться в коллективе;

- пополняют словарный запас детей.

Раздел V. Библиографический список

1.Глазырина   Л.Д.   Методика   физического   воспитания   детей   дошкольного возраста:

пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

2.Глазырина Л.Д. Физическая культура- дошкольникам: Программа и программные требования.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-144 с.

3. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. – К.: Здоровья, 2004.- 168 с.

4.Доронина, М.А. «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»// Дошкольная педагогика 2007 №4.

5.Жуковская Р.И. «Воспитание ребёнка в игре», Издательство Академии педагогических наук РСФСР, М.: 1963.- 319 с.

6.Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду/ О. М. Литвинова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010.- 492 с.

7.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.- 321 с.

8.Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л. И. Пензулаева; сост. Г.М.Лямина. - М.: Педагогика, 2011. – 190 с.

9.Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5˗7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2014. – 167 с.

10.Рунова, М.А. Особенности организации занятий по физической культуре / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. – 2015. –№ 9. – С. 42 – 52.

11.Симошина  Л.Е.  Методика  и  организация  физкультурно-оздоровительной  работы в дошкольном учреждении: К проблеме оптимизации физического состояния детей 3-7 лет. // Физическая культура № 1,  - М.: «Фон», 1997.

12.Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э.Я. Степанкова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 56 – 58.

13.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.

14.Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2009. – 289 с.

15.Шебеко, В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: обучение и творчество: ст. дошк. возраст. Пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н. Шебеко. – Мн.: Университетское, 2001. – 88 с.

16.Яковлев В.Г. Игры для детей. – М.: Физкультура и спорт, 1975.- 158 с.

VI. Приложения к опыту

Приложение №1

Подвижные игры с речевым содержанием для детей дошкольного возраста

 «Зайка беленький сидит» 

Цель: упражнять детей в беге; развивать у детей внимание.

Правила игры. Дети сидят на стульях или скамейках по одну сторону комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся группкой около педагога и приседают на корточки. Воспитатель декламирует: Зайка беленький сидит

И ушами шевелит:

Вот так, вот так

Он ушами шевелит. (Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть. (На слова «хлоп» и до конца текста дети хлопают в ладоши.)

 Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать. (На слова «скок-скок» и до конца текста дети подпрыгивают на двух ногах на месте.)

Кто-то (или мишка) зайку испугал, Зайка прыг… и ускакал. (Воспитатель показывает мишку, дети убегают на свои места.)

Указания. Игру можно проводить с любым количеством участников. В начале игры все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. При многократном повторении можно выделить на роль зайки ребенка и поставить его в середине круга

«Шёл король по лесу»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, внимание.

Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом:

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем. (Прыгают на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.)

«Давайте вместе с нами» 

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, внимание.

Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с ребятами произносит текст и показывает движения. Дети повторяют движения.

Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны.)

Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте.)

Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши.)

Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны.)

«Жили-были зайчики»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, внимание.

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения.

Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи ушки.)

На лесной опушке, (Разводят руками.)

Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома.)

В маленькой избушке, Мыли свои ушки, (Трут ушки.)

Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук.)

Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево.)

Надевали тапочки. (Поочередно выставляют ноги на пяточки.)

«Мы погреемся немножко» 

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, внимание.

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах.)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ(Шагают, высоко поднимая ноги.)

«Каравай» 

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, внимание.

Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося:

На (Имя) день рожденья        

Испекли мы каравай (Идут по кругу.)

Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.)

Вот такой низины, (Присаживаются на корточки.)

Вот такой ужины, (Сходятся к центру круга.)

Вот такой ширины. (Отходят назад, расширяя круг.)

«Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай! (Хлопают в ладоши.)

Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется.

«Дерево, кустик, травка» 

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, внимание.

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» – разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

«Кот и мыши»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, внимание.

Дети - мышки приседают в начерченных кружочках. Ребенок  - кошка сидит в уголке.

Мышки в норочках сидели,           Закрыть лицо широко раздвинуть пальцы.

Мышки в щелочки глядели.

Видят, кошки не видать.

 Вышли мышки погулять.                  Легкий бег на носках.

Мышки корку отыскали                      Приседают, «грызут»

И обедать сразу стали.

Хрум - хрум - хрум!                      Хлопки в ладоши, шум, веселье.

Хрум - хрум - хрум!    

Подняли мышата шум.

Кошка мышек услыхала

И мышаток догоняла!                    Мышки убегают, кашка их догоняет.

«Козлик и дети»

Цель: активизировать речь детей, развивать координацию речи с движениями, упражнять в беге.

Дети встают в круг. В центре- ребенок-«козлик». Ребята ведут вокруг него хоровод, а «козлик» поет.

Я по лесу иду                Дети идут по кругу.

Свою песню пою,

Ме - ме - ме !

Подойдите все ко мне!               Подходят к козлику.

Непослушных детей испугаю,           Отходят назад

Непослушных детей забодаю!          Убегают от козлика.

