СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».
материал по теме

Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_sofina.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».

Софьина Лариса Викторовна

Воспитатель, МБДОУ

 « Менделеевский детский сад»

п.Менделеево Карагайский район

Проблема интеграции дошкольного образования важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением Федеральных государственных требований к структуре основной  общеобразовательной программы. По мнению таких исследователей, как М.В.Крулехт, А.Г.Гогоберидзе, М.В.Лазаревой, реализация принципа интеграции способствует формированию у детей познавательной активности, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями, свободно высказывать свои мысли. Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют, в пределах требуемого времени без перезагрузки детей и не снижая познавательной активности, получить желаемый результат – развитие интегративных качеств воспитанников.

Дошкольный возраст – это период фактического формирования личности, и время, когда ребёнок проходит основной этап социализации к окружающему его миру, поэтому становлению и развитию личностных интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста мы придаём особое значение.

Мы считаем, что приоритетными задачами воспитателя в данном контексте являются:  

  1. развитие в детях любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости;
  2. приобщение к элементарным общепринятым правилам поведения и нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  3. формирование коммуникативных умений и навыков.

Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентирует педагогов на поиск и создание дидактических моделей, программ и технологий, направленных на развитие интегративных качеств личности ребенка, формирование у него адаптационных способностей к требованиям социума.

В связи с этим мы стараемся вести работу по трём направлениям:

1.        Морально-нравственное воспитание дошкольников;

2.        Развитие  коммуникативных умений и навыков детей, а также развитие их творческих способностей при помощи сказок;

3.        Развитие личностных интегративных качеств - развитие любознательности и активности дошкольников через проектную и опытно-экспериментальную деятельность

При  реализации первого направления мы  используем необходимый литературный и демонстрационный материал, направленный на  формирование у детей представлений о моральных и этических нормах поведения, системе моральных ценностей в отношениях между людьми, который  предполагает активное включение ребенка в деятельность, активизирует мышление детей, познавательный интерес, формирует у них готовность к саморазвитию и самовоспитанию.

Отбор  воспитательных и познавательных задач осуществляется исходя из ФГТ, а именно:

  1. Развивающий характер обучения;
  2. Обеспечение максимальной активности детей в процессе познания;
  3. Интегративный подход к содержанию и методам организации пед.процесса;
  4. Учет индивидуальных и возрастных возможностей дошкольников.

Наиболее важным условием развития личностных интегративных качеств дошкольников является интеграция нравственного воспитания с развитием любознательности и активности воспитанников при организации субъект-субъектных отношений, а именно:

  1. При инсценировке сюжетов с помощью игрушек - куклотерапия.
  2. Игры-занятия « Уроки вежливости».
  3. Этические беседы.
  4. Детские фотовыставки « Наши добрые дела».
  5. Праздник « Бал хороших манер», досуги « Знатоки этикета»  и т.д.
  6. Чтение художественной литературы по этикету.

Реализация второго направления предполагает  работу с народным фольклором, сказками, т.к. именно детская сказка – необходимый элемент воспитания и развития ребенка, она доступным языком учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка формирует у ребенка основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Мы используем сказки для ознакомления детей с их правами, гендерного, патриотического воспитания, коррекции поведения, отрицательных черт характера детей, развития творческих и художественных способностей.

Работа над сказками и со сказками – это мощное средство развития любознательности, активности, нравственности дошкольников.

С  этой целью в группе создана соответствующая предметно-развивающая среда - уголок сказок , в котором организуются  разнообразные игры по сказкам, такие как « Правила в сказках» , « Права герое сказок» , « Нарисуй героев сказок – положительных, отрицательных» , « Поступки героев сказок» и т.д.

Третье направление нашей работы  мы реализуем  через проектную и опытно-экспериментальную деятельность, направленную на создание условий для самостоятельного нахождения детьми  ответов на проблемные  вопросы, что способствует развитию познавательной компетенции дошкольников.

Дети на практике познают свойства материалов (ткани, бумаги, воды, воздуха, огня и др.). Овладение разными способами познания способствует развитию у детей таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, коммуникативных способностей. Кроме того,  для развития личностных интегративных качеств дошкольников (любознательности, активности, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и т.д.) мы широко используем метод проекта. Все достоинства данного вида деятельности достаточно изучены и широко внедряются в практику, но часто проект педагоги рассматривают только как научно-познавательный, как способ расширения кругозора детей. Разрабатывая проекты, мы всегда стараемся объединить познавательность и активность детей с нравственным, трудовым, патриотическим воспитанием.  Нами  созданы следующие проекты « СемьЯ», « Моя родословная», « Хлеб - всему голова» и др.

Для  осуществления системного подхода нами организовано систематическое  взаимодействие с родителями по развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  Это  консультации,  семинары-практикумы, и мастер-классы. После психолого-педагогической просветительской  работы родители наших воспитанников научились более четко понимать, что существует обратная связь между характером воспитания и детским развитием. В большинстве семей стали отдавать предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения, родители повысили контроль над собственными эмоциями, стали активными участниками жизни детей в детском саду, стали чаще опираться на полученные знания.

Мы убеждены, что система нашей работы  по социализации детей старшего дошкольного возраста способствует повышению уровня воспитанности дошкольников, формированию положительных личностных качеств, развитию любознательности, активности, а как результат – их  успешной социализации. 

Своё сообщение хотелось бы закончить словами В.А.Сухомлинского «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отнош...

Материал из опыта работы "Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста"

Материал из опыта работы "Развитие эмоционально-нравственной  сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста"...

«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Как писал Василий Александрович  Сухомлинский, «от того, как прошло  детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его  разум и сердце из окружающего мира – о...

Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...

Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»

Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.Задачи:1.Изучит...