Приложение №2

Подвижные игры по командам

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Цель: Упражнять детей в беге. Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети собираются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флажком определенного цвета. По сигналу «идите гулять» малыши расходятся по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флажка соответствующего цвета. Педагог отмечает, какая группа раньше собралась. Затем игра повторяется (5-6 раз).

Указания. После нескольких повторений, когда малыши хорошо усвоят игру, педагог может предложить им во время прогулки остановиться, закрыть глаза, а сам тем временем переставит флажки в углах комнаты.

Оборудование. Флажки красного, синего, желтого и зеленого цветов.

Подвижная игра «Беги к флажку»

Цель: Упражнять детей в беге.

Правила игры. Воспитатель раздает детям флажки двух цветов: красного и синего. Держа в одной руке, красный, в другой - синий флажок, он разводит руки в стороны; дети свободно группируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает малышам погулять - побегать по площадке. Пока они гуляют, педагог переходит на другую сторону, говорит: «Раз, два, три - скорей сюда беги!» - при этом он разводит руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда соберутся все, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Нельзя разбегаться по площадке раньше сигнала воспитателя. Он перекладывает флажки из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него. Можно ввести в игру добавочные сигналы и задания. Например, по сигналу «стой» все игроки должны остановиться и закрыть глаза или поплясать, а воспитатель в это время незаметно уходит в другое место. По сигналу дети снова бегут к педагогу. Вместо флажков детям можно дать платочки или кубики соответствующего цвета или повязать на руки цветные ленточки.

Оборудование. Флажки красного и синего цветов.

Подвижная игра «Не опоздай»

Цель: Упражнять детей в беге.

Правила игры. На полу по кругу раскладывают кубики или погремушки. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они бегают по всей комнате, не задевая друг друга и не сбивая кубиков. По сигналу «Не опоздай!» дети бегут к своим кубикам.

Оборудование. Кубики (погремушки).

Подвижная игра «Найди свое место (домик)»

Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Упражнять детей в беге.

Правила игры. Каждый играющий выбирает себе домик. Это могут быть стул, гимнастическая скамейка, круг, начерченный на земле или на полу, обруч и другое. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и тихо бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свое место (домик)» они возвращаются на свои места.

Указания. Дети должны бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, подальше от своего места, не подбегать к нему до сигнала.

Оборудование. Стулья, гимнастическая скамейка.

Подвижная игра «День и ночь»

Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Упражнять детей в беге.

Правила игры. Играющие распределяются на две команды - «День» и Ночь». Посередине зала проводится черта или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от черты спиной друг к другу становятся команды. Воспитатель говорит: «Приготовились!», затем дает одной команде сигнал к бегу, например, произносит: «День!». Дети убегают за условную черту, а игроки второй команды быстро поворачиваются кругом и догоняют соперников, стараясь запятнать их, прежде чем те пересекут условную линию. Выигрывает команда, которая успеет запятнать большее количество игроков противоположной команды.

Приложение №3

Подвижные игры для дошкольников

«КОШКИ – МЫШКИ»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Играющие держатся за руки, стоят по кругу – это мышки. В центре – кот. Затем мышки приседают и по сигналу медленно встают со словами:

Мышки, мышки, не робей,

Спит усатый котофей.

Кот в центре круга засыпает, и мыши радостно бегут по кругу со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота!

При этом обязательно держатся за руки и кричат, дразнят кота.

По сигналу кот ловит мышку, которая не успеет присесть и построить над головой  «домик» (крышу).

«ЛОХМАТЫЙ ПЁС»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь   не даться, ловящему и не толкаясь.

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова:

 

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос,   

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит. 

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только заканчивается чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

«ХОХЛАТКА»

Цель: упражнять в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки, учить быть внимательными, действовать по сигналу.

Воспитатель, а затем и дети произносят слова:                       

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка.

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Воспитатель - хохлатка, дети - цыплята идут гулять, разбредаются по площадке.  На слова: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - цыплята должны прибежать к хохлатке.

«КУРОЧКИ И ПЕТУШОК»

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге.

Дети-«курочки» сидят на стульчиках. Ребенок- «петушок» ходит по залу, высоко поднимая ноги и взмахивая руками, как  крыльями.

Ходит Петя у ворот,

Петя песенку поет:

— Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку!

Курам зернышки найду.

Ку-ка-ре-ку!

«Петушок» останавливается и зовет «курочек».

Курочки скорей бегут,

Зернышки клюют, клюют:

- Вот спасибо, ко-ко-ко,

Очень вкусное зерно!

- Мне теперь пора вставать,

Кур в курятник загонять.

Ку-ка-ре-ку!

Петушок кукарекает и догоняет кур.

«ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам,  исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Лягушки прыгают в болоте и поют:

«Мы зеленые лягушки,

Мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква, ква-ква-ква!»

Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит:

«По болоту я шагаю

И лягушек я хватаю!

Целиком я их глотаю –

Хап – хап – хап!»

Увидев лягушат, цапля говорит:

«Вот они, лягушки,

Зеленые квакушки!

Берегитесь, я иду –

Я вас всех переловлю!» Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки выбывают из игры.

«ЗАТЕЙНИКИ»

Цель: развивать речь, воображение, активизировать движения.

Затейник в середине круга. Дети идут по кругу, произносят слова:  

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе,

Сделаем вот так».

Затейник показывает движение, дети повторяют.

«ДВА МОРОЗА»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам,  развивать речь, быстроту реакции,  упражнять в беге. 

На одной стороне дети, на другой черта, в середине 2 мороза.

« Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я – мороз – красный нос,

Я – мороз – синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

Дети перебегают, морозы ловят.

«МЫ ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне зала дети, на другой – черта, в середине – ловишка.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

1,2,3 -  лови!

Дети перебегают, ловишка ловит.

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Дети стоят за чертой (это их дом) на одной стороне площадки, а медведь в очерченном домике - на другой стороне площадки.

Дети идут к медведю со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

После этих слов медведь догоняет детей, которые стараются спрятаться в свой домик.

«ВОДЯНОЙ»

Цель: развивать речь, тактильные ощущения, активизировать движения.

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.

Водяной, водяной

Что сидишь под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час

Всё равно не знаешь нас.

Водяной подходит к одному из детей, ощупывая его, пытается отгадать его имя. Если отгадал, то водяным становится этот ребёнок.

«СОВА»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне площадки дети, на другой - сова. Дети идут по лесу, приближаются к сове и говорят:

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

«Сова» сидит на пеньке. На слова: «Да как полетит!» сова спрыгивает с пенька.  Дети разбегаются, а «сова» их догоняет.

«ЗАЙКА»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, быстроту реакции, воспитывать честность, справедливость.

Дети встают в круг. За кругом прыгает ребенок-«зайка» в маске зайчика.

Дети:

Скачет зайка маленький

Около завалинки,

Быстро скачет зайка —

Ты его поймай-ка.

С окончанием слов «зайка» задевает ладошкой любого ребенка, который будет «лисой». «Зайка» и «лиса» бегут за кругом в разные стороны. Кто первым забежит в круг, тот и выиграл.

«ПЧЁЛЫ И ЛАСТОЧКА»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

 Дети-«пчелы» летают и поют:

Пчелки летают,

Медок собирают.

Зум-зум-зум!

Зум-зум-зум!

«Ласточка» сидит в «гнезде», по окончании пения говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает!»

Затем вылетает из «гнезда» и ловит «пчел».

«МОТЫЛЬКИ»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети изображают мотыльков, бегают, машут руками и говорят:

На зеленом на лугу мотыльки летают

И с цветочка на цветок весело порхают.

Таня:

Таня вышла на лужок,

А в руках у ней сачок.

Берегись-ка, мотылек,

                         Улетай скорей, дружок!               

Дети убегают, а Таня догоняет.

«ГУСИ – ГУСИ»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне – гуси, на другой – хозяйка, посередине – волк.

Гуси, гуси! – га-га-га.

Есть хотите? – да-да-да.

 Ну, летите! – нам нельзя.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Ну, летите, как хотите,

       Только крылья берегите!       

  Гуси летят, волк ловит.

«ВОРОБЬИ И ЩЕНОК»

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге. Дети-«птички» сидят на стульчиках и произносят текст:

Шарик по двору гулял,

Шарик птичек увидал.

Притаился и молчит,

Сделал вид, как будто спит.

 «Птички» летают     врассыпную.  По сигналу «Шарик» выбегает из   засады и ловит  птиц.        

«КОЗЛЁНОК»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, учить вести диалог, быть внимательными.  Дети идут вокруг стоящего в центре «козленка» и говорят.

Дети:            Выходи, козленок мой,

                Пободаемся с тобой.

Козленок:               Ме-ме-ме! — звучит в ответ. —

              А у вас и рожек нет.

Дети:         Выходи, козленок мой,

                Поиграем мы с тобой.

                            Козленок:                 Ме-ме-ме! Играть люблю,

                              Вот возьму и догоню.                         

«Козленок» догоняет ребят.

                              

МИШКА- ЛЕЖЕБОКА

Цель: развитие речи, упражнять в беге, учить исполнять главную роль.

Выбирается мишка. Ему надевают маску.

Мишка, мишка-лежебока,

Хватит спать, хватит спать!

Мы хотим с тобою, мишка,

Поиграть, поиграть!

Ты веселых ребятишек

Догоняй, догоняй!

Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка,

Нас поймай! Нас поймай!

                      Дети подходят к мишке и убегают, мишка догоняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое ...

Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной сторон...

"Подвижные (сюжетные) игры - эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основ...

Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...

Подвижная игра - важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного возраста

         Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста Она способствует физическому, умственному, нравственному и...

Спортивные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Спортивные  игры как средство физического развития детей дошкольного возраста.Игра - важнейший вид деятельности ребенка - играет огромную роль в физическом развитии и воспитании ребенка....

Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время волнует педагогов, родителей, врачей, общество в целом. ФГОС ДУ обозначает работу в данном направлении как одну из важнейших в совреме...